Решение от 12.01.2012 о признании незаконным бездействия и принуждении к действию по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления



Дело № 2-432/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2012 года г. Новосибирск

Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего    Казанниковой Н.В.

При секретаре     Ардеевой Е.А.

С участием прокурора Перковой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новосибирского района Новосибирской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия и понуждению к совершению действий по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления,

установил:

Прокурор Новосибирского района Новосибирской области в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным бездействие администрации Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области по размещению информации о деятельности органов местного самоуправления Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области в Сети Интернет; обязании органа местного самоуправления Администрацию Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области в пределах полномочий, установленных Уставом, разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий перечни информации о своей деятельности, публикуемые на Интернет-сайте, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Просит также обязать орган местного самоуправления администрацию Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в пределах полномочий, установленных Уставом, разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий перечни информации о своей деятельности, публикуемые на Интернет-сайте, в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ, и размещать на Сайте данную информацию.

    Доводы заявления обосновывает тем, что прокуратурой Новосибирского района Новосибирской области проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в части обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. В ходе проверки выявлено, что администрацией Станционного сельского совета не принято должных мер для исполнения требований Федерального закона № 8-ФЗ, не разработаны и не утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие перечни информации о деятельности органа местного самоуправления; на официальном сайте администрации Новосибирского района размещена только информация о главе муниципального образования площади муниципального образования, количестве жителей, что не соответствует требованиям и объему, который закреплен в статье 13 Федерального закона №-ФЗ. Отсутствие с ДД.ММ.ГГГГ информативных правовых актов, регламентирующих перечни информации о деятельности органов местного самоуправления Администрации Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области, отсутствие данной информации на официальном сайте администрации Станционного сельского совета нарушает права неопределенного круга лиц, которые не имеют возможности ознакомления с информацией о деятельности органов местного самоуправления Администрации Станционного сельского совета, что может способствовать коррупционным проявлениям. Администрация Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области на протяжении длительного времени не принимает должных мер к исполнению требований Федерального закона №8-ФЗ, в связи с чем, прокурор обратился в суд.

В судебном заседании помощник прокурора Новосибирского района Перкова О.В. требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав прокурора, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.    

В соответствии со ст. 10 ФЗ- № 8 от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

В соответствии со ст. 9 ФЗ - № 8 от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.

Статья 13 ФЗ - № 8 от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», предусматривает перечень необходимой информации, размещаемой в сети «Интернет» о деятельности органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 14 указанного закона перечень информации определяется органом местного самоуправления. При этом определяется периодичность её размещения в сети «Интернет», сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информации своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

Статьёй 4 ФЗ - № 8 от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», закреплен принцип открытости и доступности информации органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления закреплен в ч.3 ст. 3 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в числе приоритетных принципов антикоррупционной деятельности.

Как установлено в судебном заседании, прокурором Новосибирского района Новосибирской области была проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в части обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.

Проведенной проверкой установлено, что администрацией Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области не принято должных мер для исполнения требований Федерального закона ФЗ - № 8 от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно не разработаны и не утверждены нормативно правовые акты, регламентирующие перечни информации о деятельности органа местного самоуправления. На официальном сайте администрации Новосибирского района Новосибирской области размещена информация только о главе администрации Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области, площади муниципального образования, количестве жителей.

Из справки Администрации Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ исх. №..., следует, что администрацией не разрабатывался и не принимался нормативный правовой акт, регламентирующий перечень информации о своей деятельности, публикуемые на «Интернет-сайте» в порядке установленном ст. 14 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

На основании ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.

Согласно ч.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в частности, получения информации.

Отсутствие нормативных правовых актов, регламентирующих перечни информации о деятельности органа местного самоуправления Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, отсутствие данной информации на официальном сайте Администрации Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области нарушает права неопределенного круга лиц, которые не имеют возможности ознакомления с информацией о деятельности органов местного самоуправления Администрации Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области, что может способствовать коррупционным проявлениям.

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ – прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 ГК РФ – неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав путем их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ, в их число входит понуждение к исполнению обязанности в натуре.    

    Исследовав доказательства в их совокупности, суд считает заявление прокурора Новосибирского района Новосибирской области законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению.     

    В соответствии с п. 2 ст. 206 ГПК РФ – суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом изложенного, учитывая принцип разумности и справедливости, суд считает необходимым установить ответчику срок для принятия мер по устранению нарушений Федерального закона от 09.09.2009 года №8-ФЗ – до 01 марта 2012 года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

    Признать незаконным бездействие администрации Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области по размещению информации о деятельности органов местного самоуправления Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области в Сети Интернет.

Обязать Администрацию Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области разработать и принять нормативно-правовой акт, регламентирующий перечни информации о своей деятельности, публикуемые на Интернет-сайте в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Обязать администрацию Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области разработать и принять нормативно-правовой акт, регламентирующий перечни информации о своей деятельности, публикуемые на Интернет-сайте и размещать на сайте информацию о своей деятельности в срок до 01 марта 2012 года.

    Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Новосибирский районный суд в течение месяца.

Председательствующий