Решение от 14.01.2011 о признании незаконным бездействия администрации органа местного самоуправления и понуждении к действию



Дело № 2-450/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 января 2011 годаг. Новосибирск

Новосибирский районный суд Новосибирской области

в составе:

ПредседательствующегосудьиСафроновой Е.Н.

При секретареКашуба А.С.

С участием помощника прокурора

Новосибирского районаЯковлевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новосибирского района Новосибирской области в защиту прав неопределенного круга лиц, к Администрации Раздольненского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании бездействия незаконным и о понуждении к действию,

установил:

Прокурор Новосибирского района Новосибирской области в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Раздольненского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории Раздольненского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на землях поселения, просил обязать Администрацию Раздольненского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области принять меры по ликвидации указанной несанкционированной свалки, организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

Доводы заявления обосновывает тем, что прокуратурой Новосибирского района Новосибирской области проведена проверка исполнения природоохранного, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории муниципального образования Раздольненского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.

В ходе указанной проверки установлено, на территории <адрес> в границах кадастрового квартала №... установлен факт размещения несанкционированной свалки ТБО на ориентировочной площади 2000 кв.м. Свалка расположена в 80 метрах в северо-восточном направлении от ориентира жилой дом <адрес>

Согласно информации №... от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной администрацией Новосибирского района Новосибирской области, указанная свалка не входит в число отвалов ТБО, имеющих необходимую разрешительную документацию.

Бездействие администрации Раздольненского сельсовета, выразившееся в непринятии мер по надлежащей организации полигона для твердых бытовых отходов ( далее ТБО) является незаконным.

В судебном заседании прокурор Яковлева О.В. требования поддержала в полном объеме, просила признать бездействие Администрации Раздольненского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории Раздольненского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на землях населенных пунктов - незаконным и обязать Администрацию Раздольненского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, ликвидировать несанкционированную свалку ТБО, расположенные на земельном участке в границах кадастрового квартала №... в 80-ти метрах в северо-восточном направлении от ориентира жилой дом <адрес>

В обоснование доводов заявления суду пояснила, что в соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» – организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения.

Согласно ст. ст. 8, 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на органы местного самоуправления поселения возложена обязанность организации вывоза твердых бытовых отходов и мусора. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с ТБО и мусором на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Администрацией Раздольненского сельсовета принимаются меры по уборке мусора и ТБО на территории поселения, но делается это не в достаточном объеме, что существенно нарушает права неопределенного круга лиц, проживающего на территории поселения, на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду. Наличие несанкционированных свалок на территории населенных пунктов создает реальную угрозу нанесения вреда здоровью неопределенного круга лиц – жителей населенных пунктов, а также окружающей природной среде.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ прокурор Яковлева О.В. в судебном заседании просила установить срок органу местного самоуправления для принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов и мусора, расположенных на территории Раздольненского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области – до ДД.ММ.ГГГГ

Представитель органа местного самоуправления – администрации Раздольненского сельсовета Новосибирского района – в суд не явился, был извещен, представил суду отзыв на заявление, в котором указал, что вышеуказанная несанкционированная свалка частично расчищена, но в связи с образованием снежного покрова в полном объеме убрать её в настоящее время невозможно. Ликвидация данной свалки запланирована на период весенней уборки 2011 г. В проекте бюджета на 2011 г. на благоустройство заложены денежные средства в сумме 1 763 411 руб.. Кроме того, в 2011 г. будет налажен вывоз ТБО методом кольцевого сбора с <адрес>.

Выслушав прокурора Новосибирского района Новосибирской области, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 56 ГПК РФ - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Право граждан на благоприятную окружающую среду, закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды».

П. 1 ст. 8 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может нарушать права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

На основании ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» - прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ – прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Как установлено в судебном заседании прокурором Новосибирского района Новосибирской области была проведена проверка исполнения природоохранного, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории муниципального образования Раздольненский сельсовет Новосибирского района Новосибирской области.

В ходе указанной проверки установлено, что на территории Раздольненского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на землях поселений располагается несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.

Согласно ст.ст. 14,15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения муниципального района – организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Нормами ст.ст.4, 22 ФЗ от 30 марта 1999 № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую среду.

Из материалов дела усматривается, что на территории Раздольненского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области располагается несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Администрацией принимаются меры к её ликвидации и устранению в будущем возможности образования новой свалки путем организации сбора мусора и ТБО на <адрес>.

В нарушение п.2.2 Санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигона для твердых бытовых отходов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 г. № 16 – санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов на земельном участке отсутствует, содержание свалки не отвечает санитарным правилам, земельный участок в настоящее время для размещения полигона ТБО не отводился.

До настоящего времени мусор с территории несанкционированной свалки ТБО не убран. Границы участка не определены, документы, подтверждающие право Раздольненского сельсовета на использование земельного участка для размещения на нем полигона ТБО и санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам отсутствуют, территория несанкционированных свалок не имеет ни ограждения, ни траншеи, ни вала.

Существующая «свалка» не соответствует требованиям, предъявленным к устройству и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов, не имеют проекта по их эксплуатации и рекультивации.

Согласно информации главы Раздольненского сельсовета обязанности организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также по очистке мест свалок бытовых отходов и мусора, расположенных на территории Разольненского сельсовета, возложены на МУП «КТЦ». Однако данные меры являются не значительными, не позволяющими в полном объеме устранить выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения, так как свалки продолжают существовать на территории поселения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, судом установлено, что администрация Раздольненского сельсовета не исполняет в полном объеме требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, не принимает надлежащие меры к утилизации и переработке отходов на несанкционированной свалке, образованной на землях населенных пунктов в границах кадастрового квартала №... на ориентировочной площади 2000 кв.м. в 80-ти метрах в северо-восточном направлении от ориентира жилой дом <адрес>. Тем самым администрация Раздольненского сельсовета ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, создает опасность причинения вреда их жизни, здоровью и окружающей среде.

В соответствии со ст.ст. 1,2,11 ГК РФ – неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав путем их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ, в их число входит понуждение к исполнению обязанности в натуре.

Исследовав доказательства в их совокупности, суд считает заявление прокурора Новосибирского района Новосибирской области законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению.

Согласно п. 1 ст. 258 ГПК РФ - суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение.

В соответствии с п. 2 ст. 206 ГПК РФ - суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом изложенного, учитывая принцип разумности и справедливости, суд считает необходимым установить срок органу местного самоуправления для принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора, расположенной на территории Раздольненского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области – до ДД.ММ.ГГГГ

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199,245,258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Новосибирского района Новосибирской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Раздольненского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании бездействия незаконным и о понуждении к действию - удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Раздольненского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории Раздольненского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на землях населенных пунктов в границах кадастрового квартала №... на ориентировочной площади 2000 кв.м. в 80-ти метрах в северо-восточном направлении от ориентира жилой дом <адрес> - незаконным и обязать Администрацию Раздольненского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Новосибирский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий -подпись