Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дело № 2-178/2011 село Новошешминск 18 октября 2011 года- оглашена резолютивная часть 24 октября 2011 года - составлено мотивированное решение Новошешминский районный суд РТ в составе председательствующего судьи Сайфутдинова Р.А., при секретаре Муксиновой Д.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарифуллиной Х.Н. к Исполнительному комитету <адрес> муниципального района РТ о признании акта обследования жилого помещения и заключение межведомственной комиссии незаконным, о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, У С Т А Н О В И Л: В обоснование своих требований истец указала, что она является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, умершего ДД.ММ.ГГГГ. До его смерти они совместно постоянно проживали в одноэтажном доме, общей площадью № кв.м., ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенном по <адрес> муниципального района РТ. Вышеуказанный дом принадлежал ее супругу на праве собственности, а после его смерти она унаследовала по закону. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Исполнительный комитет <адрес> муниципального района РТ с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в чем ей официально было отказано. Отказ мотивирован тем, что межведомственная комиссия ее дом признала пригодным для проживания: процент износа дома составляет всего №%. Не согласившись с данным заключением, она обратилась независимому оценщику и в результате чего установлено, что физический износ дома составляет №%. Представитель истца Р, действующий в порядке ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании уточнил исковые требования и просил признать незаконным решение межведомственной комиссии об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет со дня обращения в Исполком с соответствующим заявлением и пояснил, что из-за плохого самочувствия матери, то есть истца и отсутствия надлежащих условий для проживания, он вынужден ее забрать для проживания в <адрес>. В настоящее время в квартире, где они проживают совместно с истцом всего 7 человек, общая площадь составляет всего № кв.м. В случае удовлетворения исковых требований они намерены приобрести для нее квартиру в <адрес>, чтобы была возможность за ней ухаживать. Представитель ответчика В, действующая на основании доверенности Исполкома <адрес> муниципального района РТ, исковые требования признала в полном объеме и не возражала против их удовлетворения. Однако суд не принимает признание иска представителем ответчика, поскольку признание иска представителем ответчика в соответствии с требованиями ст.54 ГПК РФ в доверенности специально не оговорено. Заслушав доводы представителей истца и ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. В силу п.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных прав либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (п.1 ст. 12 ГПК РФ). В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. В ходе судебного разбирательства установлено, что истец Шарифуллина Х.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состояла с ДД.ММ.ГГГГ в зарегистрированном браке с Ш, инвалидом Великой Отечественной войны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.14), который умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17). Согласно удостоверению серии Р №, выданного отделом социальной защиты в <адрес> районе РТ, она имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. Истец Шарифуллина Х.Н., согласно учетным данным, состоит на регистрации в жилом доме по адресу: РТ, <адрес>. Данный дом был построен в ДД.ММ.ГГГГ году истцом и ее супругом Ш в период совместного брака. Согласно удостоверению, выданному Отделом социального обеспечения Исполкома <адрес> районного Совета народных депутатов ТАССР умерший супруг истца Ш имеет статус инвалида Великой Отечественной войны. ДД.ММ.ГГГГ года истец обратилась к ответчику с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных, так как ее жилище находится в ветхом состоянии. Согласно заключению межведомственной комиссии, утвержденной Постановлением Исполнительного комитета <адрес> муниципального района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом истца признан пригодным для постоянного проживания, и за подписью Главы <адрес> муниципального района РТ К истцу направлено письмо об отказе в удовлетворении заявления о включении ее в список нуждающихся в предоставлении жилья, мотивируя тем, что процент износа дома составляет всего №%, а размер обеспеченности общей площадью для ее семьи превышает учетную ставку. Считая, что решением межведомственной жилищной комиссии <адрес> муниципального района РТ нарушены ее права и законные интересы, истец обратилась с вышеуказанным иском в суд. Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе регламентированы Федеральным законом от 12.01.1995 г. №5-ФЗ "О ветеранах" (далее-Закона). Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. На основании статьи 21 Закона меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется мера социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак. Согласно п.3.1 ст.23.2 Закона, по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. В силу ст.27 Закона ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки. Формой улучшения жилищных условий указанных категории граждан определено предоставление целевых субсидий на приобретение жилья, порядок предоставления которых закреплен Постановлением Кабинета Министров № 275 от 07.06.2006 г. «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан». В соответствии с разделом I субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам войны, в том числе членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов войны. Правовое значение в рамках рассматриваемого спора имеют вопросы: наличие (отсутствие) статуса истца в соответствии с законом «О ветеранах»; соблюдение предусмотренных законом и «Положением» требований в рамках реализации истцом права улучшения жилищных условий и получения иных мер социальной поддержки. Как установлено из исследованных письменных доказательств истец является вдовой инвалида второй группы Великой Отечественной войны. Правом на получение социальной поддержки - обеспечение жильем (улучшения жилищных условий) ранее она не пользовалась, в том числе ее умерший супруг. Данное обстоятельство никем не оспаривается. При даче оценки доводам истца, суд также руководствуется следующим. Согласно п. 3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 20.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Согласно данному «Положению» признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в «Положении» требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. В случае, если решением комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, граждане не подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предусмотрены разделами 3 и 4 «Положения». Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. Министерство регионального развития РФ Приказом от 25.02.2005 г. N 18 утвердило Методические рекомендации для субъектов РФ и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма. Согласно Приказа Министерства юстиции РФ от 04.05.2007 г. № 88 указанные Методические рекомендации в государственной регистрации не нуждаются, и, как указано в тексте Методических рекомендаций, они носят рекомендательный характер и разработаны с целью единообразного применения положений Жилищного кодекса РФ органами государственной власти субъектов РФ при установлении порядка ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и органами местного самоуправления при ведении учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма. П. 3.20.2. Методических пособий по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 (утвержденных Госстроем РФ) даны разъяснения и конкретизированы структуры, состав работ и услуг, нормативные и правовые требования к организации содержания имущества жилого дома. При этом применяются следующие понятия: техническое состояние - совокупность подверженных изменению в эксплуатации свойств здания, характеризуемых в определенный момент времени признаками и параметрами состояния, установленными технической документацией; ветхое состояние здания - состояние, при котором конструкции здания и здание в целом имеет износ: для каменных домов - свыше 70%, деревянных домов со стенами из местных материалов, а также мансард - свыше 65%, основные несущие конструкции сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости здания, однако здание перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям; аварийное состояние здания - состояние здания, при котором более половины жилых помещений и основных несущих конструкций здания (стен, фундаментов) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих. Согласно разделу «Положений по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания», утвержденных Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 г. № 529, жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований (п.2.1). К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: - каменные дома с физическим износом свыше 70%; - деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%. (п.2.2). Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления. В силу правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» собственники жилых помещений свободны в реализации своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащими им жилыми помещениями. Законом установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в том, что собственник обязан использовать жилое помещение по назначению, поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Собственник жилого помещения не лишен права и возможности по собственному усмотрению распорядиться принадлежащим ему жилым помещением (например, продать, подарить) и быть зарегистрированным в принадлежащем ему жилом помещении вне зависимости от интереса иных лиц. Судом установлено, что по инициативе истца независимым оценщиком ООО «<данные изъяты>» была выполнена работа по определению физического износа жилого дома, расположенного по адресу: РТ, <адрес>. Из исследованных в порядке ст.181 ГПК РФ письменных доказательств следует, что согласно отчету ООО «<данные изъяты>» жилое помещение, в котором проживает истец, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет физический износ №%. При этом учитывалось, что дом постройки ДД.ММ.ГГГГ года, В отчете указывается, что размер износа конструктивных элементов взяты с учетом произведенного частично капитального ремонта дома. Оснований ставить под сомнение полноту, объективность вышеуказанных данных (сведений) суд не усматривает. Оценка проведена независимым профессиональным оценщиком, имеющим квалификацию инженера-конструктора и диплома о профессиональной переподготовке. В связи с чем суд считает возможным принять их за основу. В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в частности путем признания права; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; иными способами, предусмотренными законом. Учитывая обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами, принимая во внимание достоверные данные о техническом состоянии жилого дома, в котором фактически проживает истец суд приходит к выводу, что в данном случае доводы истца и его представителя в части признания права получения социальной поддержки в виде улучшения жилищных условий в соответствии и в порядке, предусмотренном законом «О ветеранах» следует признать обоснованными, в силу чего требования подлежат удовлетворению. Реализация истцом права постановки на учет означает восстановление его нарушенных прав и законных интересов. На основании подпункта 19 пункта 1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь ст. ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление Шарифуллиной Х.Н. к Исполнительному комитету <адрес> муниципального района РТ о признании незаконным решение об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий – удовлетворить. Признать незаконным решение межведомственной комиссии Исполнительного комитета <адрес> муниципального района РТ об отказе в удовлетворении заявления Шарифуллиной Х.Н. о включении в список нуждающихся в предоставлении жилья. Обязать Исполнительный комитет <адрес> муниципального района РТ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Шарифуллиной Х.Н. путем постановки ее на учет по категории нуждающейся в предоставлении жилья как вдове инвалида Великой Отечественной войны в соответствии с даты обращения Шарифуллиной Х.Н. с письменным заявлением о постановке ее на учет. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РТ через Новошешминский районный суд РТ в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Решение вступило в законную силу «____»________________ 2011года Подлинник данного решения подшит в гражданском деле № 2-178/2011, которое находится в производстве Новошешминского районного суда РТ. Верно: Судья Новошешминского районного суда РТ Р.А. Сайфутдинов