о включении периодов работы в льготный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-1501-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2010 года. Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,

с участием истца Манохина О.Г.

представителей ответчика Григорьянц Л.С., Лихторович О.В.

при секретаре Ларковой О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манохина О.Г. к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда РФ в г. Новошахтинске о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным решение Государственного учреждения Управления пенсионного фонда в г. Новошахтинске от 21.07.2010 г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ответчика устранить нарушение его прав путем досрочного назначения трудовой пенсии с 09.05.2010 г. В обоснование своих требований истец указал, что решением комиссии ответчика от 21.07.2010 г. ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27.1.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием специального стажа, в продолжительность которого не включены следующие периоды работы на реакторном заводе БН-350 Мангышлакского атомного энергокомбината: с 11.10.1979 г. по 31.05.1982 г. -в качестве изолировщика по термоизоляции; с 01.06.1982 г. по 08.03.1983 г. - в качестве маляра (строительный) АХЧ; с 09.03.1982 г. по 19.11.1986 г. - в качестве аппаратчика очистки сточных вод СВО; с 20.11.1986 г. по 31.10.1987 г. - в должности сменного техника-технолога спецводоочистки ОГМ; с 01.11.1987 г. по 10.04.1989 г. - в должности техника по технической эксплуатации оборудования спецводоочистки (сменный) ОГМ БН-350; 1.04.1989 г. по 06.01.1992 г. - в качестве оператора реактора ОГМ по обслуживанию вспомогательных систем; с 07.01.1992 г. по 01.04.1994 г. - в должности инженера по подготовке производства и организации эксплуатации механического оборудования реактора ОГМ на Мангышлакском энергокомбинате. Предоставленная им справка, подтверждающая льготный характер его работы в указанные периоды ответчиком во внимание не принята.

В судебном заседании истец уточнил заявленные требования, просил обязать ответчика включить спорные периоды в его специальный стаж и назначить пенсию с момента первоначального обращения. В обоснование заявленных требований истец указал, что первый отечественный энергетический реактор на быстрых нейтронах БН - 350 тепловой мощностью 1000 МВт был введён в строй в 1973 году на восточном побережье Каспийского моря в составе Мангышлакского энергетического комбината и завода опреснения морской воды. Он имел традиционную для атомной энергетики петлевую схему передачи теплоты и паротурбинный комплекс для преобразования тепловой энергии. Это был единственный энергетический завод в стране, который относился к ведомству Министерства среднего машиностроения Указанное Министерство занималось разработкой и производством атомных бомб. Быстрый реактор - размножитель БН - 350 имеет целый ряд присущих ему особенностей в отличие от обычный энергетических реакторов: большая энергонапряжённость топлива, необходимость обеспечить его интенсивное охлаждение, высокие рабочие температуры теплоносителя, элементов конструкции реактора и оборудования, радиационные повреждения конструкционных материалов, вызванные интенсивным облучением быстрыми нейтронами. В качестве охлаждающей среды - теплоносителя - для быстрых реакторов был выбран жидкий натрий, несмотря на то, что он активно реагирует с водой и водяным паром. Он работал непосредственно на реакторе,который входил в структуру энергокомбината. Реактор был условно разделен на две зоны-чиста и грязная. В грязной зоне - внутренняя часть энергокомбината - они обязательно находились в «ИВКУ» - это кассеты, которые защищали нас от сильнодействующего излучения реактора, и считали дозу полученного облучения, данные кассеты выдавались с периодичностью один раз в квартал. В особо опасные периоды сильнодействующего излучения реактора выдавали приборы ограничения времени нахождения в грязной зоне, рабочий день составлял 6 часов, более находиться в грязной зоне было запрещено, инструкциями были установлены определённые нормы воздействия излучения на организм, занятость на энергокомбинате определялась объёмом полученной дозой излучения. Специфика работы на реакторе была в том, что независимо от того, в какой зоне находишься, все равно работаешь в условиях радиационной вредности, поскольку на данном предприятии с учетом специфики места работы радиационный фон всегда высокий. Просит удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г.Новошахтинске Григорьянц Л.С, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 21.07.2010 г., дополнительно пояснив, что истцу отказали в назначении пенсии, поскольку им не доказан факт работы в условиях радиационной вредности. Предоставленная им справка, выданная государственным архивом Мангистауской области, не может быть принята во внимание, поскольку не содержит оснований выдачи, подтверждающих работу истца в условиях радиационной вредности. Кроме того, не предусмотрено Списком № 1, и наименование организации, в которой истец работал. В Списке № 1 предусмотрена в качестве льготной работа на атомных реакторах различного назначения, атомных станциях, а истец работал на атомном энергокомбинате, входит ли в его структуру атомный реактор, документами не подтверждено. Просила в иске отказать.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г.Новошахтинске Лихторович О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала позицию представителя ответчика Григорьянц Л.С., просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав пояснения сторон, показания свидетеля, обозрев отказное пенсионное дело истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан (в т.ч. права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения) по состоянию на 1. 01. 2002 г. производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.

В соответствии со ст.27.1.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.

В соответствии с ч.2 указанной статьи, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными вышеуказанным Списком, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

Из материалов дела следует, что истец обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости 13.04.2010 г. по ст.27.1.1. ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», в удовлетворении которого ему было отказано в связи с отсутствием у него специального стажа. Ответчик посчитал, что на дату его обращения продолжительность общего страхового стажа составляет 28 лет 10 месяцев 18 дней, специальный стаж отсутствует. Ответчиком не включены в специальный стаж следующие периоды:

с 11.10.1979 г. по 31.05.1982 г. -в качестве изолировщика по термоизоляции;

с 01.06.1982 г. по 08.03.1983 г. - в качестве маляра (строительный) АХЧ;

с 09.03.1982 г. по 19.11.1986 г. - в качестве аппаратчика очистки сточных вод СВО; с 20.11.1986 г. по 31.10.1987 г. - в должности сменного техника-технолога спецводоочистки ОГМ;

с 01.11.1987 г. по 10.04.1989 г. - в должности техника по технической эксплуатации оборудования спецводоочистки (сменный) ОГМ БН-350;

1.04.1989 г. по 06.01.1992 г. - в качестве оператора реактора ОГМ по обслуживанию вспомогательных систем;

с 07.01.1992 г. по 01.04.1994 г. - в должности инженера по подготовке производства и организации эксплуатации механического оборудования реактора ОГМ на Мангышлакском энергокомбинате.

Данное решение ответчик обосновал тем,что предоставленная истцом архивная справка № 4-13/М-968 от 11.09.2009 г. не подтверждает льготный характер работы,поскольку документы, подтверждающие факт работы истца в условиях радиационной вредности в основании выдачи справки не указаны, кроме того,данная справка не подтверждает льготный характер работы истца в период с 10.06.1986 г. по 31.10.1987 г. в должности оператора производственного водоснабжения на реакторном заводе БН-350.

Суд не может согласиться с данной позицией по следующим основаниям.

Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Исходя из смысла положений ст. 27.1.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», критерием определения специального трудового стажа применительно к этой норме Закона являются вредные условия труда, в данном случае работа в условиях радиационной вредности.

Учитывая, что радиационный фон может быть как естестественным, так и повышенным, то под радиационной вредностью следует понимать такое воздействие факторов радиации, которое создает угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.

В соответствии с Техническим регламентом средств индивидуальной защиты, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2009 г. № 1213, под радиационным фактором понимается воздействие на человека внешнего ионизирующего излучения и (или) радиоактивных веществ, поступающих внутрь организма и на кожные покровы.

Радиоактивные вещества определяются в Федеральном законе от 21 ноября 1995 г. "Об использовании атомной энергии" как не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение.

В соответствии с положениями главы 6 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно положений ст.57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Судом установлено, что рабочим местом Манохина О.Г. были производственные помещения реакторного завода БН-350 Мангышлакского атомного энергокомбината, в которых велись работы по производству радиоактивных веществ и изготовлению изделий из радиоактивных веществ. Все работы, выполняемые Манохиным О.Г., проводились в помещениях строгого контроля радиационных факторов вредности, после полного переодевания в санпропускнике. Уровень радиационной загрязненности воздушной среды, радиоактивное загрязнение технологического оборудования в указанных зданиях являются параметрами радиационной безопасности технологического процесса производства радиоактивных веществ.

Работа истца в условиях радиационной вредности подтверждена также показаниями свидетеля Т.В.А.,который в спорные периоды работал с истцом на реакторном заводе БН-350 Мангышлакского атомного энергокомбината, пенсия ему назначена с учетом включения периода работы на данном предприятии.

Суд также считает, что нет оснований критически относиться к архивной справке, выданной государственным архивом Мангистауской области, подтверждающей льготный характер работы истца в спорные периоды, за исключением периода работы с 09.03.1983 г. по 19.11.1986 г. в качестве аппаратчика очистки сточных вод СВО, поскольку данный период в качестве льготного в справке не указан, и полагает, что указанные в качестве оснований её выдачи документы могут служить подтверждением льготного характера работы в указанные периоды, в связи с чем суд приходит к выводу, что требования истца о включении периодов его работы на реакторном заводе БН-350 Мангышлакского атомного энергокомбината: с 11.10.1979 г. по 31.05.1982 г. -в качестве изолировщика по термоизоляции; с 01.06.1982 г. по 08.03.1983 г. - в качестве маляра (строительный) АХЧ; с 20.11.1986 г. по 31.10.1987 г. - в должности сменного техника-технолога спецводоочистки ОГМ; с 01.11.1987 г. по 10.04.1989 г. - в должности техника по технической эксплуатации оборудования спецводоочистки (сменный) ОГМ БН-350; 01.04.1989 г. по 06.01.1992 г. - в качестве оператора реактора ОГМ по обслуживанию вспомогательных систем; с 07.01.1992 г. по 01.04.1994 г. - в должности инженера по подготовке производства и организации эксплуатации механического оборудования реактора ОГМ на Мангышлакском энергокомбинате,за исключением периода работы с 09.03.1983 г. по 19.11.1986 г. - в качестве аппаратчика очистки сточных вод СВО, подлежат включению в специальный стаж истца, по основаниям, изложенным судом выше.

В соответствии со ст. 19 п.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Как следует из материалов дела, специальный стаж у истца на дату обращения к ответчику отсутствовал.

При разрешении данного спора суд также учитывает, что предоставленные в обоснование своей позиции истцом доказательства ответчиком опровергнуты не были, в связи с чем суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению в части, указанной выше, поскольку, с учетом включения спорных периодов в специальный стаж, его продолжительность составит более 10 лет, что дает ему право на назначение пенсии, но не с момента обращения, а с 09.05.2010 г., поскольку право у истца на назначение пенсии даже с учетом необходимого специального стажа может возникнуть не ранее достижения им возраста 50 лет.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Новошахтинске включить в продолжительность специального трудового стажа Манохина О.Г. периоды его работы на реакторном заводе БН-350 Мангышлакского атомного энергокомбината: с 11.10.1979 г. по 31.05.1982 г. -в качестве изолировщика по термоизоляции; с 01.06.1982 г. по 09.03.1983 г. - в качестве маляра (строительный) АХЧ; с 20.11.1986 г. по 31.10.1987 г. - в должности сменного техника-технолога спецводоочистки ОГМ; с 01.11.1987 г. по 01.04.1989 г. - в должности техника по технической эксплуатации оборудования спецводоочистки (сменный) ОГМ БН-350; 01.04.1989 г. по 06.01.1992 г. - в качестве оператора реактора ОГМ по обслуживанию вспомогательных систем; с 07.01.1992 г. по 01.04.1994 г. - в должности инженера по подготовке производства и организации эксплуатации механического оборудования реактора ОГМ.

Обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Новошахтинске назначить Манохину О.Г. пенсию по старости по ст.27.1.11 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» с 09.05.2010 г.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение 10 дней.

Судья

Решение изготовлено 20 сентября 2010 года с учетом положений ст.108 ГПК РФ.

«РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОНУУЮ СИЛУ»