Решение от 06.07.2011 о признании незаконным бездействия администрации органа местного самоуправления



Дело № 2-1729\11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июля 2011 г.                        г. Новосибирск

Новосибирский районный суд Новосибирской области

в составе:

Председательствующего - судьи                    Сафроновой Е. Н.,

При секретаре                             Кашуба А.С.

С участием помощников прокурора

Новосибирского района Новосибирской области            Косенко Д.А.,Перковой О. В.,

представителя администрации Новосибирского района        Резникова Ю.А.

    Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новосибирского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Новосибирского района Новосибирской области,

установил:

    Прокурор Новосибирского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Новосибирского района, просил суд обязать администрацию организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в соответствии с законом.

    В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проверки состояния законности в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Новосибирского района установлено наличие большого количества свалок твердых бытовых отходов. Земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, не имеют санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Генеральным планом, проектом планировки и застройки Новосибирского района не предусмотрены участки для размещения полигонов твердых бытовых отходов в указанных местах.

    Наличие несанкционированных свалок твердых бытовых отходов создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих на территории Новосибирского района, наносит вред окружающей природной среде.

    Полагает, что администрацией Новосибирского района не приняты меры для организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в соответствии с установленными требованиями закона, что не соответствует основным принципам государственной политики в области обращения с отходами.

    Бездействие администрации Новосибирского района нарушает требования закона, права граждан на благоприятную окружающую среду.

    В судебном заседании помощники прокурора Новосибирского района Косенко Д.А. и Перкова О.В. доводы, изложенные в заявлении, поддержали в полном объеме, просили требование удовлетворить.

    Представитель администрации Новосибирского района Резников Ю.А. против заявленных требований прокурора возражал, пояснив, что администрация Новосибирского района выполняет свои обязанности по решению вопросов местного значения в части утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

    Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 56 ГПК РФ - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Право граждан на благоприятную окружающую среду, закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды».

    П. 1 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

    При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления муниципального района своих обязанностей по утилизации и переработке бытовых отходов и мусора может нарушать права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

    На основании ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» - прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ – прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

    Как установлено в судебном заседании, прокурором Новосибирского района Новосибирской области была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Новосибирского района Новосибирской области.

    В ходе указанной проверки установлено наличие большого количества несанкционированных свалок твердых бытовых отходов. Данное обстоятельство подтверждается актами, представленными прокурором в ходе судебного разбирательства.

    Согласно ст. ст. 14, 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения муниципального района – организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

    Нормами ст. ст. 4, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 ГК РФ – неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав путем их судебной защиты.

    Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ, в их число входит понуждение к исполнению обязанности в натуре.

    Прокурор Новосибирского района просит суд обязать администрацию Новосибирского района организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в соответствии с законом, не уточняя при этом, каким способом и в каком порядке.

    В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

    Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд считает заявление прокурора Новосибирского района Новосибирской области не обоснованным и не подлежащим удовлетворению. При этом суд принимает во внимание следующие обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела:

    На администрацию муниципального образования Новосибирского района в силу закона возложена обязанность по    организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Данный порядок законом не регламентирован.

    Судом установлено, что администрацией района ведется работа по выполнению требований законодательства в части утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов: разработана Генеральная схема очистки территории Новосибирского района и муниципальная целевая программа «Система управления ТБО на территории Новосибирского района на 2009-2016 годы», неоднократно направлялись обращения губернатору Новосибирской области и мэру г. Новосибирска о разработке единой схемы генеральной очистки территории, выделяются денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалок, часть которых уже ликвидирована, утверждена схема территориального планирования, которая предусматривает места утилизации бытовых и промышленных отходов. В настоящее время на территории Новосибирского района отсутствует полигон, имеющий необходимую разрешительную документацию, в связи с чем, организованы места для утилизации и переработки ТБО: отвал ТБО МУП ДЕЗ «ЖКХ-Сервис» вблизи с. Криводановка, полигон ТБО УЖКХ Кировского района г. Новосибирска, полигон ЖКХ Ленинского района г. Новосибирска, полигон ТБО ГУП ЖКХ ННЦ СО РАН (между Академгородком и наукоградом Кольцово), отвал ТБО на территории с. Новолуговое. Указанные места имеют всю разрешительную документацию.

    Постановлением главы Новосибирского района от ДД.ММ.ГГГГ за №..., до введения в эксплуатацию мусороперегрузочных площадок и полигона ТБО, главам администраций муниципальных образований, входящих в состав Новосибирского района, рекомендовано организовать сбор и вывоз ТБО от населения, предприятий и садоводческих товариществ на лицензированные полигоны ТБО г. Новосибирска и Новосибирского района по следующим направлениям:

    Барышевский, Березовский, Мичуринский и Новолуговской сельсоветы – полигон ТБО ГУП ЖКХ ННЦ СО РАН; Боровской, Верх-Тулинский, Морской, Толмачевский, Ярковский сельсоветы и р.п. Краснообск – полигон ТБО МУ «ДЭУ-3№; Каменский, Плотниковский и Раздольненский сельсоветы – полигон МУП «САХ»; Кубовинский, Мочищенский и Станционный сельсоветы – полигон ТБО ООО «Новосибвторресурс»; Криводановский и Кудряшовский сельсоветы – полигон ТБО МУП ДЕЗ «ЖКХ КМ-Сервис».

    Материалами дела подтверждается, что указанные предприятия имеют право осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению мусора.

    Таким образом, суд полагает, что администрацией МО Новосибирского района ведется работа по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории района, в частности, путем конкретного указания главам муниципальных образований лицензированных мест для вывоза мусора с территории поселений. Иного способа и порядка организации утилизации и переработки ТБО прокурором не указано. В связи с чем, требования прокурора об обязании администрации организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в соответствии с законом, не состоятельны.

    Доводы прокурора о том, что в ходе проверки установлено наличие несанкционированных свалок ТБО на территории Новосибирского района свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления – администраций муниципальных образований, входящих в состав Новосибирского района, в части неисполнения ими своих обязанностей по организации сбора и вывоза ТБО с территорий поселений.

    Доводы прокурора в судебном заседании о том, что администрация Новосибирского района не имеет собственного полигона для утилизации и переработки мусора, а вывоз администрациями поселений ТБО на полигоны г. Новосибирска и области связан с определенными денежными затратами, не имеет отношения к предмету данного спора, так как жилой фонд на территории МО Новосибирского района передан в муниципальную собственность. Ст. 154 ЖК РФ определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя, в том числе, плату за содержание и ремонт жилого помещения. Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию "содержание жилого помещения". При этом организация, оказывающая услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, вправе самостоятельно урегулировать взаимоотношения с организациями, оказывающими услуги по захоронению твердых бытовых отходов.

    Кроме того, отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета.

    Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления прокурора Новосибирского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Новосибирского района Новосибирской области – отказать.

    Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Новосибирский районный суд в течение 10 дней с даты изготовления мотивированного решения.

    Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2011 г.

            Судья       подпись