О включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной пенсии по старости



Дело №2-288-11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 февраля 2011 года Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Селицкой М.Ю.

с участием: истицы Клюевой И.А.

адвоката Еремеевой В.Н.

представителя ответчика Григорьянц Л.С.

при секретаре Ларковой О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Клюевой И.А. к Государственному Учреждению Управления Пенсионного Фонда РФ по г.Новошахтинску о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периодов ее работы, и назначении ей досрочной трудовой пенсии. Истица, после уточнения заявленных требований, в окончательном варианте просит обязать ответчика включить в стаж периоды ее работы с 04.12.1989 г. по 11.08.1990 г., 07.01.1994г. по 17.07.1995г., с 28.07.1995 г. по 16.10.1998 г., с 25.10.1998 г. по 04.03.1999 г., с 13.03.1999 г. по 02.03.2000 г., с 11.03.2000 г. по 11.07.2000 г. - в качестве фельдшера скорой помощи Муниципального учреждения здравоохранения Родионово-Несветайского района и Родионово-Несветайского муниципального унитарного предприятия ЦРБ,а также период с 21.05.1991 г. по 05.10.1992 г. - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, засчитав его в календарном исчислении, на приравняв к работе в сельской местности. В обоснование заявленных требований истица указала, что 01.11.2010 г. решением ответчика ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья по ст. 27.1.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» из-за отсутствия требуемых 30 лет специального стажа работы в городе, либо 25 лет - в сельской местности и поселках городского типа. Данный отказ считает необоснованным, поскольку, ответчиком исключены спорные периоды в связи с тем, что наименование учреждения, в котором она работала, не предусмотрены Списком № 781 от 29.10.2002 г., хотя согласно учредительных документов она в эти периоды работала в учреждении здравоохранения, которое находится в подчинении Министерства здравоохранения Ростовской области. Невключение спорных периодов в её специальный стаж, лишает её возможности реализовать право на назначение досрочной трудовой пенсии.

В судебном заседании истица поддержала свои требования, просила удовлетворить ее иск на том основании, что она работала в сельской местности и имеет требуемый 25-летний стаж лечебной работы в сельской местности. По действующему законодательству досрочная пенсия по старости в связи с лечебной деятельностью назначается либо за 25 лет работы только в сельской местности или поселках городского типа, либо за 30 лет работы в городах, сельской местности и поселках городского типа (т.е. «смешанный» стаж). Из-за того, что ответчик учел период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет как приравненный к городскому, её специальный стаж перешел в категорию смешанного, продолжительность которого должна равняться 30 годам, хотя на этот счет уже имеются разъяснения ПФ РФ, из которых следует, что если период нахождения в отпуске по уходу за ребенком имел место до 06.10.1992 г., как в её случае, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Кроме того, истица пояснила, что на протяжении всей трудовой деятельности она работала в одном и том же медицинском учреждении, поэтому ей непонятна позиция ответчика, включившего одни периоды работы и исключившего спорные, хотя все они протекали в одном учреждении. В отношении того, что спорные периоды предоставлены работодателем на общих основаниях, она может пояснить, что изначально справка, подтверждающая льготный характер её работы, была предоставлена работодателем ответчику, однако, после неоднократных возвратов и требований скорректировать данные, в ней указанные, получилась справка, которую УПФ в г. Новошахтинске счел надлежащим образом оформленной, но которая не отражает сущность её работы, а именно, льготный характер в спорные периоды. Просит удовлетворить заявленные требования, включить спорные периоды в специальный стаж, исчислив их до 01.11.1999 г. в льготном исчислении, после указанной даты-в календарном, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком зачесть как приравненный к сельской местности, и назначить ей пенсию с момента обращения к ответчику. Просит удовлетворить заявленные требования.

Адвокат Еремеева В.Н. в судебном заседании поддержала позицию своего доверителя, по основаниям, изложенным в иске и в пояснениях истца в судебном заседании, просила удовлетворить.

Представитель ГУ УПФ РФ по г.Новошахтинску в судебном заседании иск не признала и пояснила, что пенсии по старости в соответствии со ст.27 ч.1 п.20 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» назначаются в том случае, если обратившийся за пенсией имеет не менее 25 лет лечебной работы только в сельской местности или не менее 30 лет стажа лечебной деятельности в городах, а также, если наименование учреждения и должность соответствуют Списку должностей, утвержденным постановлением Правительства от 29.10.2002г. №781. Порядок подсчета стажа регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г., а также приложением к ним Перечнем структурных подразделений и должностей. Таким образом, пенсия может быть назначена либо за 25 лет работы только в сельской местности или поселках городского типа, либо за 30 лет работы в городах, сельской местности и поселках городского типа (т.е. «смешанный» стаж). В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, при этом в случаях работы в городах и сельской местности один год работы в сельской местности засчитывается как 1 год 3 месяца (п.п. «а» п.5 Правил). Это означает, что в настоящее время льготное исчисление стажа может применяться только при подсчете «смешанного» 30-летнего стажа, и действующее законодательство не предусматривает льготного исчисления стажа только лишь в сельской местности при подсчете 25-летнего сельского стажа. Следуя этому порядку, ответчик производил подсчет стажа лечебной деятельности по двум вариантам - по «сельскому» и по «смешанному» стажу. Истица не имеет ни 25-летнего «сельского» стажа, ни 30-летнего «смешанного» стажа. Кроме того, в отдельные периоды наименование учреждения, где работала истица, не соответствует буквальному наименованию, указанному в Списке №781. По этой причине спорные периоды не включены в специальный стаж. Кроме того, стаж в указанные периоды представлены работодателем в индивидуальном лицевом счете как работа на общих основаниях. Просит в иске отказать.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела и обозрев отказное пенсионное дело истицы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.27 ч.1 п.20 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - независимо от их возраста. Согласно ч.2 ст.27 вышеуказанного Закона, Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

По смыслу действующего законодательства, досрочная пенсия по старости назначается:

- либо за 25 лет работы только в сельской местности или поселках городского типа,

- либо за 30 лет работы в городах, сельской местности и поселках городского типа (т.е. «смешанный» стаж).

В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, при этом в случаях работы в городах и сельской местности один год работы в сельской местности засчитывается как 1 год 3 месяца (п.п. «а» п.5 Правил).

Исходя из этого текста следует, что в настоящее время такое исчисление может применяться только при подсчете «смешанного» 30-летнего стажа, и действующее законодательство не предусматривает льготного исчисления стажа только лишь в сельской местности при подсчете 25-летнего сельского стажа.

Суд считает, что действие Правил №781 должно распространяться на случаи, когда вопрос о подсчете стажа затрагивает период после вступления его в законную силу. Этим Правилам не придавалась обратная сила. Поэтому суд считает, что в случае выполнения работ до вступления в силу этих Правил, при определении права на льготную пенсию в специальный стаж подлежит включению работа на тех условиях, которые были определены ранее действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 2 ранее действовавших Правил, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа засчитывался в стаж работы в льготном порядке (как 1 год з месяца) - независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе. Следовательно, до 01.11.1999г. (т.е. до вступления в силу Списка и Правил 1999г.), работа для исчисления 25-летнего сельского стажа могла исчисляться в льготном порядке. На это же указывалось в п.п.6 и 7 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20.12.2005г.

Такой же порядок исчисления стажа указанным категориям работникам предусмотрен подпунктом «б» пункта 5 Правил №781. Кроме того, п.п. «б» п.5 Правил №781 определено, что исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, сельской местности, производится с применением льготного периода исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

Из материалов дела следует, что на дату обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, продолжительность страхового стажа истицы ответчиком установлена в размере 19 лет 4 месяца 27 дней.

Истица просит применить исчисление ее стажа для определения 25-летнего «сельского» стажа, поскольку это является для нее более выгодным вариантом, чем определение 30-летнего стажа.

Доводы ответчика о том, что наименование учреждения не соответствует буквальному наименованию, указанному в Списке №781, суд не может принять во внимание, поскольку в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, данными в Постановлении №25 от 25.12.2005г. основным критерием для назначения пенсии является характер, специфика и направление деятельности учреждений, в которых работал заявитель. Из представленных документов видно, что работа истицы протекала в больнице, а наименование этого медицинского учреждения было предусмотрено во всех Списках.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что спорные периоды работы истицы должны быть включены в специальный стаж лечебной деятельности следующим образом:

1) с 04.12.1989 г. по 11.08.1990 г. - 8 мес. 7 дней

2) с 07.01.1994г. по 17.07.1995г. = 1 год 6 мес. 10 дней в календарном исчислении;

3) с 28.07.1995г. по 16.10.1998г. = 3 года 2 мес. 18 дней в календарном исчислении;

4) с 25.10.1998г. по 04.03.1999г. = 4 мес. 11 дней в календарном исчислении;

5) с 13.03.1999г. по 31.10.1999г. = 7 мес.19 дней в календарном исчислении;

Поскольку работа в сельской местности до 01.11.1999г. подлежит зачету в стаж в льготном исчислении, то суммированный стаж этих периодов, начиная с 07.01.1994 г. составит 5 лет 8 мес. 28 дней следует засчитать в стаж из расчета 1 год работы как за 1 год 3 месяца, что составит 6 лет 11 мес. 28 дней. С данным периодом суммируется стаж работы истицы с 04.12.1989 г. по 11.08.1990 г., который суд с учетом положений ч.3 ст. 196 ГПК РФ, считает в календарном исчислении. Итого стаж работы в сельской местности, подлежащий для определения права на пенсию при 25-летнем стаже лечебной деятельности, составляет на 01.11.1999г. 7 лет 8 мес. 05 дней.

6) с 01.11.1999г. по 02.03.2000г. = 4 мес.2 дня в календарном исчислении;

7) с 11.03.2000г. по 11.07.2000г.= 4 мес. в календарном исчислении;

При разрешении требований о включении периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 21.05.1991 г. по 05.10.1992 г., суд исходит из следующего.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦПСС от 22 августа 1989г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ).

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 09.12.1971г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независим от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии с п. 6 разъяснений Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет» № 7/10-30 от 06.07.1982г., действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий.

Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

В соответствии с п. 7 постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет» № 375/24-11 от 29.11.1989г. время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Из чего следует, что действовавшим законодательством на момент нахождения истицы в отпуске за детьми было установлено её право на льготное исчисление трудового стажа, так как она в отпуск по уходу за детьми уходила с должности медицинской сестры, работа в этой должности как указано выше, предусматривает право истицы на досрочное назначение ей пенсии, как работнику, занимающемуся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, согласно законодательству, действовавшему в спорный период, так и на сегодняшний день.

В связи с изложенным, учитывая положения ч.3 ст. 196 ГПК РФ, суд полагает возможным зачесть период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 21.05.1991 г. по 05.10.1992 г. в специальный стаж истицы как приравненный к работе в сельской местности, но в календарном исчисления, поскольку неприменение льготного порядка исчисления стажа к данному периоду истицей не оспаривалось.

Таким образом, на день обращения за пенсией 23.07.2010 г., с учетом спорных периодов и учета отпуска по уходу за ребенком как работы в сельской местности, истица имела специального стажа работы в сельской местности более 25 лет, что достаточно для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Государственное Учреждение Управления Пенсионного Фонда РФ по г.Новошахтинску включить в стаж лечебной деятельности Клюевой И.А., для определения 25-летнего стажа лечебной деятельности в сельской местности, дающего право на назначение досрочной пенсии в соответствии со ст. 27.1.20 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды ее работы в качестве медицинской сестры в Родиново-Несветайской Центральной районной больнице:

1) с 04.12.1989 г. по 11.08.1990 г. - 8 мес. 7 дней. в календарном исчислении

2) с 07.01.1994г. по 17.07.1995г. = 1 год 6 мес. 10 дней в льготном исчислении;

3) с 28.07.1995г. по 16.10.1998г. = 3 года 2мес. 18 дней в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 3 месяца;

4) с 25.10.1998г. по 04.03.1999г. = 4 мес. 11 дней в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 3 месяца;

5) с 13.03.1999г. по 31.10.1999г. = 7мес.19 дней в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 3 месяца;

6) с 01.11.1999г. по 02.03.2000г. = 4 мес.2 дня в календарном исчислении;

7) с 11.03.2000г. по 11.07.2000г.= 4мес. в календарном исчислении.

Обязать Государственное Учреждение Управления Пенсионного Фонда РФ по г.Новошахтинску включить в стаж лечебной деятельности Клюевой И.А., для определения 25-летнего стажа лечебной деятельности в сельской местности, дающего право на назначение досрочной пенсии в соответствии со ст. 27.1.20 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 21.05.1991 г. по 05.10.1992 г. как период работы в сельской местности в календарном исчислении.

Обязать Государственное Учреждение Управления Пенсионного Фонда РФ по г.Новошахтинску назначить Клюевой И.А. досрочную пенсию в соответствии со ст. 27.1.20 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» с 23.07.2010 г.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд в течение 10 дней.

Судья

Решение изготовлено 22 февраля 2011 гРЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ