Решение по делу 2-95/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело № 2-95/2011

село Новошешминск

12 июля 2011 года- объявлена резолютивная часть

15 июля 2011 года- составлено мотивированное решение

Новошешминский районный суд РТ в составе председательствующего судьи Сайфутдинова Р.А., при секретаре судебного заседания Сальниковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вафина Г.М. к Исполнительному комитету <адрес> РТ о признании недействительным отказа в принятии его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование своих требований истец указал, что он как ветеран Великой Отечественной войны обратился в Исполнительный комитет <адрес> РТ с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в чем ему официально было отказано. Отказ мотивирован тем, что межведомственная комиссия от ДД.ММ.ГГГГ его дом признала пригодным для проживания. Истец указывает, что при осуществлении оценки дома, в котором проживает он, межведомственная комиссия не привлекла к участию в своей работе квалифицированных специалистов-экспертов, обладающих специальными познаниями в области технических наук, тем самым приняла преждевременное, неправильное заключение, руководствуясь формальной оценкой БТИ, специалисты которого лишь визуально осмотрели стены жилого дома. Согласно нормативов, средний нормативный срок службы жилых деревянных зданий составляет 60 лет. Однако, данный вопрос комиссией не исследовался. Он обратился независимому оценщику и в результате чего установлено, что физический износ дома составляет 80%. В настоящее время он как инвалид второй группы проживает со своей супругой в доме непригодным для проживания. Дом построен из сруба ДД.ММ.ГГГГ, в доме отсутствует водоснабжение, канализация. Он и его супруга в виду болезни не могут передвигаться и выходить из дома, что ставит их в затруднительное положение.

Представители истца А и Н, действующие в порядке ст. 53 ГПК РФ, исковое заявление поддержали. При этом представитель истца А суду пояснила, что комиссия дом обследовала поверхностно, не обратила внимание на то, что после того как дом истца в ДД.ММ.ГГГГ году сгорел, то им на основании договора купли-продажи из лесничества был приобретен дом ДД.ММ.ГГГГ постройки, который был использован для постройки дома. Данное обстоятельство не учтено и при изготовлении технического паспорта дома. Поэтому в техническом паспорте год постройки значится как ДД.ММ.ГГГГ

Представитель истца Н суду показала, что в доме отсутствует канализация, водоснабжение, полы и окна перекошены, гнилые. Нижние брусы оконных переплет поражены гнилью, древесина выкрашивается, имеются щели, двери также перекошены, коробки повреждены и имеют неплотный притвор. Нижние венцы стены поражены гнилью, трещинами, разрушаются. Имеются также множество дефектов и разрушений. Поскольку при обследовании дома не было учтено, что дом из сруба ДД.ММ.ГГГГ, поэтому истец обратился к независимому эксперту для определения процента износа. Согласно проведенной независимой экспертизой было установлено, что физический износ составляет 80%.

Представитель ответчика Д, действующий на основании доверенности Исполкома <адрес> РТ, по существу заявленного иска суду ничего пояснить не мог и заявил, что руководством Исполкома ему поручено лишь присутствовать в судебном заседании и послушать. При разрешении данного спора ответчик доказательства в свою пользу в суд не представил.

Заслушав доводы представителей истца и ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу п.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных прав либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (п.1 ст. 12 ГПК РФ).

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истец Вафин Г.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, состоит в зарегистрированном браке с В, ДД.ММ.ГГГГ рождения, оба инвалиды второй группы. Согласно удостоверению, выданному Отделом социальной защиты МСЗ РТ, истец Вафин Г.М. имеет статус ветерана Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, предусмотренные ст.20 Федерального закона «О ветеранах». В ДД.ММ.ГГГГ супруги Вафины в <адрес> РТ, хозяйственным способом построили жилой дом, для строительства которого использовали сруб <адрес> года постройки, приобретенный ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> лесничестве <адрес> ЛПХ на основании договора купли-продажи. После завершения строительства домовладению был присвоен почтовый адрес: РТ, <адрес>, ул. <адрес>. Согласно технического паспорта жилого дома истца, год постройки дома значится ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь дома ., жилая площадь- кв.м., процент износа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 58 %. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий путем приобретения квартиры в. <адрес>. Согласно заключения межведомственной комиссии, утвержденной Постановлением Исполнительного комитета <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом истца признан пригодным для постоянного проживания, и за подписью Главы <адрес> РТ К истцу направлено письмо об отказе в удовлетворении заявления о включении его в список нуждающихся в предоставлении жилья, мотивируя тем, что процент износа дома составляет всего 58%, а размер обеспеченности общей площадью для его семьи превышает учетную ставку.

Считая, что решением межведомственной жилищной комиссии <адрес> РТ нарушены его права и законные интересы, истец обратился с вышеуказанным иском в суд.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе регламентированы Федеральным законом от 12.01.1995 г. №5-ФЗ "О ветеранах" (далее-Закона).

Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Ст.ст. 13, 15 Закона предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: 1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) получение ежемесячной денежной выплаты; 3) получение и содержание жилых помещений; 4) оплату коммунальных услуг; 5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а», «ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем Ветеранов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно п.3.1 ст.23.2 Закона, по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

В силу ст.27 Закона ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,

законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.

Формой улучшения жилищных условий указанных категории граждан определено предоставление целевых субсидий на приобретение жилья, порядок предоставления которых закреплен Постановлением Кабинета Министров № 275 от 07.06.2006 г. «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан».

В соответствии с разделом I субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам войны, в том числе членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов войны.

Правовое значение в рамках рассматриваемого спора имеют вопросы: наличие (отсутствие) статуса истца в соответствии с законом «О ветеранах»; соблюдение предусмотренных законом и «Положением» требований в рамках реализации истцом права улучшения жилищных условий и получения иных мер социальной поддержки.

Как установлено из исследованных письменных доказательств истец является участником Великой Отечественной войны. Правом на получение социальной поддержки - обеспечение жильем (улучшения жилищных условий) ранее он не пользовался. Данное обстоятельство никем не оспаривается.

При даче оценки доводам истца, суд также руководствуется следующим.

Согласно п. 3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 20.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании

помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно данному «Положению» признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в «Положении» требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.

В случае, если решением комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, граждане не подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предусмотрены разделами 3 и 4 «Положения».

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.

Министерство регионального развития РФ Приказом от 25.02.2005 г. N 18 утвердило Методические рекомендации для субъектов РФ и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма.

Согласно Приказа Министерства юстиции РФ от 04.05.2007 г. № 88 указанные Методические рекомендации в государственной регистрации не нуждаются, и, как указано в тексте Методических рекомендаций, они носят рекомендательный характер и разработаны с целью единообразного применения положений Жилищного кодекса РФ органами государственной власти субъектов РФ при установлении порядка ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и органами местного самоуправления при ведении учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма.

П. 3.20.2. Методических пособий по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 (утвержденных Госстроем РФ) даны разъяснения и конкретизированы структуры, состав работ и услуг, нормативные и правовые требования к организации содержания имущества жилого дома.

При этом применяются следующие понятия: техническое состояние - совокупность подверженных изменению в эксплуатации свойств здания, характеризуемых в определенный момент времени признаками и параметрами состояния, установленными технической документацией; ветхое состояние здания - состояние, при котором конструкции здания и здание в целом имеет износ: для каменных домов - свыше 70%, деревянных домов со стенами из местных материалов, а также мансард - свыше 65%, основные несущие конструкции сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости здания, однако здание перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям; аварийное состояние здания - состояние здания, при котором более половины жилых помещений и основных несущих конструкций здания (стен, фундаментов) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих.

Согласно разделу «Положений по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания», утвержденных Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 г. № 529, жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований (п.2.1). К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: - каменные дома с физическим износом свыше 70%; - деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%. (п.2.2).

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления.

В силу правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» собственники жилых помещений свободны в реализации своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащими им жилыми помещениями. Законом установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в том, что собственник обязан использовать жилое помещение по назначению, поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Собственник жилого помещения не лишен права и возможности по собственному усмотрению распорядиться принадлежащим ему жилым помещением (например, продать, подарить) и быть зарегистрированным в принадлежащем ему жилом помещении вне зависимости от интереса иных лиц.

Судом установлено, что по инициативе истца независимым оценщиком фирмы ООО «<данные изъяты>» была выполнена работа по определению физического износа жилого дома, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, <адрес>.

Из исследованных в порядке ст.181 ГПК РФ письменных доказательств следует, что согласно отчету ООО «Независимая экспертиза и оценка» жилое помещение, в котором проживает истец, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет физический износ 80%. При этом учитывалось, что дом постройки 1956 года, которое подтверждается договором купли-продажи дома от ДД.ММ.ГГГГ В отчете указывается, что с учетом того, что дом не подвергался капитальному ремонту, конструктивные элементы полностью потеряли свои первоначальные технические и эксплуатационные качества.

Оснований ставить под сомнение полноту, объективность вышеуказанных данных (сведений) суд не усматривает. Оценка проведена независимым оценщиком, имеющим диплом о профессиональной подготовке по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» и свидетельство о членстве в саморегулируемой организации оценщиков. В связи с чем суд считает возможным принять их за основу.

В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в частности путем признания права; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; иными способами, предусмотренными законом.

Учитывая обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами, принимая во внимание достоверные данные о техническом состоянии жилого дома, в котором фактически проживает истец суд приходит к выводу, что в данном случае доводы истца и его представителей в части признания права получения социальной поддержки в виде улучшения жилищных условий в соответствии и в порядке, предусмотренном законом «О ветеранах» следует признать обоснованными, в силу чего требования подлежат удовлетворению.

Реализация истцом права постановки на учет означает восстановление его нарушенных прав и законных интересов.

На основании подпункта 19 пункта 1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Вафина Г.М. к Исполнительному комитету <адрес> РТ о признании недействительным отказа в принятии его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, удовлетворить.

Признать незаконным решение межведомственной комиссии, утвержденной Постановлением Исполнительного комитета <адрес> РТ, об отказе в удовлетворении заявления Вафина Г.М. о включении в список нуждающихся в предоставлении жилья.

Обязать Исполнительный комитет <адрес> РТ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Вафина Г.М. путем постановки его на учет по категории нуждающегося в предоставлении жилья ветерану Великой Отечественной войны в соответствии с даты обращения Вафина Г.М. с письменным заявлением о постановке его на учет.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РТ через Новошешминский районный суд РТ в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Решение вступило в законную силу «____»________________20___ года

Подлинник данного решения подшит в гражданском деле № 2-95/2011, которое находится в производстве Новошешминского районного суда РТ.

Верно: Судья Новошешминского

районного суда РТ Р.А. Сайфутдинов