Дело № 2-1118-10
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
06 июля 2010 года. Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,
с участием истицы Мельник В.Н.,
представителя истицы - адвоката Еремеевой В.Н., представившей удостоверение №2761 и ордер №97 от 21.06.2010 года,
представителя ответчика Григорьянц Л.С.,
при секретаре Ларковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельник В.Н. к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истица Мельник В.Н. обратилась с иском к ответчику ГУ УПФ РФ в г.Новошахтинске, в котором просила обязать последнего включить в её специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по основаниям, предусмотренным ст.27.1.20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ, период работы с 01.01.1991 года по 31.12.1993 года и назначить ей досрочную трудовую пенсию. В обоснование своих требований истица указала, что впервые 23.07.2009 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной 05.03.2010 года решением №28/7 комиссии по назначению пенсии ГУ УПФ РФ в г.Новошахтинске ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения по ст.27.1.20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ из-за отсутствия требуемых 30 лет специального стажа работы в городе, либо 25 лет в сельской местности и поселках городского типа. Данный отказ в назначении ей досрочной пенсии считает незаконным по следующим основаниям.
Продолжительность общего страхового стажа её работы на дату обращения 26.11.2009 года составляет 25 лет 10 месяцев, специальным признан стаж - 26 лет 5 месяцев 18 дней. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не включен следующий период работы с 01.01.1991 года по 31.12.1993 года. С учетом этого периода работы её специальный стаж составляет более 30 лет, что позволяет назначить ей досрочную трудовую пенсию.
Обосновывая отказ в назначении досрочной пенсии, ГУ УПФ РФ в г.Новошахтинске указало, что с 01.01.1991 года по 31.12.1993 года она работала в должности «заведующая-фельдшер», но так как данная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, оснований для включения данного периода в специальный стаж, нет. Однако, периоды работы с 12.04.1990 года по 31.12.1990 года и с 01.01.1994 года по 23.01.1994 года в той же должности и в том же учреждении засчитаны в специальный стаж. Согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала. В указанные периоды она занимала должность руководителя структурного подразделения, являясь заведующей-фельдшером, и относилась к среднему медперсоналу. Невключение указанного периода нарушает её законные права и интересы и лишает её возможности реализовать право на переход на досрочную пенсию по старости.
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, просила удовлетворить, дополнительно пояснив, с 1990 г. она работала в одном и том же фельдшерско-акушерском пункте, заведующей-фельдшером либо заведующей-акушеркой, и периоды работы до и после спорного включены ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку работа протекала в сельской местности. Спорный период не был учтен ответчиком, поскольку структурное подразделение указано как фельдшерский пункт, а не здравпункт, либо фельдшерско-акушерский пункт. Все это время она выполняла одни и те же обязанности - ходила по вызовам, оказывала срочную медицинскую помощь, навещала лежачих больных. Считает, что таким подходом к определению её спецстажа нарушены её права на досрочную пенсию. Просит удовлетворить заявленные требования.
Адвокат Еремеева В.Н. поддержала позицию истицы по основаниям, изложенным в заявлении, просила её удовлетворить.
Представитель ответчика Григорьянц Л.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, просила в иске отказать.
Выслушав пояснения сторон, обозрев в судебном заседании отказное пенсионное дело истицы, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан (в т.ч. права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения) по состоянию на 1. 01. 2002 г. производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.
Из материалов дела следует, что истица 26.11.2009 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии со ст.27.1.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в удовлетворении которого ей было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа, которая, по мнению ответчика, составила 26 лет 5 месяцев 18 дней. В специальный стаж ответчик не включил спорный период, мотивировав это тем, что наименование должности не предусмотрено Списком № 464. Суд не может согласиться с такой позицией по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 27.1.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Указанным Законом также предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Список таких должностей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, и действующий в настоящее время, предусматривает, что в выслугу для назначения пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных этим Списком.
В спорный период работы истицы действовалСписок профессий и должностей, работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, был указан средний медицинский персонал, независимо от наименования должностей лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР №464 от 06 сентября 1991 года.
Указанное постановление СМ РСФСР действовало до принятия Постановления Правительства РФ №1066 от 22 сентября 1999 года «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью.
В этом Списке предусмотрена должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом и акушерки.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 г. N 11-П, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Поэтому, суд приходит к выводу, что время работы истицы в должности заведующей фельдшерским пунктом Комсомольский х. Личный Труд - структурного подразделения Красносулинской Центральной районной больницы, подлежит включению в ее специальный стаж, так как из ее пояснений самой истицы и материалов дела следует, что она, занимая эту должность, выполняла весь комплекс мероприятий по лечению населения и проведению профилактических мероприятий, проводила лечебные процедуры с больными, оказывала первую медицинскую помощь, производила прививки, обслуживала больных и при этом работала одна.
Также судом установлено, что в спорный период работы истица фактически выполняла обязанности фельдшера, осуществляла лечебную и другую деятельность по охране здоровья населения в сельской местности. Должности фельдшера в спорный период в фельдшерском пункте не имелось. В связи с этим истица выполняла объем работы, равный полной ставке фельдшера. Данные обстоятельства подтверждаются функциональными обязанностями заведующего фельдшерско-акушерским пунктом, штатными расписаниями, материалами дела. Учитывая, что с 1990 г. истица работает заведующей-фельдшером (заведующей-акушеркой) фельдшерско-акушерским пунктом Комсомольский х. Личный Труд - структурного подразделения Красносулинской Центральной районной больницы, при этом ее обязанности не изменились по сравнению с обязанностями, возлагавшимися на нее в предыдущий период, имевшими одни и те же цели, задачи и предмет деятельности, суд считает, что несоответствие наименования должности истицы носит формальный характер.
В соответствии с указанным выше Постановлением СМ РСФСР № 464 от 06.19.1991 года работникам здравоохранения один год работы в сельской местности засчитывается как один год и 3 месяца. Данное постановление действовало до 01 ноября 1999 года.
Следовательно, спорный период работы истицы должен засчитываться в льготном порядке. С учетом имеющейся продолжительности специального стажа на дату обращения и включения в льготном исчислении спорного периода, на дату обращения продолжительность специального стажа истицы будет более 30 лет, в связи с чем заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Новошахтинске включить в специальный трудовой стаж Мельник В.Н. период работы в качестве заведующей фельдшерским пунктом Комсомольский х. Личный Труд - структурного подразделения Красносулинской Центральной районной больницы с 01.01.1991 г. по 31.12.1993 г. в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца.
Обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Новошахтинске назначить Мельник В.Н. досрочную пенсию по старости с 26.11.2009 года по ст.27.1.20 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение 10 дней.
Судья
Решение изготовлено 09 июля 2010 года.