решение о включениии в списки на переселение из ветхого жилья



Дело №2-938/ 2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2010 года Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Ленивко Е.А.

при секретаре Кошелевой Т.В.

с участием адвоката Помазкова А.И.,

истицы Курбиной Е.С., Левшиной О.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Левшиной А.Н., представителя ответчика Администрации города Новошахтинска Беспалого Ю.А., действующего на основании доверенности №07.02.04-01/ 72 от 19.03.2009,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курбиной В.В., Левшиной О.С., Левшиной А.Н., Курбиной Е.С. к Администрации города Новошахтинска о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, 3-е лицо Министерство энергетики РФ, Моисеенко И.Н., Моисеенко А.И., Моисеенко С.А.,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с иском к ответчику, в котором просили обязать Администрацию города Новошахтинска включить их в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности по адресу: ...., ссылаясь в обоснование исковых требований на то, что .... на основании договора купли-продажи, зарегистрированного .... в ЕГРП (запись регистрации ...), она, Курбина В.В., приобрела .... в ..... В данной квартире кроме неё поселились и проживают две совершеннолетние дочери и внучка,2004 года рождения. В ноябре и декабре 2006 года они все там были зарегистрированы. В феврале 2010 года им стало известно, что несколько лет назад их дом был признан ветхим, а все его жильцы включены в список граждан на переселение в благоустроенное жилье. Несмотря на то, что согласно Постановлению Правительства РФ от 13.07.2005 №4528 уточнение списков переселяемых из ветхого жилья граждан является исключительным правом органов местного самоуправления, и что в соответствии с п.8 данного Постановления уточнение должно производиться ежегодно на протяжении нескольких лет, такое уточнение не производилось. Нарушен также Областной закон Ростовской области №363-ЗС от 15.09.2005 года в последней редакции от 27.01.2009, согласно которого перерегистрация граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, производится органом местного самоуправления ежегодно в период с 01 января по 01 апреля. На её заявление о включении её семьи в Списки граждан на переселение Администрацией города было предложено обратиться в суд. Не включение их в списки граждан на переселение лишает их права на выделение денежных средств по линии Министерства энергетики РФ с целью приобретения благоустроенного жилья. Затем

после уточнения исковых требований истцы просили обязать ответчика внести изменения в список граждан, проживающих в ветхом жилом фонде поселка «Новая Соколовка», поселка «Западный», ставшего в результате ведения горных работ шахтой имени «Комсомольская Правда» ОАО «Ростовуголь», непригодным для проживания по критериям безопасности, исключив из него Моисеенко И.Н., Моисеенко А.И. и Моисеенко С.А. (....), включив в него их: Курбину В.В., Курбину Е.С., Левшиной О.С. и ее дочь Левшиной А.Н.. В обоснование уточненных исковых требований истцы указали, что в 2005 году .... в .... был признан ветхим, а его жильцы включены в список граждан подлежащих переселению в благоустроенное помещение, о чем не знала зарегистрированная в .... семья Моисеенко. На этот период времени их семья на основании договора найма от .... с последующим выкупом, уже проживала в данной квартире без регистрации, в связи с чем, их также не проинформировали о том, что дом признан ветхим. .... на основании договора купли-продажи, зарегистрированного .... в ЕГРП данная квартира была приобретена на имя Курбиной В.В. В списки на переселение без какого либо уведомления была включена семья Моисеенко в составе 3-х человек. Они, истцы, зарегистрированы в данной квартире с ноября и декабря 2006 года. Поскольку семья Моисеенко продала им вышеуказанную квартиру, то соответственно утратила право на социальную выплату для приобретения благоустроенного жилья, в то время как ими такое право приобретено. Просят иск удовлетворить.

Истица Курбина В.В. в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена, о чем имеется расписка, о причинах неявки не сообщила. По сообщению соистиц и представителя истицы просила рассмотреть дело в её отсутствие, в связи с невозможностью явки в судебное заседание. Дело рассмотрено в отсутствие истицы в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истицы адвокат Помазков А.И. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить, поскольку истицы вселились в данную квартиру в июне 2004 года, с этого времени там проживают. Ответчик обязан ежегодно уточнять списки на переселение, что также не противоречит Определению Конституционного Суда РФ, однако с 2006 года свою обязанность не исполняет. Он считает, что ответчик обязан произвести замену лиц, с лиц, утративших право на переселение в связи с продажей квартиры, на истцов, которые, по его мнению, приобрели данное право. Ранее договор аренды они не представляли, так как полагали, что для этого достаточно их регистрации в 2006 году в данной квартире. С момента вселения в данную квартиру с июня 2004 года истицы не регистрировались, так как этот вопрос не вставал, кроме того, если они переселяются в пределах одного субъекта в данном случае Ростовской области, то регистрация по фактическому месту жительства не обязательна. Он уже 12 лет проживает в г. Новошахтинске, хотя все это время зарегистрирован в г. Ростове-на-Дону. Данную квартиру они нашли по объявлению, однако на момент совершения сделки никто не знал о том, что дом признан непригодным для проживания, хотя они видели справку БТИ, согласно которой процент износа данного шлакоблочного дома составляет 72%. Поскольку истцы проживают в данном доме с июня 2004 года, то он полагает, что они у же в силу этого приобрели право на переселение, другого жилья у них не имеется. Просит требования удовлетворить.

Истица Левшина О.С., действующая от своего имени и в качестве законного представителя несовершеннолетней Левшиной А.Н., ...., в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также пояснила, что договор аренды данной квартиры у них сохранился случайно, так как необходимости в хранении этих документов не было. Она не отрицает того, что по настоящий момент состоит в браке, но живут они в мужем вместе в данной квартире только когда не находятся в ссоре. Муж зарегистрирован в квартире своей матери. Они зарегистрировались в данной квартире уже после заключения договора купли-продажи. Вопрос о регистрации не стоял, многие проживают без регистрации по фактическому месту жительства. Каких-либо доказательств, подтверждающих, что они проживали в данной квартире на момент признания дома непригодным для проживания представить, она не может, так как вселились в данную квартиру в июне 2004 года, а факт их проживания в этой квартире с июня 2004 года помимо договора аренды, представленного в материалы дела, могут подтвердить только свидетели. Просит требования удовлетворить, так как после переселения всех жильцов дома жить им будет не где.

Истица Курбина Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также пояснила, что в данной квартире они стали проживать с июня 2004 года. До этого они проживали в доме отца. Когда отец решил продать свой дом, родители в браке уже не состояли, их мама Курбина В.В. в связи с этим по объявлению нашла данную квартиру, на её приобретение деньги давал отец. В квартиру вселились она, её мама, а также сестра Левшина О.С. в мужем, потом родился ребенок. Муж сестры не претендует на включение в список на переселение, так как он в квартире даже не прописан, а прописан у своей матери, проживает в данной квартире периодически. За данную квартиру они платят все время налоги. Другого жилого помещения у них не имеется. Просит требования удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации г.Новошахтинска Беспалый Ю.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что согласно Постановлению Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 в Списки на переселение включаются граждане, проживающие в ветхом жилье на момент принятия решения о ликвидации предприятия. В данном случае шахта «Комсомольская правда» была ликвидирована в феврале 2002 года. .... в г.Новошахтинске, был признан ветхим, непригодным для проживания Постановлением Главы Администрации .... от 28.05.2003 года №857 «Об утверждении акта межведомственной комиссии от 23.05.2003 года».. Все лица, которые на тот момент в нем проживали, были включены в списки на переселение из ветхого жилья, которые составлялись ликвидационной комиссий шахты. Данные списки были направлены в декабре 2004 года для согласования в Министерство энергетики РФ, где и были согласованны в июле 2005 года. В этих списках значится семья Моисеенко. Списки граждан подлежащих переселению действительно уточняются ежегодно, но в результате естественных причин, это вступление в брак, смерть, рождение граждан. Уточнения производятся на основании обращений граждан в связи с возникшими изменениями, например рождением ребенка. От истцов и 3-х лиц никаких заявлений в Администрацию г.Новошахтинска не поступало. Произвести замену невозможно, так как истицы были зарегистрированы позднее принятия решения о ликвидации шахты и признании дома непригодным для проживания, а в части оплаты налогов, то это обязанность собственника недвижимого имущества. Данный спор подлежит рассмотрению в рамках Постановления Правительства РФ №428 от 13.07.2005, с последующими изменениями и дополнениями. Насколько ему известно при составлении Списков делался, в том числе, поквартирный обход территориальными отделами и ликвидационной комиссией. Моисеенко включены, так как на тот момент они были там зарегистрированы и проживали. Продав данную квартиру, они отказались от своего права на переселение. Согласно указанному им Постановлению Правительства РФ Администрации города Новошахтинска переданы лишь полномочия по составлению, уточнению списков и переселению граждан, вопросы компенсации лицам, которые не подлежат переселению, у которых такое право не возникло, Администрации города не передавались, и данным Постановлением это не регулируется. Этот вопрос может быть разрешен на законодательном уровне и очевидно после завершения программы по переселению, но на настоящий момент действие этой программы продлено. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель 3-го лица Министерства энергетики в судебное заседание не явился, согласно поступившей телефонограмме о дне слушания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддерживает ранее направленные письменные возражения на иск. В письменном возражении на иск указал, что в соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428 получателем средств федерального бюджета по данному направлению являются органы местного самоуправления. Формирование и уточнение списков, а также установление очередности предоставления социальных выплат, являются исключительным правом органа местного самоуправления, т.е. Администрации ..... Дело рассмотрено в отсутствие представителя 3-го лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

3-и лица Моисеенко И.Н., Моисеенко А.И., Моисеенко С.А. в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены, о чем имеются расписки, согласно поступившим заявлениям, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие 3-их лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения сторон, обозрев материалы инвентарного дела, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428 межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на следующих условиях:

а) использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил;

б) представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики Российской Федерации:

перечня отобранных на конкурсной основе объектов, где создаются новые рабочие места, которые включены в муниципальные программы и обеспечены проектной документацией;

сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности;

отчетности об использовании межбюджетных трансфертов по форме и в сроки, которые определяются Министерством энергетики Российской Федерации.

Согласно п.п.5,6 вышеуказанных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий:

а) снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье);

б) содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого;

в) содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности (далее - выезжающие граждане);

г) реконструкция и замена пострадавших в связи с ликвидацией угольных (сланцевых) шахт и разрезов объектов социальной инфраструктуры, предоставлявших основные коммунальные услуги населению шахтерских городов и поселков;

д) завершение реализации мероприятий по созданию новых рабочих мест;

е) эксплуатация природоохранных объектов, переданных ликвидируемыми организациями угольной промышленности в муниципальную собственность.

Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, и муниципальных программ создания новых рабочих мест.

При этом в соответствии с п.п. 8,11 вышеуказанных Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Cоциальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

Таким образом, основанием для предоставления социальной выплаты для переселения является проживание в ветхом жилье и отсутствие иного постоянного места жительства.

В судебном заседании установлено, что .... в г. Новошахтинске Ростовской области находится на подработанном участке горного отвода шахты им. газеты «Комсомольская Правда» филиала ОАО «Ростовуголь» и признан непригодным для проживания по критериям безопасности в соответствии с актом городской Межведомственной комиссии от ...., утвержденным Постановлением Главы Администрации города Новошахтинска от .... .... Списки граждан, подлежащих переселению по спорному домовладению, составлены Администрацией города и утверждены приказом Министерства энергетики РФ от 15.07. 2005 года №131. В данные списки по .... в г. Новошахтинске Ростовской области включены: Моисеенко И.Н., Моисеенко А.И., Моисеенко С.А., которые выехали из данной квартиры, снялись с регистрационного учета, и по договору купли-продажи квартиры от ...., зарегистрированного в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ...., продали данную квартиру Курбиной В.В., истице по делу. В судебном заседании также установлено, что истцы на момент признания дома непригодным для проживания, т.е. по состоянию на 23.05.2003 в данной квартире не проживали и зарегистрированы не были, а проживали по другому месту жительства по ...., где и были зарегистрированы. Предположительное вселение истцов в данную квартиру в июне 2004 года, а также дальнейшее приобретение данной квартиры в собственность в сентябре 2006 года не является основанием для включения их в список на переселение, в том числе вместо семьи Моисеенко. При этом доводы истцов о том, что ни Моисеенко, ни им не было известно о том, что дом признан ветхим и непригодным для проживания на момент совершения сделки, не могут быть приняты во внимание, так как для рассмотрения настоящего иска данные обстоятельства, равно как их вселение в июне 2004 года, на чем настаивали истцы, в эту квартиру, правового значения не имеют. Кроме того, из справки МБТИ ... от ...., выданной Моисеенко И.Н. для предоставления в Отдел по г. Новошахтинску ГУФРС по Ростовской области на предмет оформления данного договора купли-продажи следует, что процент износа данного шлакоблочного .... в г. Новошахтинске, в котором расположена данная .... составляет 72%, и данный дом признан ветхим, непригодным для проживания.

Доводы истцов о том, что они должны быть включены в Списки на переселение, в том числе как собственник и члены семьи собственника, данного жилого помещения, к которым Левшина О.С. и её дочь Левшина А.Н., исходя из заявления от 11.03.2010 не относятся, не могут быть приняты во внимание, поскольку из вышеуказанных Правил следует, что местной администрации, т.е. ответчику по делу, переданы были лишь полномочия на снос ветхого жилого фонда и на включение в списки лиц, проживающих в ветхом жилье, и переселение этих лиц за счет выделяемых межбюджетных трансфертов, полномочия же по выплате компенсаций в связи со сносом ветхого жилого фонда лицам, имеющим в нем жилые помещения на праве собственности, не передавались. Данные полномочия также не были переданы и Министерству энергетики РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Курбиной В.В., Левшиной О.С., Левшиной А.Н., Курбиной Е.С. к Администрации города Новошахтинска о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, 3-е лицо Министерство энергетики РФ, Моисеенко И.Н., Моисеенко А.И., Моисеенко С.А., отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение 10 дней.

Судья

Решение изготовлено 03.08.2010.