Решение от 12.01.2012 о признании незаконным бездействия и принуждении к совершению действий по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления



Дело № 2-436/12

Поступило в суд: 16 ноября 2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2012 года г. Новосибирск

Новосибирский районный суд Новосибирской области

в составе:

Председательствующего    судьи                    Сафроновой Е.Н.

с участием помощника прокурора

Новосибирского района                        Перковой О.В.

при секретаре      Кашуба А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новосибирского района Новосибирской области к администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления,

установил:

Прокурор Новосибирского района Новосибирской области в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.

Доводы заявления обосновывает тем, что прокуратурой Новосибирского района Новосибирской области в связи с вступлением в силу 01.01.2010 г. Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009г. № 8-ФЗ в отношении администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области была проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в части обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Новосибирского района, установлено, что администрацией Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области не принято должных мер для исполнения требований Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009г. № 8-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2010г., а именно: не разработаны и не утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие перечни информации о деятельности органа местного самоуправления; на официальном Сайте администрации Новосибирского района размещена только информация о главе муниципального образования, площади муниципального образования, количестве жителей, что не соответствует требованиям и объему, который закреплен в ст.13 Федерального закона № 8-ФЗ. Информация, размещенная на официальном Сайте администрации Криводановского сельсовета (контактные данные, график приема граждан, паспорт муниципального образования, распоряжения администрации, биография главы Криводановского сельсовета и председателя Совета депутатов), также не соответствует требованиям и объему, который закреплен в ст.13 Федерального закона № 8-ФЗ.

Неисполнение администрацией Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области с ДД.ММ.ГГГГ. требований законодательства в части разработки и утверждения нормативных актов, регламентирующих перечень информации о деятельности органа местного самоуправления, отсутствие данной информации на официальном сайте Криводановского сельсовета нарушает права неопределенного круга лиц, которые не имеют возможности ознакомиться с информацией о деятельности органа местного самоуправления Криводановского сельсовета Новосибирского района НСО, что может способствовать коррупционным проявлениям, в связи с чем, прокурор обратился в суд.

В судебном заседании помощник прокурора Новосибирского района Перкова О.В. исковые требования уточнила, просила признать бездействие администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района незаконным и обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в пределах полномочий, установленных Уставом, разработать и принять муниципальный правовой акт, регламентирующий перечни информации о своей деятельности, публикуемые в Интернет-сайте и размещать данную информацию в Интернет-сайте.

Уточненные исковые требования помощник прокурора Новосибирского района Перкова О.В. поддержала в полном объеме.

    В судебное заседание представитель ответчика администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, возражений на иск суду не представил.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы делу, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, при этом суд исходит из следующего.

Ст.10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009г. № 8-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2010г. предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта РФ, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

В соответствии со ст.9 Федерального закона №8-ФЗ органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.

Ст.13 Федерального закона №8-ФЗ предусматривает перечень необходимой информации, размещаемой в сети Интернет о деятельности органов местного самоуправления. Данный перечень в соответствии с требованиями ст.14 Федерального закона № 8-ФЗ определяется органом местного самоуправления. При этом определяется периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информации своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

Ст.4 Федерального закона № 8-ФЗ закреплен принцип открытости и доступности информации органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления закреплен в ч.3 ст.3 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в том числе приоритетных принципов антикоррупционной деятельности.

На основании ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.

Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в частности, получения информации.

Выявленные нарушения подтверждаются ответом администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ №..., представленным в материалы дела.

    В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ - прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.ст.1, 2, 11 ГК РФ - неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав путем их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст.12 ГК РФ, в их число входит понуждение к исполнению обязанности в натуре.    

    В соответствии с п.2 ст.206 ГПК РФ - суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом изложенного, учитывая принцип разумности и справедливости, суд считает возможным установить ответчику срок для принятия мер по устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции в части обеспечения доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления - в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Новосибирского района Новосибирской области к администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий по обеспечению доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления - удовлетворить.

Обязать администрацию Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять муниципальный правовой акт, регламентирующий перечни информации о своей деятельности, публикуемые на Интернет-сайте, и размещать данную информацию на Интернет-сайте.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Новосибирский районный суд в течение месяца.

Судья        подпись