Дело №2-1813/ 2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 декабря 2010 года. Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Ленивко Е.А.
при секретаре Кошелевой Т.В.,
с участием истца Вязьмитина В.В., представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске Григорьянц Л.С., действующей на основании доверенности №3 от 11.01.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вязьмитина В.В. к ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске о возобновлении выплаты трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просил обязать последнего возобновить ему в соответствии с действующим законодательством пенсию по старости с ....... и производить выплату пенсии по старости, не прекращая при этом выплату пенсии по инвалидности. В обоснование своих требований истец указал, что ему в 1993 году была установлена 2-я группа инвалидности вследствие участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно заключению МСЭ причина инвалидности «увечье, получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС». Период выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил с ....... по ....... ....... ему исполнилось 50 лет. Данная пенсия ему была назначена, и он получал ее до ........ Затем ее выплата была ему прекращена. Он обратился в ГУ УПФ РФ с заявлением, однако ответчик ему отказал, ссылаясь на отсутствие необходимого возраста и стажа, и по настоящее время выплату не производит. Он считает, что действия ответчика являются незаконными. Законом РФ ..... от ....... были внесены изменения в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с данной редакцией закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ему предоставлено право на одновременное получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и пенсии по старости, а также получение независимо от этого суммы возмещения вреда. Пенсию по инвалидности он получает как государственную пенсию по нормам самостоятельного закона № 166-ФЗ. Ответчиком нарушены требования ст.19 Конституции РФ о равенстве граждан и он ограничен в своем праве на получение пенсии. Другие инвалиды-чернобыльцы, находившиеся с ним в одинаковых условиях, получившие такую же дозу радиации и имеющие 2-ю группу инвалидности, получают на основании ст.29 Чернобыльского закона три выплаты: две пенсии и возмещение вреда (в органе социальной защиты населения). Ответчик основывался только на нормах общего пенсионного законодательства, не приняв во внимание приоритет закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭ», согласно ст.2 которого «отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ним». Согласно Постановлению Минтруда РФ от 25 марта 2002 года № 21 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения пункта 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», зарегистрированного в Минюсте РФ 22 мая 2002 г. № 3467, «Закон от 17 декабря 2001 года не регулирует порядок предоставления социальных льгот, в том числе и по снижению пенсионного возраста для отдельных категорий граждан. В связи с этим нормы о снижении пенсионного возраста, предусмотренные преамбулой раздела № 4 и статьями 30-37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и статьей 29 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» подлежат применению с 01 января 2002 года как не противоречащие Закону от 17 декабря 2001 года.» Таким образом, ссылка ответчика на невозможность снижения возраста с 55 лет до 50 лет противоречит вышеуказанному Постановлению. Он считает, что ответчик нарушил его право, гарантированное изначально законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статья 28.1. которого, предусматривает общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно данной статье отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами. Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам, по их желанию, может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законно от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет). Согласно же статье 30 данного закона: «гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы), пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения. Таким образом, отказ ответчика со ссылкой на ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» незаконен. Он относится к категории участники (п.3 ст.13), и к категории инвалиды (п.2 ст.13), поскольку МСЭ именно участникам устанавливал группу инвалидности. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12 июля 2006 года № 350-О «По жалобам граждан Денисова Александра Михайловича и Митрохина Александра Дмитриевича на нарушение их конституционных прав положениями статьи 30 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»: «таким образом, положение статьи 30 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в системе действующего нормативно- правового регулирования не могут рассматриваться как лишающие граждан, в том числе военнослужащих и военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988-1990 годах по объекту «Укрытие», права на назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет (при соблюдении других условий). Иное означало бы нарушение конституционного принципа равенства, поскольку фактически устанавливался бы разный объем возмещения вреда гражданам, в одинаковой мере пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, а также отказ государства от выполнения принятых на себя публично-правовых обязательств». Ответчик не применил норму «чернобыльского» закона о необходимом стаже только 5 лет и полностью исключил права, которые он имеет как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно ст.2 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ответчик должен был применить не общий, и «чернобыльский» закон: «Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними», т.е. применить положения ст. 28. Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Просит исковые требования удовлетворить.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также пояснил, что в 2009 году были внесены изменения в Базовый закон, но эта статья, предоставляющая льготу по пенсии, не изменилась, а ответчик данную норму закона не применяет, а применяет только общий закон. Он полагает, что законы не противоречат друг другу, но должен быть применен в данном случае Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Просит иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске Григорьянц Л.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, приобщенных к материалам дела, а также пояснила, что ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает выплату пенсии по старости либо пенсии по инвалидности. Выплаты 2-х пенсий предусмотрена Федеральным законом №166-ФЗ. На это же указывает и Верховный Суд РФ. Если истец хочет получать пенсию по инвалидности, то ему будет снижен возраст на 10 лет, а право на получение двух пенсий он приобретет только по достижении возраста 55 лет. Статья 3 Закона РФ отсылает в Федеральным законам, а данные правоотношения регулируются положениями Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Просит в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения сторон, обозрев пенсионное дело истца, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец, ....... года рождения, является инвалидом 2 группы вследствие увечья, полученного в связи с воздействием радиации по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в соответствии с п.22 ч.1 ст.14 (п.13 ч.1 ст.14 Закона в новой редакции) и ч.1 ст.39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также пенсия по инвалидности в соответствии с п.2 ст. 8 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
По достижении возраста 50 лет истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему второй пенсии - трудовой пенсии по старости, которая ему была назначена ответчиком с ....... и прекращена протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан от ....... ..... с ........
В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подпунктами 1 - 10, 16 - 18 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1 - 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, предусмотренному подпунктами 1 - 10, 16 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который применяется при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с пунктами 9 и 10 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу ч.1 ст. 29 вышеуказанного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:
1) назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В таком же порядке назначаются пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно положения пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из анализа вышеуказанных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Учитывая вышеизложенные положения законодательства в их совокупности, а также то, что истец на момент обращения с заявлением в ответчику о назначении второй пенсии по старости достиг возраста 50 лет, соответственно право на трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у истца отсутствует.
При таких обстоятельствах правовых оснований для назначения истцу второй пенсии - как трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не имеется, в связи с чем, ответчик ошибочно назначил ему данную пенсию с 01.05.2009 и обоснованно прекратил её выплату с 01.02.2010 при установлении данных обстоятельств.
С учетом изложенного, суд полагает истцу в удовлетворении исковых требований отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Вязьмитина В.В. к ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске о возобновлении выплаты трудовой пенсии по старости отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение 10 дней.
Судья
Решение изготовлено 13.12.2010.