Решение от 04.03.2011 о признании незаконным бездействия администрации и понуждении к действию



Дело № 2-236/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 марта 2011 годаг. Новосибирск

Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе:

ПредседательствующегоКазанниковой Н.В.

При секретареАрдеевой Е.А.

С участием прокурораЯковлевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новосибирского района Новосибирской области в защиту прав неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации ... и о понуждении к действию,

Установил:

Прокурор Новосибирского района Новосибирской области в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц признании незаконным бездействия Администрации ... в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории <адрес> на территории производственной базы ЗАО «...» на землях сельскохозяйственного назначения, просит также обязать Администрации ... принять меры по ликвидации указанной несанкционированной свалки, организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов. Заявление обосновывает тем, что прокуратурой Новосибирского района Новосибирской области проведена проверка исполнения природоохранного, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории муниципального образования ....

В ходе указанной проверки установлен факт наличия несанкционированной свалки ТБО, расположенной на земельном участке - категория земель - земли сельскохозяйственного назначения вблизи ЗАО «...».

Из сообщения главы администрации ... следует, что полигонов по складированию ТБО, расположенных на территории муниципального образования нет. Место для складирования и утилизации ТБО расположено в <адрес> в районе ЗАО «...», в бюджете муниципального образования денежные средства на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не предусмотрены.

Согласно информации администрации ... указанная свалка не входит в число ТБО, имеющих необходимую разрешительную документацию.

Существующая «свалка» не соответствует предъявленным к устройству и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов, не имеет проекта по ее эксплуатации и рекультивации. Бездействие администрации ..., выразившееся в непринятии мер по надлежащей организации полигона для твердых бытовых отходов (далее ТБО) является незаконным.

В судебном заседании прокурор Яковлева О.В. требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме и пояснила, что в соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ – организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения.

Согласно ст. ст. 8, 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ на органы местного самоуправления поселения возложена обязанность организации вывоза твердых бытовых отходов и мусора. Территории муниципальных образования подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Администрация ... не выполняет обязанностей по организации вывоза отходов, не осуществляет контроль за несанкционированной свалкой.

Представитель администрации ... не прибыл, о слушании дела извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Выслушав прокурора, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

П. 1 ст. 8 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может нарушать права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

На основании р. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» - прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числе граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии ч. 1 ст. 45 ГПК РФ – прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Как установлено в судебном заседании, прокурором Новосибирского района Новосибирской области совместно в представителями Управления Россельхознадзора ... была проведена проверка состояния законности в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования ....

В ходе указанной проверки установлено, что на территории ... располагается несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, категория земельного указанного земельного участка – земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно ст.ст. 14,15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения муниципального района – организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Нормами ст.ст.4, 22 ФЗ от 30 марта 1999 № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 87 БК РФ – организация утилизации и переработки отходов (за исключением радиоактивных) финансируется исключительно за счет средств местного бюджета (в данном случае районного). Дополнительные обязанности возложены на органы местного самоуправления в области утилизации и уничтожения биологических отходов в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Таким образом, положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую среду.

Согласно ч. 2 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ – к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Из материалов дела усматривается, что на территории ... базы ЗАО «...» располагается несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, категория земельного указанного земельного участка – земли сельскохозяйственного назначения.

В нарушение п.2.2 Санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигона для твердых бытовых отходов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 г. № 16 – санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов на земельном участке отсутствует, содержание свалки не отвечает санитарным правилам. Земельный участок в настоящее время для размещения полигона ТБО не отводился.

Из сообщения администрации ... следует, что полигонов по складированию ТБО, расположенных на территории муниципального образования нет. Место для складирования и утилизации ТБО расположено в поселке Восход в районе ЗАО «...», в бюджете муниципального образования денежные средства на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не предусмотрены.

Согласно объяснениям главы администрации ... Шуллера В.И., свалка существует уже более 30 лет.

Согласно информации администрации ... указанная свалка не входит в число отвалов ТБО, имеющих разрешительную документацию.

Таким образом, в суде бесспорно установлено, что администрация ... не исполняет требования природоохранного законодательства в области обращения в отходами производства и потребления, не принимает меры к утилизации и переработке отходов, тем самым ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения и близ лежащих территорий, создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Ст. 42 Конституции РФ определяет право каждого гражданина на благополучную окружающую среду, которое невозможно без санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяется как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на него и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В силу ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которые не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст.ст. 1,2,11 ГК РФ – неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ, в их число входит понуждение к исполнению обязанности в натуре.

Исследовав доказательства в их совокупности, суд считает заявление прокурора Новосибирского района Новосибирской области законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению.

Согласно п. 1 ст. 258 ГПК РФ - суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение.

В соответствии с п. 2 ст. 206 ГПК РФ - суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом изложенного, учитывая принцип разумности и справедливости, суд считает необходимым установить срок для принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории ... на землях сельскохозяйственного назначения, организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в срок до 01 мая 2011 года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199,245,258 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление прокурора Новосибирского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга о признании незаконным бездействия Администрации ... и о понуждении к действию удовлетворить.

Признать бездействие Администрации ..., выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории <адрес> на землях сельскохозяйственного назначения незаконным.

Обязать Администрацию ... в срок до 01 мая 2011 года принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Новосибирский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий