от отказе в удовлетворении требований об оспаривании действий ГУ ЦЗН по изданию приказа



дело № 2-1732-10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 октября 2010 года Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе

председательствующего судьи Селицкой М.Ю.

при секретаре Ларковой О.Н.

с участием заявителя Сергеева В.Н.

представителя ГУ ЦЗН г. Новошахтинска Коломыцевой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сергеева Валентина Николаевича об оспаривании действий сотрудников ГУ ЦЗН г. Новошахтинска по изданию приказа о снятии его с учета в качестве безработного и отмене его действия,

УСТАНОВИЛ:

Сергеев В.Н. обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать ГУ ЦЗН г. Новошахтинска отменить действие приказа № 176-ПК/10020 и восстановить его в качестве безработного с 25.06.2010 г. с выплатой причитающегося пособия по безработице. В обоснование заявленных требований заявитель указал, что 25.06.2010 г. по ГУ ЦЗН г. Новошахтинска был издан приказ №176-ПК/10020 о прекращении ему выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного. Считает, что данный приказ нарушает его права и свободы, поскольку 09.06.10 г. ему было выдано направление на работу к ИП Трипуть В.И., где была сделана отметка о том, что последний не возражает принять его на работу с 25.06.2010 г., однако, ни номера, ни даты приказа, на основании которых он должен был быть принят на работу не было указано. Когда он пришел оформляться на работу, ИП Трипуть В.И. сказал, что он передумал, и при наличии у него работы, ему перезвонит. Документов, подтверждающих трудоустройство, не существует. Несмотря на все обстоятельства, ГУ ЦЗН г. Новошахтинска вынес спорный приказ в нарушение положений ст. 3 ФЗ «О занятости населения в РФ», чем лишил его средств к существованию.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что он не согласен с действиями сотрудников центра занятости по изданию ими приказа о снятии его с учета в качестве безработного, поскольку эти действия не соответствуют законодательству. Он изначально не собирался работать в ИП Трипуть В.И., поскольку ему там не понравилось, но отказаться от направления он не мог, поскольку двукратный отказ от предоставленной работы повлек бы за собой приостановление выплат пособия по безработице. 25.06.2010 г. он пошел к ИП Трипуть В.И., но ему сказали, что уже нашли человека на его место и в работе отказали, о чем он в этот же день во второй половине сообщил инспектору ГУ ЦЗН. На что ему было дано разъяснение, что приказ подписан, данные отправлены в Ростов. Проект приказа, который он оспаривает, изготовили 24.06.10 г., заставляли его с ним знакомиться, от чего он отказался, заявив, что еще не трудоустроен. Считает, что прежде чем издать данный приказ сотрудники ГУ ЦЗН г. Новошахтинска должны были убедиться в его трудоустройстве, истребовать копию приказала либо трудового договора, приостановить ему выплаты, а после того, как убедились бы, что он принят на работу снять с учета и прекратить выплаты. Заявитель не отрицал, что ему было предложено представителями ГУ ЦЗН г. Новошахтинска в начале июля вновь стать на учет в качестве безработного, причем по старой справке о заработной плате, на что он ответил, что будет добиваться справедливости. Считает действия ГУ ЦЗН незаконными, просит удовлетворить его требования.

Представитель ГУ ЦЗН г. Новошахтинска Коломыцева В.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, указав, что приказ издан в соответствии с нормами действующего законодательства, подтверждением чего служат ответы вышестоящей организации и прокуратуры г. Новошахтинска на жалобы заявителя. Кроме этого, они со своей стороны в ходе проверки по жалобе Сергеева В.Н. вызывали ИП Трипуть В.И., от которого взяли письменное объяснение по обстоятельствам дела. Из данного объяснения следует, что Сергеев В.Н. прибыл к нему по направлению ЦЗ г. Новошахтинска 11.06.2010 г. Поскольку ему нужно было выехать в г. Санкт-Петербург до 25.06.2010 г., то направление о приеме на работу и было подписано с 25.06.2010 г. В оговоренное число Сергеев В.Н. не появился, пришел в нему только 29.07.2010 г., но за это время уже был им принят токарь 27.06.2010 г. Кроме этого представитель ГУ ЦЗН г. Новошахтинска пояснила, что в обязанности сотрудников центра занятости не входят контролирующие функции, т.е. если безработный приносит уведомление от потенциального работодателя о том, что с определенного числа он будет принят на работу с указанием номера приказа, то инспектор не обязан в телефонном или ином режиме уточнять достоверность данной информации. Заявитель 25.06.2010 г. у них не появлялся, не говорил о том,что его не приняли на работу, первая встреча состоялась в середине или в первой декаде июля, когда они согласны были пойти ему на уступки, взять из его старого дела справку о зарплате, заверить ее и с учетом зарплаты вновь поставить его на учет в качестве безработного, на что он ответил, что добьется отмены приказы от 25.06.2010 г. Считает, что приказ издан правильно, оснований для его отмены не имеется, просит в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав пояснения заявителя, представителя ГУ ЦЗН г. Новошахтинска, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", как следует из его преамбулы, определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения и устанавливает гарантии государства по реализации гражданами Российской Федерации прав на свободно избранные род деятельности и профессию и защиту от безработицы, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации.

Такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет. Что касается права на получение пособия по безработице, то в соответствии с названным Законом его назначение и выплата производятся только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту его жительства.

Порядок и условия признания граждан безработными определен статьей 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

В соответствии с Административным регламентом Федеральной Службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006 N 513, государственная услуга содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников предоставляется бесплатно. Получатели государственной услуги имеют право на неоднократное обращение за содействием в поиске подходящей работы или подборе необходимых работников. Основанием для начала предоставления государственной услуги содействия в поиске подходящей работы является личное обращение гражданина в государственное учреждение службы занятости (центр занятости населения).(п.47) Работник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) на основании заполненного бланка, содержащего сведения о гражданине, и заявления-анкеты осуществляет подбор гражданину варианта подходящей работы. Работник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) по телефону согласовывает с работодателем направление гражданина на собеседование, выводит на печатающее устройство и выдает гражданину направление на работу, оформленное в соответствии с Приложением 6. Работник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) выдает гражданину не более двух направлений на работу одновременно. Гражданин подтверждает факт получения выписки из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения, содержащей сведения о свободных рабочих местах (вакантных должностях) или об их отсутствии, и направления на работу (при наличии вариантов подходящей работы) своей подписью в соответствующем бланке учетной документации. Работник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) фиксирует результат предоставления государственной услуги содействия гражданину в поиске подходящей работы в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банке работников). Работник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) уведомляет гражданина о необходимости предоставления информации о результатах собеседования с работодателем, представления в государственное учреждение службы занятости (центр занятости населения) выданного направления на работу с отметкой работодателя. (п.п.52, 54-57)

В свою очередь работодатель вправе принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с лицами, имеющими направление органов службы занятости (п. 1 ст. 26 Закона о занятости). При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема сотрудника. В случае отказа в приеме на работу работодатель делает в направлении отметку одне явки ипричине отказа и возвращает направление гражданину (п. 5 ст. 25 Закона озанятости).

В соответствии со статьей 31 Закона о занятости, право на получение пособия по безработице имеют граждане, признанные безработными в установленном законом порядке. Граждане, работающие по трудовому договору, за исключением граждан, участвующих в общественных работах, являются занятыми и такого права не имеют.

Из материалов дела следует, что на основании приказа ГУ ЦЗН г. Новошахтинска № 131-ДТ/10006 от 11.05.2010 г. Сергеев В.Н. был признан безработным с 04.05.2010 г.
С этого же числа ему было назначено пособие по безработице в минимальном размере в связи с отсутствием справки о заработной плате(приказ № 131-ПП/10006 от 11.05.2010 г.). После предоставления справки о заработной плате, Сергееву В.Н. был изменен порядок начисления пособия по безработице (приказ № 146 ППИ/10002 от 26.05.2010 г.)

Как было установлено в судебном заседании, в связи с появлением вакансии токаря у ИП Трипуть В.И., заявка о которой зарегистрирована в ГУ ЦЗН г. Новошахтинска 09.06.2010 г., 11.06.2010 г. Сергееву В.Н. было выдано направление на работу к ИП Трипуть В.И. Уведомление о результатах рассмотрения кандидатуры Сергеева В.И. с указанием о принятии его на работу токарем к ИП Трипуть В.И. с 25.06.2010 г. на основании приказа № 101 от 11.06.2010 г. было возвращено в службу занятости.

В соответствии со ст. 35 Закона о занятости,выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости. Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона.

Согласно ст. 2 Закона о занятости, занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона);

В соответствии с п.84 Административного регламента Федеральной Службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006 N 513, гражданин, получивший государственную услугу содействия в поиске подходящей работы, может представить работнику государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) в случае трудоустройства наряду с направлением на работу с отметкой работодателя выписку из приказа о приеме на работу, трудовой договор или договор гражданско-правового характера. Из указанной нормы следует, что обязанность истребовать данные, подтверждающие факт трудоустройства гражданина, помимо указанных в направлении, не входит в компетенцию сотрудника центра занятости, поскольку сам факт предоставления безработным уведомления о приеме на работу с указанием на дату начала работы и номер приказа, подтверждает занятость гражданина.

В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2006 N 819, основанием для прекращения предоставления гражданину, признанному в установленном порядке безработным, государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице, является снятие гражданина с учета в качестве безработного в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона о занятости населения, а также иных, предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, являющихся основанием для прекращения предоставления государственной услуги. Порядок прекращения выплаты пособия по безработице установлен п.п. 75-80 указанного Регламента.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В обоснование законности принятого решения представителем ГУ ЦЗН г. Новошахтинска было также указано на письменные показания ИП Трипуть В.И. о том, что Сергеев В.Н. 25.06.2010 г. не приходил трудоустраиваться, явился к нему 29.06.2010 г. На работу принят не был в связи с тем, что 27.06.2010 г. на данную вакансию был принят другой сотрудник, что согласуется с пояснениями представителя заинтересованного лица, из которых следует, что вакансия токаря, объявленная ИП Трипуть В.И. 09.06.2010 г., была снята в связи с замещением 27.06.2010 г. Указанные пояснения также опровергают позицию заявителя о том, что 25.06.2010 г. ИП Трипуть В.И. отказал ему в приеме на работу в связи с занятостью вакансии. Оснований не доверять письменным пояснениям ИП Трипуть В.И. у суда не имеется.

Суд также учитывает, что заявитель в настоящее время поставлен на учет в качестве безработного с 15.09.2010 г. на основании приказа ГУ ЦЗН г. Новошахтинска от 22.09.2010 г. № 265-ПП/10009 с выплатой пособия в минимальном размере в связи с отсутствием справки о заработной плате. Как установлено в судебном заседании, это могло бы произойти и ранее, поскольку заявителю было предложено вновь стать на учет в качестве безработного в середине июля 2010 г. с учетом ранее предоставленной им справки о заработной плате, на что он не согласился, пояснив, что заставит ГУ ЦЗН г. Новошахтинска восстановить его в качестве безработного с 25.06.2010 г.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что на момент принятия решения о снятии заявителя с учета в качестве безработного и прекращении выплаты пособия по безработицы и издания оспариваемого приказа, действия ГУ ЦЗН г.Новошахтинска были абсолютно правомерны и выполнены в соответствии с Законом. Доводы заявителя о фальсификации материалов дела, об отсутствии в уведомлении номера и даты приказа о приеме его на работу к ИП Трипуть В.И., о нарушении порядка снятия его с учета в качестве безработного и прекращении выплаты пособия не нашли своего подтверждения в судебном заседании, опровергаются материалами дела и пояснениями представителя ГУ ЦЗН г. Новошахтинска, в связи с чем суд полагает заявленные требование необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Сергеева Валентина Николаевича об оспаривании действий сотрудников ГУ ЦЗН г. Новошахтинска по изданию приказа о снятии его с учета в качестве безработного и отмене его действия отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд в течение 10 дней.

Судья

Решение изготовлено 11.10.2010 г. с учетом положений ст. 108 ГПК РФ.

«РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ»