Решение от 06.06.2011 о защите прав потребителя и возмещении убытков вследствие недостатков предоставленных услуг



Дело № 2-1010\11

Поступило в суд: 17.02.2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    06 июня 2011 года                                               г. Новосибирск

Новосибирский районный суд Новосибирской области

в составе:

Председательствующего судьи              Егоровой Е.В.,

При секретаре                    Артемкиной Н.В.,

    Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масаловой Н.Е. к МУП ДЕЗ ЖКХ «Березовское» о защите прав потребителя и возмещении убытков вследствие недостатков предоставленных услуг,

установил:

Масалова Н.Е. обратилась в суд с иском к МУП ДЕЗ ЖКХ «Березовское» о защите прав потребителя, возмещении убытков вследствии недостатков предоставленных услуг, обязании обеспечить качество услуг по отоплению квартиры <адрес>, обосновывая свое требование тем, что она является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Дом обсуживает МУП ЖКХ «Березовская». В 2009 году в квартире, расположенной этажом выше (№...) за неуплату было отключено горячее и холодное водоснабжение и отопление, доступ воды в <адрес> был перекрыт из квартиры истицы путем установления хомутов на трубы, в результате чего была нарушена их целостность и испорчен внешний вид. В результате отключения всех бытовых благ, жильцы <адрес> из квартиры выехали. С этого времени в квартире истицы в холодное время года холодно и сыро, в результате чего внутренняя отделка квартиры, а также мебель и другие вещи пришли в негодность из-за плесени. В квартире стало невозможно жить. У дочери развилась аллергия на плесень и теперь она вынуждена снимать квартиру.

После обследования квартиры истицы комиссией МУП ЖКХ (акт от ДД.ММ.ГГГГ) было принято решение о возобновлении отопления в <адрес>, тем не менее, фактических действий не последовало. Отопление в <адрес> не было восстановлено.

Согласно п. 80 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" прекращение предоставления услуг по отоплению, холодному водоснабжению и водоотведению запрещено.

Кроме того, в любом случае приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не должны приводить к повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, нарушению прав и интересов граждан, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме.

Тем не менее, в результате некачественного предоставления коммунальных услуг ответчиком, проживание в квартире истицы стало невозможным, имущество, находящее в квартире, испорчено. Само жилое помещение приходит в негодность. Средняя температура воздуха не превышает +14°С (в нарушение требований СанПиН 2.1.2.2645-10 - Приложение №2).

Таким образом, истица не может использовать принадлежащее ей имущество по целевому назначению - для проживания, что нарушает ее права как собственника, закрепленные Конституцией РФ (ст. 35, 40), Гражданским кодексом РФ (ст. 209, 304) и Жилищным кодексом РФ (ст. 30). Кроме того, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Статьей 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.

Исходя из соответствующих положений абз. «а», «б» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, обеспечение потребителей жилищно-коммунальных услуг надлежащим теплоснабжением, электроснабжением, холодным и горячим водоснабжением для исполнителя обязательно.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» и абз. «б» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам каждый потребитель имеет право на соответствие услуг по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм, условиям договора.

Исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан в соответствии с п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества услуг, повышать их потребительские свойства и не допускать нарушений технологических процессов в ходе их оказания.

В результате некачественно оказываемых услуг, истице причинен ущерб, в связи с порчей имущества (внутренней отделки квартиры и находящейся в ней мебели). Размер ущерба определен независимым оценщиком в сумме 83 000 (Восемьдесят три тысячи) рублей, что подтверждается Отчетом №... об определении рыночной стоимости работ и материалов, необходимых для устранения материального ущерба, причиненного внутренней отделке в трехкомнатной квартире. Стоимость услуг оценщика составила 4000 (четыре тысячи) рублей, что подтверждается договором №... от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ.

    В судебном заседании истица Масалова Н.Е. исковые требования поддержала в полном объеме, при этом пояснила, что она в течение 2- х лет обращалась за помощью в управляющую компанию с просьбой решить вопрос с отоплением в квартире. Ответчик бездействует, все ее заявления игнорирует. Просит взыскать с ответчика денежные средства в качестве ущерба вследствие некачественно оказанных услуг в сумме 83 000 рублей и обязать МУП ДЭЗ ЖКХ «Березовское» обеспечить качество предоставления услуг по отоплению квартиры <адрес>, СанПиН 2.1.2.2645-10.

    Представитель истицы Мурашова А.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что истица в течении 2-х лет обращалась в управляющую компанию с просьбой решить вопрос отопления в квартире. Неоднократно составлялись акты, фиксировались нарушения, но никакие действий по устранению нарушения не предпринимались. Аргумент ответчика о том, что истица по своей вине страдает от холодной температуры в квартире необоснованный.

Представитель ответчика МУП ДЕЗ ЖКХ «Березовское» - Погодаева А.В. не признала исковые требования в полном объеме, при этом пояснила, что сырость в квартире истицы появилась отнюдь не по причине отключения отопления в <адрес>. Плесень и сырость в квартире Масаловой появилась вследствие отсутствия вентиляции в квартире, что подтверждается актом Государственной жилищной инспекции от ДД.ММ.ГГГГ, последний акт был составлен ДД.ММ.ГГГГ, истец не утепляет свое помещение. Также в ванной комнате вентиляционное отверстие частично заложено кафельной плиткой. Ввиду отсутствия вентиляции, в квартире истицы появилась сырость, и как следствие плесень. До начала отопительного сезона истица не производила чистку отопительных приборов на территории своей жилплощади. Истица ни разу не проводила чистку отопительных приборов в своей квартире. Согласно п. 3, 4 Жилищного кодекса РФ, собственник квартиры несет бремя содержания своего имущества и обязан поддерживать его в надлежащем состоянии. Кроме того истец является недобросовестным плательщиком коммунальных услуг.

Выслушав истицу, представителя истицы, представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований либо возражений.

В судебном заседании установлено, что истица Масалова Н.Е. является собственником квартиры <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации №....

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно п. 3 раздела 1 указанных Правил "коммунальными услугами" является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

"Исполнителем" признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

"Потребителем коммунальных услуг" является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно п. 4 раздела 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 49 Правил №... исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объема.

Согласно акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ в квартире <адрес>, температура минус 15 градусов во всех комнатах, стены во всех комнатах покрыты плесенью, двери тоже покрыты плесенью, трубы канализационные все черные. В <адрес> нет отопления и нет воды, поэтому квартира холодная. Принято решение возобновить отопление и холодную воду в <адрес>, заменить двери в подъезде. Согласно акта осмотра жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ температура жилого помещения составляет плюс 9 в коридоре, плюс 14 в комнате. На основании актов осмотра жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в коридоре потолок и стены заплесневели и приобрели черный цвет, в туалете – одна стена и потолок покрыты черными пятнами плесени, в комнате стена со стороны улицы также заплесневела, в большой комнате обои черные от плесени, сверху под потоком обои отошли от стены. В квартире чувствуется запах плесени, повышенная влажность, температура в помещении плюс 13 градусов.

В письме администрации Березовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ №... указано, что отключение подачи тепловой энергии в <адрес> было произведено ЖКХ на основании приказа №... от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключения отчета №... рыночная стоимость материального ущерба с учетом износа, причиненного внутренней отделке в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, рассчитанная по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ1 года составляет 83 000 рубля 00 копеек.

На основании выводов экспертизы, проводимой ООО «Заря» ДД.ММ.ГГГГ низкая температура воздуха и отсутствия отопления на 2-м этаже в <адрес> является одной из причин ущерба, причиненного внутренней отделке квартиры истца по адресу: <адрес>. Причиненный ущерб внутренней отделке квартиры <адрес> является результатам совместного воздействия следующих факторов: - низкой температурой воздуха и внутренних поверхностей ограждающих конструкций в квартире <адрес>, которая обусловлена недостаточной мощностью системы отопления в квартире <адрес> в холодный период года; - появление дополнительной холодной поверхности в <адрес> холодный период года в связи с отключением отопления в квартире <адрес>, в связи с чем необходимо было увеличить мощность системы отопления для поддержания температуры внутреннего воздуха на прежнем уровне; повышенной влажности воздуха в квартире <адрес> в связи с недостаточной вентиляцией в квартире <адрес> (воздухообмен не соответствует требованиям СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».

В соответствии с п. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребители имеют право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества. Поскольку Масалова Н.Е., являясь потребителем коммунальных услуг отопления, получает указанную услугу ненадлежащего качества, исковые требования Масаловой Н.Е. в части обязания МУП ДЭЗ ЖКХ «Березовское» обеспечить качество предоставления услуг по отоплению квартиры подлежат удовлетворению.

Согласно п. 76 правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины. Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

Согласно ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказания услуг). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Судом не принимаются доводы представителя ответчика о том, что низкая температура в квартире истицы связана с тем, что Масалова Н.Е. не осуществляла промывку системы отопления на территории своей жилплощади по следующим основаниям.

Акт осмотра жилого помещения, на который ссылается представитель ответчика составлен ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого радиаторы отопления при вводе на ощупь теплые, низ радиаторов холодный. Акты осмотра жилого помещения, в которых зафиксирована низкая температура в квартире истицы <адрес> составлены на 2009 и 2010 года. Каких – либо иных доказательств, свидетельствующих о том, что низкая температура в квартире истицы связана с отсутствием промывки системы отопления ответчиком не представлено.

Также судом не принимаются доводы представителя ответчика о том, что плесень и сырость в квартире Масаловой Н.Е. появилась вследствие отсутствия вентиляции в квартире по следующим основаниям.

В подтверждение своих доводов представитель ответчика ссылается на акт Государственной жилищной инспекции составленный ДД.ММ.ГГГГ и на акт осмотра жилого помещения составленный ДД.ММ.ГГГГ. Однако акты осмотра жилого помещения, в которых зафиксирована плесень и сырость в квартире истицы <адрес>, составлены в 2009 и 2010 году. Каких – либо иных доказательств, свидетельствующих о том, что сырость и плесень в квартире истицы появилась ввиду отсутствия вентиляции в квартире Масаловой Н.Е. ответчиком не представлено.

Таким образом, требования истицы Масаловой Н.Е. о взыскании с МУП ДЭЗ ЖКХ «Березовское» в ее пользу денежных средств в качестве ущерба вследствие некачественно оказанных услуг в сумме 83 000 рублей подлежат удовлетворению.

На основании ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Статья 98 ГПК РФ предусматривает – стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, в связи с чем подлежит взысканию с ответчика МУП ДЭЗ ЖКХ «Березовское» сумма понесенных истцом расходов в размере 8 000 рублей на проведение экспертизы и 4 000 рублей на проведение независимой оценки. Расходы документально подтверждены.

Согласно ст. 100 ГПК РФ – стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В соответствии с договором на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ истицей Масаловой Н.Е. понесены расходы на оплату услуг представителя в сумме 12000 рублей, то есть за составление искового заявления в суд и участие в судебных заседаниях, которые подлежат взысканию с ответчика МУП ДЭЗ ЖКХ «Березовское» в ее пользу.

В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем с ответчика МУП ДЭЗ ЖКХ «Березовское» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2690 рублей.

         руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л :

        Исковые требования Масаловой Н.Е. удовлетворить.

        Обязать МУП ДЭЗ ЖКХ «Березовское» обеспечить качество предоставления услуг по отоплению квартиры <адрес>, СанПиН 2.1.2.2645-10 до начала отопительного сезона.

        Взыскать с МУП ДЭЗ ЖКХ «Березовское» в пользу Масаловой Н.Е. денежные средства в качестве ущерба вследствие некачественно оказанных услуг в сумме 83 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме 12 000 рублей, расходы на проведение независимой оценки в сумме 4000 рублей, расходы на проведение экспертизы в сумме 8 000 рублей, всего 107 000 (сто семь тысяч) рублей.

        Взыскать с МУП ДЭЗ ЖКХ «Березовское» государственную пошлину за рассмотрение дела в суде в федеральный бюджет в сумме 2690 (две тысячи шестьсот девяносто) рублей.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Новосибирский областной суд через Новосибирский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

        Решение изготовлено в окончательной форме 14 июня 2011 года.

Судья