Оботказе в удовлетворении требований о присвоении звания `Ветеран Труда`



Дело № 2-317-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 февраля 2011 года Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе

председательствующего судьи Селицкой М.Ю.

при секретаре Ларковой О.Н.

с участием истца Федорова А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федорова А.М. к Муниципальному учреждению «Отдел социальной защиты населения» Родионово-Несветайского района, Министерству труда и социального развития Ростовской области о признании действий незаконными и обязании присвоить звание «Ветеран труда»,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился с иском к ответчику, в котором просит признать действия МУ ОСЗН Родионово-Несветайского района Ростовской области и Министерства труда и социального развития Ростовской области об отказе в присвоении ему звания «Ветеран труда» незаконными и обязании МУ ОСЗН Родионово-Несветайского района, Министерства труда и социального развития Ростовской области присвоить ему звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение. В обосновании требований ссылается на то, что 13.09.2010 года им было подано заявление о присвоении ему звания «Ветеран труда» в МУ ОСЗН Родионово-Несветайского района Ростовской области в соответствии с п.1 ст.2 Областного Закона от 18.09.2006 года №541-ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области» и ч.1 ст.7 Федерального закона №5-ФЗ. 23.09.2010 года МУ ОСЗН Родионово-Несветайского района в лице и.о. заведующей Ж.ГФ.. известили его о том, что для присвоения ему звания «Ветеран труда», ему необходимо предоставить документы о наличии у него трудового стажа до или после прохождения службы в органах внутренних дел. 24.09.2010 года им была предоставлена в МУ ОСЗН Родионово-Несветайского района копия его трудовой книжки со всеми записями. 28.10.2010 года МУ ОСЗН Родионово-Несветайского района в лице заведующей И.В. Л. известили его о том, что направляют ему заверенную копию ответа по его заявлению Министерства труда и социального развития Ростовской области, в котором от 19.10.2010 года сообщается о том, что Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях» в Российской Федерации» стаж необходимый для назначения пенсии по старости - 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. 29.11.2010 года он вновь через МУ ОСЗН Родионово-Несветайского района обратился с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» в Министерство труда и социального развития Ростовской области предоставив все необходимые документы. 22.12.2010 года МУ ОСЗН Родионово-Несветайского района в лице заведующей И.В. Л. известили его о том, что Министерство труда и социального развития Ростовской области возвратило представление о присвоении ему звания «Ветеран труда», так как имеющийся у него трудовой стаж не соответствует требованиям Областного закона №541-ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области».

В соответствии с п. «в» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 года №4202-1) и приказом начальника ГУФСИН России по Ростовской области №120 л/с от 23.08.2010 года он был уволен из уголовно-исполнительной системы по выслуге срока службы, дающей право на пенсию. Пенсия ему назначена «За выслугу лет» с 24.08.2010 года. Выслуга лет по состоянию на 23.08.2010 года составляет в календарном исчислении 20 лет 00 месяцев 28 дней, в льготном исчислении 27 лет 00 месяцев 19 дней. Приказом Минюста РФ от 29.04.2002 года №120 «О ведомственных наградах Министерства юстиции Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) утверждены ведомственные награды, в числе которых медаль «За службу» 1,2 и 3 степени. За время прохождения службы в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системы он был награжден ведомственными знаками отличия - медаль «За службу» 3 степени, Приказ Министра Юстиции №741-К от 03.06.2004 года, медаль «За отличие в службе» 2 степени, Приказ начальника ГУФСИН РФ по Ростовской области от 04.06.2007 года.

При таких обстоятельствах и в соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и требованиями Областного закона №541 -ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области» и Законом РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» ст.13 (как основание назначения пенсии за выслугу лет устанавливает наличие на день увольнения со службы выслуги лет «в льготном исчислении» 20 лет и более) он вправе претендовать на присвоение ему звания «Ветеран труда» и выдачи ему соответствующего удостоверения. Доводы МУ ОСЗН Родионово-Несветайского района и Министерства труда и социального развития Ростовской области о том, что для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо наличие общего трудового стажа не менее 25 лет, не основаны на нормах действующего законодательства о ветеранах, поскольку Закон не связывает присвоение этого звания с наличием стажа в каком-либо определенном размере.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что у него имеется трудовой стаж 10 дней до начала прохождения службы в органах внутренних дел, с 04.10.1991 г. до 14.10.1991г., когда он работал судоводителем в ПО «Магаданрыбпром». После этого он проходил службу в органах внутренних дел, его выслуга по состоянию на 23.08.2010 г. составляет 20 лет 28 дней, а в льготном исчислении - 27 лет 19 дней, считает, что отработанное время дает ему право на присвоение звания «Ветеран труда», в чем ему незаконно отказывают ответчики. Истец также отметил, что нигде в законодательстве не установлено в качестве обязательного условия для присвоения данного звания наличие именно 25 летнего стажа, а говорится о наличии ведомственных наград, которые у него имеется, и права на назначение пенсии, которое у него возникло в связи с выслугой лет в августе 2010 г. Истец также указал, что в соответствии со ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности на следующих условиях: один год службы за полтора года трудового стажа…На основании вышеизложенного, полагает, что действия ответчиков по отказу в присвоении ему звания «Ветеран труда», являются необоснованными, поскольку он имеет на это право по основаниям, изложенным в иске и в своих пояснениях, просит удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика МУ ОСЗН Родионово-Несветайского района в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Представили ходатайство, в котором просили рассмотреть дело без их представителя. Ранее представили отзыв по делу, в котором указали, что в соответствии с п.7 ст.4 Областного закона от 18.09.2006 года №541-ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области» решение о присвоении звания «Ветеран труда» принимается Главой администрации (Губернатором) Ростовской области и оформляется распоряжением Администрации Ростовской области, а не отделом социальной защиты населения. На Федорова А.М. было передано представление от 29.11.2010 года №3435 на присвоение звания «Ветеран труда» в ТМиСР Ростовской области, которое возвращено им, так как имеющийся у него трудовой стаж не соответствует требованиям Областного закона №541-ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области». Ранее Федорову А.М. были даны устные и письменные консультации письмами МУ ОСЗН и МТиСР Ростовской области. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика МУ ОСЗН Родионово-Несветайского района в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Ростовской области в судебное заседание не явился, о дате и времени были извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Представили отзыв на исковое заявление, в котором просили отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, приобщить отзыв к материалам дела и рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что 23.08.2010 года приказом начальника ГУФСИН России по Ростовской области №120 л/с Федоров А.М. - майор внутренней службы - оперативный дежурный дежурной части отдела безопасности учреждения УЧ-398/2 ГУФСИН России по Ростовской области уволен из уголовно-исполнительной системы по ст.58 п. «в» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) (л.д.13 - выписка из приказа №120 л/с от 23.08.2010 года.) Согласно данной выписке из приказа, выслуга лет по состоянию на 23.08.2010 года составляет в календарном исчислении 20 лет 00 месяцев 28 дней, в льготном исчислении 27 лет 00 месяцев 19 дней.

24.08.2010 года Федорову А.М. назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (л.д. 12 - копия удостоверения).

13.09.2010 года Федоров А.М. обратился в МУ ОСЗН Родионово-Несветайского района с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда».

Согласно копии сообщения заведующей МУ ОСЗН Родионово-Несветайского района от 22.12.2010 года №3686 на имя Федорова А.М. (л.д.16), представление на присвоение ему звания «Ветеран труда» (от 29.11.2010 года №3435) Министерством труда и социального развития возвращено, так как имеющийся у него трудовой стаж не соответствует требованиям Областного закона №541-ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области».

В обоснование заявленной позиции, истец указывает на отсутствие законодательного закрепления в качестве одного из обязательных условий для присвоения звания «Ветеран труда», наличие 25 лет трудового стажа, а говорится лишь о награждении ведомственными наградами и праве на пенсию по старости или за выслугу лет, в связи с чем полагает, что он имеет право на присвоения ему звания «Ветеран труда», поскольку уволен из органов внутренних дел в связи с выходом на пенсию по выслуге срока службы и имеет ведомственные награды.

Однако, суд не может согласиться с данной позицией истца по следующим основаниям.

Ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно п.4 ст.7 Федерального закона «О ветеранах», порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Областного закона от 18.09.2006 года №541-ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области» звание «Ветеран труда» присваивается: 1) лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отлития и труда и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В силу положений ст.3 Областного закона «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», при присвоении звания «Ветеран труда» учитываются: 1) ордена, медали, почетные звания СССР или Российской Федерации, являющиеся государственными наградами; 2) почетная грамота Правительства Российской Федерации, Почетная грамота Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, почетный знак Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "За заслуги в развитии парламентаризма", Почетная грамота Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, почетный знак Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "За заслуги в развитии парламентаризма", иные ведомственные знаки отличия в труде, федеральных органов государственной власти, ведомственные знаки отличия в труде органов власти и управления СССР, Почетная грамота Администрации Ростовской области, Почетный диплом Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области «За заслуги в воспитании детей», Почетная грамота Законодательного Собрания Ростовской области, а также Почетная грамота Федерации Независимых профсоюзов России при условии, что ею награждены профсоюзные работники, освобожденные от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы.

Этим же Законом, функции по приему заявлений и необходимых документов от лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», выдаче удостоверение установленного образца возложены на органы социальной защиты населения городов (районов) области. Решение о присвоении звания «Ветеран труда» принимается Главой администрации (Губернатором) Ростовской области и оформляется распоряжением Администрации Ростовской области.

До 01.01.2002 года Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» были определены условия назначения пенсии за выслугу лет, к которым пенсия, назначенная по линии силовых ведомств, не относилась. Вместе с тем ст.90 указанного Закона определено, что военная служба и другая, приравненная к ней служба, включалась в общий трудовой стаж. На основании этого при наличии стажа, необходимого для назначения пенсии по старости (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин) в соответствии с нормами Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пенсионеры из числа сотрудников силовых ведомств имеют право претендовать на присвоение звания «Ветеран труда».

С момента принятия Федерального закона от 17.12.2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вместо понятия «трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости» введено понятие «страховой стаж», при продолжительности которого не менее пяти лет назначается трудовая пенсия по старости женщинам и мужчинам, достигшим возраста 55 и 60 лет соответственно.

Согласно ст. 2 ФЗ № 173-ФЗ, страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

На основании ст.11 Федерального закона № 173-ФЗ, периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу органа внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» засчитываются в страховой стаж, но в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), в течение которых граждане были застрахованы в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Как следует из подп. 1 п. 1 ст. 11 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" засчитывается именно в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии.При этом следует уточнить, что все периоды военной и приравненной к ней службы засчитываются в страховой стаж по фактической продолжительности. Льготное исчисление продолжительности службы, которое играет роль при льготном пенсионном обеспечении, в данном случае не учитывается.

В соответствии со ст. 12 данного Закона, исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

Из изложенного следует, что разрешение вопросов о праве лица на назначении пенсии по старости либо выслуге лет, законодатель ставит в зависимость от продолжительности страхового стажа, специального и (или) достижения определенного возраста), а разрешение вопроса о присвоении звания «Ветеран труда», соответственно, зависит от наличия у лица ведомственных знаков отличия в труде и продолжительности трудового стажа( в связи с вышеизложенным - страхового), необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истец награжден ведомственными наградами - медалью «За отличие в службе II степени» Федеральной службы исполнения наказания и медалью «За службу III степени» Министерства юстиции Российской Федерации.

Согласно трудовой книжки, период прохождения истцом службы в органах внутренних дел на 23.08.2010 г.составляет 18 лет 7 месяцев 28 дней. С учетом имеющегося у истца периода работы с 04.10.1991 г. до 14.10.1991г. судоводителем в ПО «Магаданрыбпром», период прохождения службы в органах внутренних дел подлежит зачислению в страховой стаж истца с учетом положений ст.11 Федерального закона № 173-ФЗ, но только по фактической продолжительности, поскольку льготное исчисление продолжительности службы в данном случае не учитывается. В связи с изложенным, страховой стаж истца на дату обращения к ответчикам, составил более 18 лет, но менее установленной законом продолжительности стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Как уже было указано судом выше, Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" определены две категории граждан, которые могут считаться ветеранами труда:

  1. Лица, отвечающие одновременно следующим двум условиям:
    а) наличие государственных наград (орденов или медалей либо почетных званий) СССР или Российской Федерации либо ведомственных знаков отличия в труде;
    б) наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Ранее, в соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 г. N 340-I (утратил силу с 1 января 2002 г.), для приобретения права на пенсию по старости необходимо было иметь трудовой стаж: мужчинам - не менее 25 лет (при достижении 60-летнего возраста), женщинам - не менее 20 лет (при достижении 55-летнего возраста). Наличие указанной продолжительности трудовой деятельности давало гражданам право на присвоение звания "Ветеран труда". В действующем Законе вместо понятия "трудовой стаж" используется понятие "страховой стаж", а пенсия за выслугу лет не упоминается вовсе. До настоящего времени отсутствует законодательное решение о внесении изменений и дополнений в ст. 7 ФЗ «О ветеранах», которое бы приводило нормы данного Закона в соответствие с новым пенсионным законодательством, в связи с чем при разрешении данного вопроса необходимо руководствоваться ранее установленными нормами.

Пенсия назначена истцу за выслугу лет в связи со службой в органах внутренних дел. При этом необходимого стажа, как следует из трудовой книжки, для назначения пенсии по старости в соответствии с нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" истец не имеет.

Поскольку у истца отсутствует необходимый стаж для назначения трудовой пенсии по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и необходимый стаж трудовой деятельности в целях присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", оснований для присвоения ему звания "Ветеран труда" не имеется, поэтому действия ответчиков по отказу в присвоении истцу звания «Ветеран труда» являются правомерными, а заявленные требования-необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Федорова А.М. к Муниципальному учреждению «Отдел социальной защиты населения» ул... г..., Министерству труда и социального развития Ростовской области о признании действий незаконными и обязании присвоить звание «Ветеран труда» отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления со дня изготовления в окончательной форме.

Судья

Решение изготовлено 21 февраля 2011 года с учетом положений ст. 108 ГПК РФРЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ