Решение по делу №2-350/11 об обязании принять меры к постановлке на государственный кадастровый учет земельного участка



дело №2-350-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«04» марта 2011 года Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Селицкой М.Ю.

при секретаре Ларковой О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Родионово-Несветайского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Волошинского сельского поселения Родионово-Несветайского района об обязании принять предусмотренные законом меры к постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1,2 га, с сооруженным на нем кладбищем, расположенном в х. Волошино, ул. Садовая, Волошинского сельского поселения, об обязании принять предусмотренные законом меры к постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1,2 га, с сооруженным на нем кладбищем, расположенном в 200 метрах на северо-запад от х. Глинки, ул. Подгорная, 2 Волошинского сельского поселения, третье лицо ФГУ «Земельная кадастровая палата»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Родионово-Несветайского района Ростовской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором после уточнения заявленных требований, просил обязать ответчика принять предусмотренные законом меры к постановке на государственный кадастровый учет, к регистрации права собственности объектов недвижимости - земельного участка площадью 1,2 га, с сооруженным на нем кладбищем, расположенном в х. Волошино, ул. Садовая, Волошинского сельского поселения, и земельного участка площадью 1,2 га, с сооруженным на нем кладбищем, расположенном в 200 метрах на северо-запад от х. Глинки, ул. Подгорная, 2 Волошинского сельского поселения, а именно обратиться с заявлением в орган кадастрового учета, представив перечень необходимых документов, предусмотренных ст. 22 Федерального Закона от 24.07.2007 г. № 221 «О государственном кадастре недвижимости», в течение 1 года с даты вступления решения суда в законную силу.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка исполнения Волошинским сельским поселением законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в части владения пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В ходе проведенной проверки установлено, что Волошинское сельское поселение Родионово-Несветайского района Ростовской области действует на основании Федерального Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Устава муниципального образования «Волошинское сельское поселение». В соответствии с п.3 ч.1 ст.14 ФЗ №131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу ст.4 Федерального Закона №122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст.130, 131, 132 и 164 ГК РФ. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Областным законом Ростовской области №625-ЗС от 12.01.2007 «О внесении изменения в областной закон «О местном самоуправлении в Ростовской области» определен перечень имущества, передаваемого из муниципальной собственности муниципального образования «Родионово-Несветайский район в муниципальную собственность входящих в его состав поселений».

Согласно п.п.38, 45 п.2 раздела 4 приложения №33 к Областному Закону «О местном самоуправлении в Ростовской области», кладбище, расположенное в х. Волошино, ул. Садовая, Волошинского сельского поселения и кладбище, расположенное в 200 метрах на северо-запад от х. Глинки, ул. Подгорная, 2 Волошинского сельского поселения переданы в собственность Волошинского сельского поселения. Какие-либо идентификационные признаки земельного участка и расположенного на нем кладбища, кроме географического местоположения, в указанном Приложении отсутствуют.

Статья 4 Федерального Закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» гласит, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

12.02.2007 подписан акт приема передачи данного кладбища, и оно включено в реестр муниципальной собственности сельского поселения. При этом согласно графе «Приложение. Техническая документация» акта приема-передачи какая-либо техническая документация на объект отсутствует. Также согласно графе «Государственная регистрация прав на недвижимость» указанная регистрация объекта не производилась. Адрес объекта отсутствует, в акте приема-передачи указан ближайший почтовый (регистрационный) адрес сельского поселения.

В соответствии со ст.2 Федерального Закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно ч.2 ст.16 вышеназванного Федерального Закона, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Из ст.17 вышеуказанного Федерального Закона следует, что обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества.

Вместе с тем проверкой, проведенной прокуратурой района установлено, что право собственности Волошинского сельского поселения на спорные объекты до настоящего времени не зарегистрировано. Земельные участки, на которых расположены кладбища, на государственный кадастровый учет объектов недвижимости не поставлены. Сведения о государственной регистрации права на названные кладбища в Едином государственном реестре отсутствуют. Это же подтверждается и информацией Родионово-Несветайского филиала ГУПТИ.

Таким образом, проверкой достоверно установлено, что спорные объекты переданы в муниципальную собственность Волошинского сельского поселения, однако до настоящего времени межевание данного земельного участка, постановка его на кадастровый учет и государственная регистрация права собственности не произведены, то есть фактически и юридически оформление собственности на недвижимое имущество в установленном законом порядке не окончено и Администрация сельского поселения не может в полной мере осуществлять по отношению к этому объекту права собственника.

Статья 215 ГК РФ гласит, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно ст.38 Бюджетного кодекса РФ, любые действия, приводящие к нарушению адресности, предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при делении конкретных сумм средств, является нарушением бюджетного законодательства.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на данные объекты недвижимости препятствует выделению бюджетных средств на содержание указанного объекта недвижимости, так как расходные обязательства бюджета могут быть предназначены только для содержания имущества, находящегося в муниципальной собственности, причем право на это имущество должно быть оформлено в соответствии с действующим законодательством. В противном случае будет иметь место нецелевое расходование бюджетных средств.

Указанной позиции корреспондируют и положения Федерального Закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которому государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При отсутствии права собственности распоряжение этим имуществом является неправомерным.

Вместе с тем, Администрация Волошинского сельского поселения производит действия по распоряжению данным недвижимым имуществом (земельным участком), выделяя земельные участки для погребения. Согласно ч.1 ст.7 Федерального Закона РФ от 12.01.96 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», на территории РФ каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха. При этом участки для захоронений на кладбищах предоставляются гражданам на правах бессрочного пользования и могут быть изъяты лишь при наличии на них бесхозных захоронений в порядке, установленном органами региональной исполнительной власти и местного самоуправления.

Отсутствие государственной регистрации права собственности и произведенного государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, занятого кладбищем, а соответственно отсутствие определенных в натуре границ этого земельного участка, не позволяет определять в установленном законом порядке и границы земельных участков, выделяемых гражданам на правах бессрочного пользования, что может в дальнейшем повлечь невозможность их идентификации, уничтожение, застройку либо использование по иному целевому назначению, что прямо противоречит ч.6 ст.16 ФЗ «О погребении и похоронном деле» (Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается). Соответственно, это нарушает права, гарантированные каждому человеку в соответствии с вышеуказанной нормой Федерального Закона «О погребении и похоронном деле».

Помимо этого, в соответствии со ст.9 данного Федерального закона супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе определенного перечня услуг по погребению. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается в десятидневный срок за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта федерации и бюджетов иных фондов. Исполнение данного требования законодательства также невозможно без документального подтверждения права собственности на место погребения (кладбище) и обоснованности понесенных в связи с его содержанием расходов.

Кроме этого, в соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ, земля и природные ресурсы используются и охраняются Российской Федерацией как основа жизни и деятельности. Статьей 42 Конституции РФ закреплены три самостоятельных правомочия: право на благоприятную окружающую среду, право на получение достоверной информации о ее состоянии, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Эта группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации. В ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст.21, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно п.22 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения. Также к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (п.20 ч.1 ст.14 ФЗ-131).

В соответствии с ч.2 ст.2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Между тем, отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено кладбище, не позволяет принимать меры, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Так, указанное обстоятельство является препятствием для ввода в эксплуатацию и эксплуатации кладбища в соответствии с требованиями Сан-ПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», финансирования мероприятий по приведению данных объектов в соответствие с требованиями санитарных норм и правил.

В связи с изложенным в настоящее время администрацией сельского поселения не осуществляются также и мероприятия, предусмотренные Сан-ПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», в частности по установлению санитарно-защитной зоны кладбища, организации водоснабжения и водоотведения, получения санитарно-эпидемиологического заключения и др. Отсутствие установленных в натуре границ земельного участка не позволяет дать оценку исполнения санитарно-эпидемиологических правил в части соблюдения расстояния от жилой застройки. Несоблюдение норм санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства может повлечь за собой создание условий для возникновения ситуации, угрожающих безопасности населения, стать причиной возникновения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, что подтверждается информацией территориального отдела Управления Роспотребнадзора.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод, а решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В силу ст.76 ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку отсутствием государственной регистрации права собственности и, как следствие, невозможностью проведения мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду, права бессрочного пользования земельным участком, выделенным для погребения и защиты этого права, нарушаются интересы неопределенного круга граждан, проживающих на территории Кутейниковского сельского поселения, либо находящихся на его территории, прокурор Родионово-Несветайского района обращается в суд иском в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В судебное заседание прокурор Родионово-Несветайского района не явился, о дате и времени был извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, в поступившем посредством факсимильной связи ходатайстве, просил дело рассмотреть без участия представителя прокуратуры Родионово-Несветайского района. Дело рассмотрено в отсутствие представителя истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика Волошинского сельского поселения в судебное заседание не явился, предоставил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что ранее направленное заявление о признании иска от 25.02.2011 г. поддерживает в полном объеме. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица ФГУ «Земельная кадастровая палата» в судебное заседание не явился, о дате и времени был извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, в предоставленном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В соответствии со ст.39 ч.ч. 1, 2 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ст. 173 ч.3 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд учитывает, что в материалам дела имеется заявление о признании иска ответчиком, с указанием на то, что правовые последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ГПК РФ, представителю ответчика разъяснены и понятны.

Учитывая характер спора и предмет иска, суд принимает признание иска представителем ответчика, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц и приходит к выводу о необходимости удовлетворения уточненных исковых требований прокурора Родионово-Несветайского района Ростовской области.

В соответствии со ст.103 ч.1 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В силу ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с этим с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина по делу в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Волошинского сельского поселения Родионово-Несветайского района Ростовской области принять предусмотренные законом меры к постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1,2 га, с сооруженным на нем кладбищем, расположенном в х. Волошино, ул. Садовая, Волошинского сельского поселения, и земельного участка площадью 1,2 га, с сооруженным на нем кладбищем, расположенном в 200 метрах на северо-запад от х. Глинки, ул. Подгорная, 2 Волошинского сельского поселения, а именно обратиться с заявлением в орган кадастрового учета, представив перечень необходимых документов, предусмотренных ст. 22 Федерального Закона от 24.07.2007 г. № 221 «О государственном кадастре недвижимости», в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации Волошинского сельского поселения Родионово-Несветайского района Ростовской области в доход государства государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд в течение 10 дней.

Судья