Дело № 2-481/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
село Новошешминск
23 августа 2012 года – оглашена резолютивная часть решения
28 августа 2012 года - решение составлено в окончательной форме
Новошешминский районный суд РТ в составе председательствующего судьи Сайфутдинова Р.А., при секретаре Асматуллиной Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лежепековой Л. А. к Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> РТ о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Лежепекова Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> РТ (далее - Пенсионный фонд) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и назначении пенсии, указывая, что решением Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности ссылаясь на отсутствие 25 летнего специального стажа. С данным решением она не согласна, и просит назначить ей досрочную пенсию, включив в специальный стаж периоды работы указанные в исковом заявлении в льготном исчислении.
В судебном заседании истец Лежепекова Л.А. поддержав исковое заявление по существу заявленных требований, суду пояснила, что в специальный трудовой стаж не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а также она не согласна с порядком подсчета стажа за работу в сельской местности в периоды, когда она находилась на больничном по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком. Указанные периоды зачтены только в календарном исчислении, а не в льготном.
Представитель ответчика Б в судебное заседание не явилась, письменно ходатайствовав о рассмотрении дела без ее участия, просит в удовлетворении иска отказать, поддерживает изложенные в отзыве возражения, в котором она указала, что Лежепекова Л.А. в период нахождения на больничном листе по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком, не работала и лечебную деятельность не осуществляла. В связи с чем, вышеуказанные периоды ей были засчитаны в календарном исчислении, не как один год за один год и 3 месяца, как работнику здравоохранения, работающей в сельской местности. В специальный стаж не были включены и периоды нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку для их включения нет оснований. В разъяснении Минтруда РФ № 5 от 22.05.1996 г. и в Правилах исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 г. периоды нахождения на курсах повышения квалификации не оговорены, как подлежащие включению в специальный медицинский стаж.
Заслушав объяснение истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 27 пункта 1 подпункта 20 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях» №173 от 17.12.2007г. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей указанного Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. за № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что истец Лежепекова Л.А. о назначении трудовой пенсии в Пенсионный фонд обратилась ДД.ММ.ГГГГ. Решением последнего от ДД.ММ.ГГГГ № истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано, поскольку периоды ее нахождения на больничном по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, зачтены в календарном исчислении, а не в льготном, мотивируя это тем, что она в этот период лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не осуществляла. В специальный стаж работы не были включены и периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, ссылаясь на отсутствие для этого законных оснований.
Наряду с этим, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда Лежепекова Л.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком, действовал Кодекс законов о труде РСФСР. Статья 167 указанного кодекса предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии. Только после вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс о труде Российской Федерации», период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности, в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в Определении №320-0 от 05.11.2002г., Определении №107-0 от 06.03.2003г. и Постановлении №2-П от 29.01.2004г., граждане, приобретшие право на включение периодов работы в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости до введения нового правового регулирования сохраняют ранее приобретенное право на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшими на момент приобретения права. Приобретенные пенсионные права не могут быть отменены последующим пенсионным и иным законодательством. При этом выявленный конституционно-правовой смысл норм Федерального Закона является общеобязательным, что исключает иное истолкование в правоприменительной практике.
Учитывая так же, что статьи 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 п. 55 ч.1 Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимого для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Таким образом, Лежепекова Л.А в периоды нахождения в декретном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего № день, имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж в льготном исчислении, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.
Период нахождения Лежепековой Л.А. на больничном по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего № дня, так же подлежит включению в специальный трудовой стаж в льготном исчислении по следующим основаниям.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 5), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.
Основанием для назначения пособия по беременности и родам в тот период являлся выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6 (в редакции от 15.04.92), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, в Информационном письме Министерства труда и социального развития РФ № 7392 - ЮЛ, Пенсионного Фонда РФ № ЛЧ-25-25/10067 от 4.11.2002 г., указано: период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ст.187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
В связи с чем, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда истец Лежепекова Л.А. находилась на курсах повышения квалификации, подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении, дающий право на досрочную трудовую пенсию.
Судом установлено, что Лежепекова Л.А. в учреждениях здравоохранения работает с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Таким образом, к стажу истца, ранее признанному ответчиком № дней, необходимо в льготном исчислении прибавить указанные исключенные периоды нахождения на больничном по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком и на курсах повышения квалификации, который являлся достаточным для начисления досрочной пенсии истцу на момент ее обращения с заявлением в Пенсионный фонд и является таковым по настоящее время.
Следовательно, исковые требования Лежепековой Л.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в соответствии с требованиями ст.98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст. ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Лежепековой Л. А. к Управлению Пенсионного фонда России по <адрес> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и назначении пенсии - удовлетворить.
Признать за Лежепековой Л. А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Обязать Управление Пенсионного фонда России по <адрес> включить в специальный трудовой стаж в льготном исчислении периоды нахождения Лежепековой Л.А. на больничном по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Управление Пенсионного фонда России по <адрес> назначить и выплачивать Лежепековой Л. А. пенсию по выслуге лет начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда России по <адрес> в пользу Лежепековой Л. А. судебные расходы в размере № рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Новошешминский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья
Решение вступило в законную силу: «___» ____________ 2012 г.
Подлинник данного решения подшит в гражданском деле №2-481/2012, которое находится в производстве Новошешминского районного суда РТ.
Верно: Судья Новошешминского
районного суда РТ Сайфутдинов Р.А.