Дело № 2-1475-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 декабря 2010 года г.Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
судьи Щукиной Т.И.,
с участием: истицы Орловой Л.В.,
представителя ответчика Администрации г.Новошахтинска Беспалого Ю.А.,
при секретаре Мазуровой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловой Л.В., Орлова С.Ю., Орлова А.Ю. Орловой Т.В. и в интересах несовершеннолетней Орловой С.А. к Администрации города Новошахтинска и Министерству энергетики Российской Федерации о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к ответчикам, в котором после изменения исковых требований просили обязать Администрацию г.Новошахтинска включить домовладение №+++ по ХХХ, в список ветхих домов, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированного ДАО «Шахта имени С.М.Кирова» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности. Обязать Администрацию г.Новошахтинска включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированного ДАО «Шахта имени С.М.Кирова» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности по адресу: ХХХ.
Указывая на то, что они проживают в доме №3 по ул.Московская, в г.Новошахтинске Ростовской области. Дом находится в собственности Орловой Л.В. на основании договора дарения от хххх, регистрационный №+++. Несмотря на то обстоятельство, что дом №+++ по ХХХ, в котором они проживают признан ветхим, то есть находится на подработанном участке горного ствола ДАО «Шахта имени С.М.Кирова» ОАО «Ростовуголь», они не включены в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда. При обращении в Администрацию г.Новошахтинска по данному вопросу, им в устном порядке было отказано во внесении в списки по переселению из ветхого жилья, и было рекомендовано обратиться в суд. Полагают, что действия ответчика незаконны и необоснованны, так как нарушают их конституционные права, а также нормы жилищного законодательства. По заключению оценки степени влияния горных работ на состояние жилых строений и объектов социальной инфраструктуры, расположенных на подработанной территории ДАО «Шахта имени С.М.Кирова», показатели суммарных деформаций по жилым домам по ХХХ превысили допустимые или предельные значения, следовательно горные работы ДАО «Шахта имени С.М.Кирова» негативно повлияли на технические состояния строений.
В судебном заседании истица Орлова Л.В. поддержала измененные исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснила, что она живет в доме №+++ по ХХХ, с самого рождения. В 1994 году данный дом достался ей по наследству от родителей. В мае 2010 года она узнала, что дом находится на подработанном участке шахты имени С.М. Кирова. В доме большие трещины. Текущий ремонт дома она производила ежегодно, но в этом году вынуждена была сделать стяжку дома тремя металлическими поясами. Дом саманный, обложенный кирпичом. Согласно заключению СКП ОАО «ВНИМИ» расчетные показатели суммарных деформаций от всех отработанных угольных пластов по жилому дому, расположенному по адресу: ХХХ, превысили допустимые значения, следовательно, горные работы шахты им. С.М.Кирова, негативно повлияли на техническое состояние строения.
Истцы Орлов С.Ю., Орлов А.Ю., Орлова Т.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Орловой С.А., в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями. Представили заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие. С согласия сторон дело рассмотрено в отсутствие вышеуказанных истцов в порядке ст.167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.Новошахтинска Беспалый Ю.А., действующий на основании доверенности за №+++ от хххх, возражал против удовлетворения исковых требований. Дополнительно пояснил, что комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности Восточного Донбасса, утвержденным Губернатором Ростовской области и министром промышленности и энергетики РФ, и связанное с этим выделения субвенций на реализацию программ местного развития городов и поселков Ростовской области, рассчитан на период с 2006 года по 2010 год включительно. При этом по г.Новошахтинску рассчитано переселить 1836 семей. Включение новых семей и домов предусматривает увеличение расходной части бюджета. Бюджет на 2011 год сформирован и утвержден. При этом на 2010 год завершено мероприятие по реструктуризации угольной отрасли. Решение о продлении мероприятий по реструктуризации угольной отрасли в установленном порядке не принято. Спорный дом не был включен в список, поскольку процент износа на момент принятия решения о ликвидации шахты имени С.М.Кирова был небольшой. В связи с вышеизложенным, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель соответчика Министерства энергетики РФ (Минэнерго) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. В своих письменных возражениях указал, что в соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года №428, получателем средств федерального бюджета по данному направлению являются органы местного самоуправления. Формирование и уточнение списков, а также установление очередности предоставления социальных выплат, являются исключительным правом органа местного самоуправления, то есть Администрации г.Новошахтинска. В списке граждан, переселяемых из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в составе утвержденного проекта ликвидации ДАО «Шахта им.С.М.Кирова» ОАО «Ростовуголь» дом №+++ по ХХХ не значится. С согласия сторон дело рассмотрено в отсутствие представителя соответчика Минэнерго России в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, обозрев отчет СКП ОАО «ВНИМИ» об оценке степени влияния горных работ ликвидируемых шахт на объекты, инвентарное дело №+++ по дому №+++ по ХХХ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с п.5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства от 13.07.2005 г. № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Из изложенного следует, что главным критерием выделения межбюджетных трансфертов в рамках программы по реструктуризации предприятий угольной промышленности, является признание жилого помещения непригодным для проживания по критериям безопасности в связи с ведением горных работ на ликвидируемых угольных шахтах.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47) непригодными для проживания признаются дома, которые находятся в ветхом либо аварийном состоянии, а также дома, в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания.
Условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории непригодных для проживания или аварийных сформулированы в разделе III указанного выше Положения. К ним относятся:
физический износ в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящий к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
- изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющие обеспечить соблюдение необходимых санитарно-гигиенических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей;
деформация фундаментов, стен, несущих конструкций и значительная степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.
Кроме того, могут быть признаны непригодными для проживания жилые помещения, находящиеся в жилых домах на территориях, где превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация и т.п.), а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и санитарно-защитных зонах, если инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.
В соответствии с п.2.1 Критерий и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 20.02.2004 г. № 10, к непригодным для проживания относятся:
а) жилые дома в аварийном состоянии;
б) ветхие жилые дома;
в) жилые дома, расположенные в пределах санитарно-защитных, пожаро-взрывоопасных зон промышленных предприятий, транспорта, инженерных сетей и других зонах с особыми условиями, запрещенных к застройке;
г) жилые дома, расположенные в опасных зонах отвалов породы угольных, сланцевых шахт и обогатительных фабрик; в зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин; на территориях, ежегодно затапливаемых паводковыми водами;
д) жилые дома, расположенные вместах экологического неблагополучия (при обнаружении нарушений природного равновесия местности или территории либо ухудшении геологических, морфологических, физических и других показателей почвы);
е) жилые дома, в которых невозможно предоставить жителям коммунальные услуги, соответствующие по качеству требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, и организовать техническую эксплуатацию жилого дома.
В соответствии с п.4 указанных Критерий, ветхим жилым домом признается жилой дом с физическим износом, при котором его прочностные и деформационные характеристики равны или ниже предельно допустимых характеристик, установленных нормативными документами для действующих нагрузок и условий эксплуатации. Согласно п.5 5 к ветхим жилым домам относятся:
а) полносборные, кирпичные и каменные дома с физическим износом свыше 70 процентов;
б) деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 процентов.
Степень физического износа определяется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Для отнесения жилого дома к категории непригодного для проживания по основаниям, предусмотренным настоящими критериями, достаточно одного из указанных в пункте 2.1.
Согласно техническому паспорту собственником дома №+++ по ХХХ, является истица Орлова Л.В.
Судом установлено, что жилой дом №+++ по ХХХ, в котором проживают истцы, представляет собой одноэтажное здание - глинобитное, обложено кирпичом, фундамент каменный, является аварийным и небезопасным для проживания. Физический износ дома по состоянию на 1994 год составлял 36%, по состоянию на 2006 год составлял 53%, а по состоянию на 20.05.2010 года составляет 66%.
В судебном заседании установлено, что ликвидационная комиссия ДАО «Шахта имени С.М.Кирова» подала заявку в Северо-Кавказское представительство ОАО «Научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела межотраслевой научный центр ВНИМИ» на выдачу заключения о влиянии горных работ ликвидируемой шахты на техническое состояние жилых строений и объектов соц. инфраструктуры расположенных на подработанной территории ликвидируемых шахт ДАО «Шахта имени С.М.Кирова».
хххх директором СКП ВНИМИ был утвержден отчет о научно-исследовательской работе в заключении которого указано, что показатели суммарных деформаций по жилым домам №+++, №+++-а, №+++, №+++, №+++, №+++, №+++ по ХХХ превысили допустимые или предельные значения, следовательно, горные работы шахты им.Кирова негативно повлияли на техническое состояние строения (л.д.- 24-25).
В заключении о степени влияния горных работ ДАО «Шахта им.С.М.Кирова» ОАО «Ростовуголь» на состояние дома №+++ по ХХХ указано: «расчетные показатели суммарных деформаций от всех отработанных угольных пластов превысили допустимые значения, следовательно, горные работы шахты им. С.М.Кирова негативно повлияли на техническое состояние строения (л.д.-108-113).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что данный дом стал ветхим в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь», в связи с чем, должен быть включен в вышеуказанные Списки.
Формирование списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, является исключительным правом органа местного самоуправления, равно так же как и их ежегодное уточнение. Законодателем не дано четкого разъяснения в отношении оснований, при наступлении которых Списки подлежат уточнению. Не дано пояснений в отношении данного обстоятельства и представителем ответчика.
В связи с изложенным выше, суд полагает возможным удовлетворить требования истцов о включении дома №+++ по ХХХ в список ветхих домов, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированного ДАО «Шахта им.С.М.Кирова» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности и истцов в Списки на переселение.
Суд считает установленным в силу положений ст.68 ГПК РФ, что истцы являются членами одной семьи и ведут совместное хозяйство, в связи с чем, полагает обязать ответчика включить их в список на переселение в качестве собственника дома Орлову Л.В. и членов ее семьи - истцов по настоящему делу под одним номером ТЭО.
Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию города Новошахтинска включить дом №+++ по ХХХ в список ветхих домов, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированного ДАО «Шахта им.С.М.Кирова» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности.
Обязать Администрацию города Новошахтинска включить Орлову Л.В., Орлова С.Ю., Орлова А.Ю., Орлову Т.В. и Орлову С.А. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированного ДАО «Шахта им.С.М.Кирова» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности по адресу: ХХХ.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение 10 дней.
Судья
Решение изготовлено: 24.12.2010 года.
Решение суда в законную силу не вступило.