Дело № 2-73-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 января 2011 года г.Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
судьи Щукиной Т.И.,
с участием: помощника прокурора Серебрянниковой Э.В.,
при секретаре Мазуровой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Новошахтинска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Новошахтинска о понуждении к совершению действий: третье лицо: Комитет по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г.Новошахтинска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику, в котором просил обязать Администрацию города Новошахтинска Ростовской области обратиться в Новошахтинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения - пруд балочный, расположенный в бассейне реки Тузлов на балке «Соленая» р.Малый Несветай, 3,1 км от устья, 2,2 км юго-восточнее п.Новая Соколовка, №+++ (в соответствии с реестром ГТС водохозяйственных объектов города, включенных в инвентаризацию 2006-2007 г.г. ООО «НТЦ «Геотехника»).
Указывая на то, что во исполнение задания прокуратуры Ростовской области прокуратурой города проведена проверка исполнения федерального законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС) на территории муниципального образования «Город Новошахтинск». В ходе настоящей проверки установлено наличие ГТС, собственник которых не определен, на территории муниципального образования, что негативно влияет на ситуацию, сложившуюся в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений города Новошахтинска. В границах муниципального образования «Город Новошахтинск» находится гидротехническое сооружение - пруд балочный, расположенный в бассейне реки Тузлов на балке «Соленая» р.Малый Несветай, 3,1 км от устья, 2,2 км юго-восточнее п.Новая Соколовка, №+++ (в соответствии с реестром ГТС водохозяйственных объектов города, включенных в инвентаризацию 2006-2007 г.г. ООО «НТЦ «Геотехника»), имеющее опасный уровень безопасности ГТС. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др. Названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для выполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение. В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций. По сведениям, предоставленным Нижне-Донским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, пруд балочный, расположенный в бассейне реки Тузлов на балке «Соленая» р.Малый Несветай, 3,1 км от устья, 2,2 км юго-восточнее п.Новая Соколовка, №+++, по качественным характеристикам уровня безопасности ГТС относится к опасным. Опасный уровень безопасности наступает вследствие развивающихся процессов снижения прочности и устойчивости элементов ГТС и их оснований, превышения предельно допустимых значений критериев безопасности, характеризующих переход от частично неработоспособного к неработоспособному состоянию сооружений и оснований (приказ Минтранса России от хххх №+++). По сведениям, предоставленным Новошахтинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах и ограничениях на гидротехническое сооружение - пруд балочный, расположенный в бассейне реки Тузлов на балке «Соленая» р.Малый Несветай, 3,1 км от устья, 2,2 км юго-восточнее п.Новая Соколовка, №+++. Согласно ответу заместителя главы администрации города по вопросам ЖКХ и транспорта М.В. в перечне гидротехнических сооружений города Новошахтинска ГТС за №+++ - пруд балочный, значится как бесхозяйный - собственник не установлен. При этом сведения об обращении администрации города в Управление Федеральной регистрационной службы либо в Новошахтинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о принятии гидротехнического сооружения отсутствуют. Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования «Город Новошахтинск» Ростовской области, необращение администрации города в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ. Из нормы статьи 225 Гражданского кодекса РФ следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Кроме того, отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о признании ГТС бесхозяйным является обязательным этапом для дальнейшей государственной регистрации права собственности на ГТС. Отсутствие государственной регистрации права собственности на ГТС, расположенные в границах муниципального образования «Город Новошахтинск», создает препятствия в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием ГТС, а также за безопасностью ГТС и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния ГТС установленным правилам и стандартам. Однако до настоящего момента соответствующие действия не произведены, право собственности на указанные объекты не закреплено. Указанные нарушения могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в муниципальном образовании «Город Новошахтинск». Самоустранение Администрации города от исполнения обязанностей, предусмотренных Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «О безопасности гидротехнических сооружений» приводит к дальнейшему ухудшению состояния ГТС, а также невозможности обеспечения благоприятной окружающей среды для жителей г.Новошахтинска, что недопустимо. Ранее прокуратурой города вносилось представление об устранении нарушений законодательства о безопасности ГТС, вместе с тем, в полном объеме требования прокурора не удовлетворены. Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Данное исковое заявление предъявлено прокурором города в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Новошахтинска по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании помощник прокурора г.Новошахтинска Серебрянникова Э.В. поддержала заявленные требования. Дополнительно пояснила, чтоАдминистрация г.Новошахтинска является надлежащим ответчиком, поскольку она является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Согласно решению об утверждении положения «О КУИ Администрации г.Новошахтинска» за №+++ от хххх, КУИ Администрации г.Новошахтинска является отраслевым органом Администрации города Новошахтинска, обеспечивающим осуществление полномочий по решению вопросов местного значения в сфере имущественных и земельных отношений. Кроме того, КУИ Администрации г.Новошахтинска участвует и представляет интересы Муниципального образования «Город Новошахтинск» или Администрация г.Новошахтинска в исполнительном производстве в сфере земельных или имущественных отношений. Полагают, что Администрация г.Новошахтинска, как и заявлено в исковом заявлении, является надлежащим ответчиком, и данные исковые требования подлежат удовлетворению, так как согласно п.3 ст.225 ГК РФ. На основании вышеизложенного, просила суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен был надлежащим образом, причина неявки неизвестна, об отложения дела не просил, уважительности причин своего отсутствия суду не представил.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен был надлежащим образом, причина неявки неизвестна, об отложении дела не просил, уважительности причин своего отсутствия суду не представил.В письменном отзыве просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что судебный порядок возложения на муниципальное образование обязанности по обращению в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества, а затем в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на это имущество, законом не предусмотрен. Вопрос о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей разрешается в порядке, установленном в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации №580 от 17.09.2003 года, где судебный порядок урегулирования спора также не предусмотрен. Понуждение ответчика к обращению в регистрирующий орган с заявлением о постановке гидротехнического сооружения на учет, как бесхозяйного, является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, что противоречит ст.12 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий, и ч.1 ст.124 ГК РФ) по своему усмотрению осуществляют принадлежащие гражданские права.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав помощника прокурора г.Новошахтинска, изучив и обозрев материалы гражданского дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Выбор одного из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст.12 ГК РФ, принадлежит не суду, а заявителю, в данном случае прокурору, который, обращаясь в суд на основании ст.45 ГПК, определил в заявлении избранный им способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц (жителей города) и действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Судом установлено, что в границах муниципального образования «Город Новошахтинск» находится гидротехническое сооружение - пруд балочный, расположенный в бассейне реки Тузлов на балке «Соленая» р.Малый Несветай, 3,1 км от устья, 2,2 км юго-восточнее п.Новая Соколовка, №+++ (в соответствии с реестром ГТС водохозяйственных объектов города, включенных в инвентаризацию 2006-2007 г.г. ООО «НТЦ «Геотехника»), имеющее опасный уровень безопасности ГТС.
Согласно п.8 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В соответствии со ст.ст. 3 и 9 ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Судом установлено, что указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
В соответствии с ч.3 ст.225 ГК РФ следует, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно сведениям, предоставленным Нижне-Донским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, пруд балочный, расположенный в бассейне реки Тузлов на балке «Соленая» р.Малый Несветай, 3,1 км от устья, 2,2 км юго-восточнее п.Новая Соколовка, №+++, по качественным характеристикам уровня безопасности ГТС относится к опасным. Опасный уровень безопасности наступает вследствие развивающихся процессов снижения прочности и устойчивости элементов ГТС и их оснований, превышения предельно допустимых значений критериев безопасности, характеризующих переход от частично неработоспособного к неработоспособному состоянию сооружений и оснований (л.д.-15-17). В государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах и ограничениях на гидротехническое сооружение - пруд балочный, (расположенный в бассейне реки Тузлов на балке «Соленая» р.Малый Несветай, 3,1 км от устья, 2,2 км юго-восточнее п.Новая Соколовка, №+++ (л.д.-14).
В соответствии с п.3 ст.9 Закона о регистрации к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относится, в числе прочего, принятие на учет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бесхозяйных недвижимых вещей.
Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 года № 580.
Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования «Город Новошахтинск», а Администрация города Новошахтинска не обращается в Новошахтинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества, суд полагает, что требования прокурора г.Новошахтинска подлежат удовлетворению.
К доводам представителя третьего лица о диспозитивном характере нормы, предусмотренной п.3 ст.225 ГК РФ следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование. Кроме органа местного самоуправления не указано других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. В п.5 разд.2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, основанием постановки на учет указано заявление органа местного самоуправления. В связи с чем, суд полагает, что данное положение закона носит императивный, а не диспозитивный характер, т.е. предписывает в обязательном порядке постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления. Поэтому органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним.
Как следует из вышеуказанного Положения, для осуществления постановки объекта на учет как бесхозяйного к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался. Обязательным приложением к документам, необходимым для учета бесхозяйного недвижимого имущества, являются документы технического учета, содержащие описание объекта недвижимого имущества (технический паспорт, план земельного участка с кадастровым номером). Принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав (п.21 Положения). С момента принятия объекта недвижимого имущества на учет орган местного самоуправления должен определить специализированное предприятие, принимающее на техническое обслуживание данное имущество до момента определения балансодержателя.
На основании вышеизложенного и принимая во внимание, что сбор необходимых документов и их оформление требуют значительного времени (не менее полугода) и к тому же связаны с определенными материальными затратами, которые на момент выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки его на учет не могли быть заложены в местный бюджет на текущий год, к этому добавляются расходы по содержанию бесхозяйного имущества до принятия решения о дальнейшем использовании имущества или его продаже в соответствии с действующим законодательством, суд полагает установить срок для ответчика на обращение в регистрирующий орган до хххх.
Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию города Новошахтинска Ростовской области обратиться в срок до ххххв Новошахтинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения - пруд балочный, расположенный в бассейне реки Тузлов на балке «Соленая» р.Малый Несветай, 3,1 км от устья, 2,2 км юго-восточнее п.Новая Соколовка №+++ (в соответствии с реестром ГТС водохозяйственных объектов города, включенных в инвентаризацию 2006-2007г.г. ООО «НТЦ «Геотехника»).
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение 10 дней.
Судья
Решение изготовлено: 28.01.2011 годаРешение суда в законную силу не вступило.