№ 2-1860-10 О включении в списки на переселение



№2-1860/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 декабря 2010 года.

Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Рождественской Г.А.

с участием: представителя истца Боташовой Л.И. и адвоката Корогод Г.Д.,

при секретаре Свичкарь Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боташова А.Е. к Администрации <адрес> и Министерству энергетики РФ о включении в Список граждан, подлежащих переселению их ветхого жилья (третьи лица - Плотников Ю.И. и Плотникова З.И.),

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам, в котором просит включить его в Список граждан, проживающих в ветхом жилье по <адрес>, ставшем в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Западная-Капитальная» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности.

В обоснование своих требований истец ссылается на то, что он с 2001 года проживал и проживает в указанной квартире в качестве члена семьи своего отца Б.Е.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, был зарегистрирован у своей матери по <адрес> в <адрес> до июня 2003г. Собственником квартиры являлась его бабушка Боташова Р.А., умершая ДД.ММ.ГГГГ Он фактически в квартире проживал, похоронил бабушку и отца. После их смерти выехал за пределы <адрес> в <адрес>, где работает вахтовым методом. В 2008 году ему стало известно, что жильцы дома подлежат переселению из ветхого жилья, однако в Списках на переселение он не значится, поскольку он не был на тот момент зарегистрирован в квартире. В Список по их квартире внесены Плотников Ю.И., Плотникова З.И., а также умершие Боташова Р.А. и Б.Е.А. На его обращение в Администрацию <адрес> по вопросу включения в Списки на переселение ему было предложено решить этот вопрос в судебном порядке. Другого жилья он не имеет.

В судебном заседании истец не присутствовал. Его представитель Боташова Л.И., действующая по доверенности, поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что является матерью истца. Вся их семья с 2001г. проживала в <адрес>, однако она была зарегистрирована по <адрес>, куда зарегистрировала и своего сына - истца Б.Е.А. В 2003 году было издано официальное постановление Главы Администрации <адрес> о запрете регистрации в таком жилом фонде, поэтому они зарегистрироваться в квартире не смогли, и по этой причине не были включены в Список на переселение. После смерти бабушки Боташова Р.А. в 2007 году истец унаследовал 1/2 долю в праве собственности на спорную квартиру и является ее собственником. Он работает вахтовым методом в <адрес>, организация, в которой он работает, расположена там же, поэтому он был вынужден зарегистрироваться в <адрес>. В августе 2010г. он зарегистрировался в спорной квартире, все его вещи находятся здесь же, в перерывах между вахтами он проживает в <адрес>. В случае переселения других жителей этого дома его судьба останется неопределенной, так как дом будет снесен. Другого жилья он не имеет. Просит удовлетворить иск.

Представители Администрации <адрес> и Министерства энергетики РФ в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте судебного разбирательства были надлежащим образом извещены. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ.

Выслушав доводы представителя истца, пояснения свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В данном случае требования истца сводятся к получению жилья за счет средств господдержки, выделяемых в рамках программы по реструктуризации угольной отрасли.

Выделение средств господдержки для переселения граждан из ветхого жилья связано с деятельностью угольных предприятий и приведением жилых помещений в непригодное для проживания состояние в результате ведения горных работ, и является лишь одним из направлений в сфере жилищной политики и самостоятельным вариантом обеспечения граждан жильем.

Обязательства государства по предоставлению другого благоустроенного жилья гражданам, чьи жилые помещения приведены в ветхое и непригодное для проживания состояние ведением горных работ ликвидируемыми шахтами, регулируется Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

Так, в соответствии с п.п. «б» п.5 Правил, одним из направлений предоставления межбюджетных трансфертов является содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

При этом пунктом 6 Правил определено, что размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (в том числе и на переселение граждан из ветхого жилья), определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, и муниципальных программ создания новых рабочих мест.

Согласно п.п. «б» п.3 Правил, межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков при условии представления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики РФ сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.

В соответствии с п.8 Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Таким образом, предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам, а затем - предоставление гражданам из этих средств субсидий для приобретения другого жилья во всех случаях производится а основании Списков граждан, подлежащих переселению, составленных органами местного самоуправления и согласованных с Министерством энергетики РФ.

До введения в действие в 2005 году вышеназванных Правил предоставления субвенций действовали другие правовые акты, определяющие категории граждан, подлежащих переселению - «Временный порядок содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности» и Эталон проекта ликвидации шахт (разрезов), утвержденный приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, который зарегистрирован в МЮ РФ ДД.ММ.ГГГГ №-ЮД. В этих правовых актах предусматривалось, что переселению подлежат граждане, проживающие и зарегистрированные в ветхих домах (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания в зоне влияния горных работ.

Как видно из приведенных норм, Правила предоставления субвенций, действующие в настоящее время, не содержат указаний на обязательное наличие регистрации граждан в ветхих жилых домах.

Судом установлено, что решение о ликвидации шахты «Западная-Капитальная» ОАО «Ростовуголь», на горном отводе которой находится <адрес>, было принято ДД.ММ.ГГГГ

Собственником <адрес> в <адрес> являлась ранее бабушка истца Боташова Р.А., умершая ДД.ММ.ГГГГ

Доводы истца о том, что он с 2001 года фактически проживал в указанной квартире вместе с бабушкой и своими родителями, подтверждены показаниями свидетелей.

Истец после смерти бабушки в 2007 году вступил в права наследства и является собственником 1/2 доли в праве собственности на спорную квартиру.

Истец зарегистрирован по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, то есть после принятия решения о ликвидации шахты.

Других жилых помещений истец не имеет.

Исходя из положений п.8 Правил, органам местного самоуправления предоставлено право ежегодно уточнять Списки жильцов домов, подлежащих сносу. При этом правовые нормы не устанавливают, в каких случаях и какие категории лиц имеют право на включение в Списки дополнительно к гражданам, уже включенным в Списки для переселения. Суд полагает, что поскольку истец проживает в ветхом жилье, зарегистрирован в нем, то он подлежит включению в Список на переселение. Отсутствие или наличие регистрации граждан по определенному месту жительства на день принятия решения о ликвидации шахты само по себе не является каким-либо правоустанавливающим или правопресекающим обстоятельством, тем более что Правила предоставления субвенций не связывают наличие регистрации проживающих в ветхом жилье граждан с такими последствиями, как включение таких граждан в Списки для переселения.

Поскольку целью обращения истца является защита его жилищного права, то суд считает, что формой защиты этого права будет являться включение истца в Список граждан для переселения из ветхого жилья, - с учетом того, что в силу ч.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию <адрес> включить Боташова А.Е. в Список на переселение граждан из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности по шахте «Западная-Капитальная» ОАО «Ростовуголь», по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ростовский облсуд через Новошахтинский райсуд в течение 10 дней.

Судья (подпись)

Решение изготовлено 07 декабря 2010г.