Решение по делу 2-96/2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №2-96/2011

21 июля 2011 года село Новошешминск

Новошешминский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сайфутдинова Р.А., с участием заместителя прокурора <адрес> РТШашмаркина Н.В., при секретаре судебного заседания Завалишиной А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> РТ в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету <адрес> РТ о признании бездействия незаконным и понуждении приведения скотомогильника (биотермической ямы) в соответствие с требованиями ветеринарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявления прокурор указал, что в ходе проверки соблюдения хозяйствующими субъектами природоохранного законодательства на скотомогильнике (биотермической ямы), расположенном в км. от <адрес> РТ выявлены нарушения законодательства о ветеринарии в части сбора, утилизации и уничтожении биологических отходов.

Данные нарушения ветеринарного законодательства могут способствовать развитию инфекционных заболеваний, привести к возникновению инфекционных заболеваний.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> РТ Шашмаркин Н.В. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика – руководитель Исполнительного комитета <адрес> РТ Г с заявлением прокурора согласился и суду пояснил, что он также считает необходимым, чтобы на территории сельского поселения функционировал скотомогильник, полностью соответствующий требованиям ветеринарного законодательства. Действующий скотомогильник хотя и по акту передан <адрес>, однако на балансе сельского поселения не состоит, поскольку привести его в соответствии с требованиями законодательства требуется большие финансовые средства. Но тем не менее Исполком сельского поселения приступил к строительству нового скотомогильника, для окончания строительства которого необходимо изыскать средства.

Представитель третьего лица- ГУ «<данные изъяты>» Л в ходе судебного заседания пояснил, что выявленные прокуратурой нарушения не устранены, а на территории <адрес> действительно приступили к строительству нового скотомогильника.

Заслушав объяснения сторон, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Исходя из этого, правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, а оборудование и содержание скотомогильников при указанных в заявлении обстоятельствах не может быть отнесено к вопросам местного значения муниципального образования в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в

собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

Согласно пункту 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу пункта 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Судом установлено, что имеющееся на территории <адрес> Республики Татарстан место захоронения биологических отходов на балансе муниципального образования не состоит.

Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципальных образований бесхозяйного места захоронения биологических отходов.

Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника Исполнительному комитету Зиреклинского сельского поселения Новошешминского муниципального района РТ не передавались.

В связи с чем не имеется оснований для возложения на Исполнительный комитет <адрес> РТ обязанности оборудовать скотомогильник (биотермическую яму) без передачи необходимых полномочий и денежных средств.

При таких обстоятельствах требования прокурора <адрес> РТ о признании бездействия Исполнительного комитета <адрес> РТ незаконным и понуждении приведения скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с требованиями ветеринарного законодательства, суд признает необоснованными и на этом основании заявление не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления прокурора <адрес> РТ к Исполнительному комитету <адрес> РТ о признании бездействия незаконным и понуждении приведения скотомогильника (биотермической ямы) в соответствие с требованиями ветеринарного законодательства, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> в течение 10 дней через Новошешминский районный суд РТ.

           

Судья

          

Решение вступило в законную силу: «___»_______________ 2011 года.