№ 2-181-11 о назначении досрочной пенсии по старости



Дело №2-181/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

5 марта 2011г.

Судья Новошахтинского районного суда Ростовской области

Рождественская Г.А.

С участием: истицы Злобиной В.К. и ее представителя Стыций В.Г..

представителя ответчика Григорьянц Л.С.

при секретаре Свичкарь Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Злобиной В.К. к Государственному учреждению Управления Пенсионного Фонда РФ по г.Новошахтинску о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, назначении досрочной пенсии по старости и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику, в котором первоначально просил:

- признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ в г.Новошахтинске об отказе ей в назначении с 13.08.2008г. досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;

- обязать ответчика включить в ее специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды деятельности в качестве ученицы машиниста-кочегара и машиниста-кочегара в условиях Крайнего Севера с 22.11.1983г. по 13.08.1991г. в в/ч №+++ в льготном порядке 1,5 года за 1 год работы, а также с 14.08.1991г. по 22.08.1995г. период военной службы в в/ч №+++;

- обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости по ст.27.1.2 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента возникновения на нее права и обращения за нею к ответчику, то есть с 13.08.2008г.;

- взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

Позже истица дополнила свои требования, с учетом заявленных ранее требований дополнительно просит:

- признать за нею право на пенсию в связи с работой на Крайнем Севере но нормам ранее действовавшего (до 01.01.2002г.) Закона РФ «О государственных пенсиях в РСФСР» в редакции ФЗ от 21.07.1997г. №122-ФЗ, то есть с применением индивидуального коэффициента пенсионера и районного коэффициента к зарплате ее работы в условиях Крайнего Севера, а также по пенсионным нормам Закона РФ от 19.02.1993г. №4520-1, действовавшего до 2005 года»

- обязать ответчика назначить ей пенсию данного вида за работу на Крайнем Севере с момента обращения за пенсией, то есть установить ей и выплачивать пенсию, исчисленную с применением районного коэффициента

В обоснование своих требований истица ссылается на то, что она в 2008 году обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии согласно ст.27.1.2 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», представив все необходимые документы. Однако ей было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия необходимого специального стажа по Списку №2. При этом ответчик не включил в ее специальный стаж период работы в качестве машиниста-кочегара в в/ч №+++ с 22.11.1983г. по 13.08.1991г., ссылаясь на отсутствие доказательств работы в данной профессии. В подсчет специального стажа также не включен период военной службы в районах Крайнего Севера с 14.08.1991г. по 22.08.1995г. по мотиву того, что включение периодов военной службы в специальный стаж не предусмотрен Законом РФ от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и Законом от 17.12.2001г. №173 «О трудовых пенсиях в РФ». Считает действия ответчика незаконными и противоречащими фактическим обстоятельствам и пенсионному законодательству. По мнению истицы, в данном случае должны применяться нормы пенсионного законодательства, действовавшие во время возникновения и существования трудовых отношений. Спорные периоды ее работы и службы имели место в районе Крайнего Севера, поэтому ее трудовой стаж должен исчисляться в полуторном размере, и время военной службы должно быть включено в специальный трудовой стаж, как было предусмотрено действовавшим в то время законодательством. С учетом такого порядка исчисления ее специальный трудовой стаж составляет более 10 лет. Незаконными действиями ответчика были нарушены ее социальные права, предусмотренные статьей 39 Конституции РФ. По вине ответчика она лишена средств к существованию, в связи с чем испытывает моральные страдания.

В судебном заседании истица и ее представитель Стыций В.Г. заявленные требования поддержали и пояснили, что истица работала в Мурманской области сначала при войсковой части с 1983г. по 1991г. в качестве машиниста котельной, а затем проходила военную службу в этой же войсковой части с 1991г. по 1995г. - всего 12 лет в условиях Крайнего Севера. Этот период давал ей право на назначение пенсии по статье 31 Закона РФ №4520-1 от 1993г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Несмотря на то, что закон впоследствии был отменен, и его нормы не действовали с 2007 года, но на момент действия этого Закона истица приобрела стаж на назначение пенсии, но не достигла 50-летнего возраста. Право на назначение пенсии ей давали также соответствующие статьи 133, 93-94 Закона №340-1 от 1990г. «О государственных пенсиях в РСФСР». Кроме того, было издано соответствующее Указание Минсоцзащиты РФ от 06.07.1994г. №1-4-У и Пенсионного Фонда РФ от 08.07.1994г. №ЮЛ-6-26/3562, в которых давались разъяснения о применении Закона РФ №4520-1 от 1993г. при назначении и перерасчете пенсий - о том, что этот Закон предусматривал назначение пенсий с учетом районного коэффициента для отдельных граждан, имеющих необходимый специальный стаж, - независимо от проживания и времени обращения за пенсией. В преамбуле Указания содержится ссылка на то, что раздел 6 Закона РФ №4520-1 (т.е. пенсионный раздел) предусматривает назначение и выплату пенсии с учетом районного коэффициента отдельным гражданам, имеющим необходимый специальный стаж, независимо от проживания и времени обращения за пенсией. В пункте 9 этого Указания предусмотрено, что по статьям 12 и 14 Закона РСФСР №4520-1 пенсии назначаются лицам, имеющим 15-20 календарных лет стажа работы в условиях Крайнего Севера, в таком же порядке исчисляются пенсии лицам, имеющим право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда (п.п. «а» и «б» статьи 12 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР») - если они проработали на работах по Списку №1 и Списку №2 (для женщин этот стаж должен составлять 6 лет 8 месяцев календарной работы). По трудовой книжке истицы и представленным справкам, подписанным руководителем, главным бухгалтером и начальником отдела кадров, видно, что истица работала на работах по Списку №2. Не доверять этим документам оснований нет. Таким образом, в период с 1983г. по 1991г. истица приобрела стаж для назначения пенсии по законодательству, действовавшему в то время - статье 12 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР и с учетом применения статьи 31 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», то есть при достижении 50-летнего возраста и с учетом районного коэффициента по отношению к заработку. При этом необходимо учитывать, что она просит назначить пенсию с учетом внесенных изменений в ст.7 Закона №340 - потому что назначение пенсии истице с учетом индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) было невозможно, поскольку Закон о назначении пенсии с учетом ИКП был введен в действие только в 1998 году, а она обратилась за пенсией в 2008г. В 2008 году эта норма действовала, и предусматривала применение районного коэффициента к отношениям заработка. Хотя во время работы истицы этой нормы не существовало, но она появилась позднее, эта норма улучшает ее положение и должна применяться. О возможности применении норм, существовавших по ранее действовавшему законодательству, указано в статье 30 Закона РФ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также определениях Конституционного Суда РФ №107-О от 06.03.2003г. №261-О от 12.07.2006г. №90-О от 04.04.2006г., №14-О от 10.03.2004г., постановлении Конституционного Суда РФ №2-П от 20.01.2004, а также в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. №25, пункт 13 которого предусматривает оценку пенсионных прав северян. Там четко указано, что судам при оценке пенсионных прав следует применять порядок исчисления общего и специального стажа по законодательству, действовавшему ранее. Поэтому она просит назначить пенсию по ст.27.1.2 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», но с учетом применения норм по ранее действовавшему законодательству. Поскольку военная служба, непосредственно следующая за работой по Списку №2, ранее приравнивалась в стажу работы по Списку №2 в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий 1972 года, то время службы должно быть приравнено в работе по Списку №2 в качестве машиниста котельной. Время начала военной службы у нее началось во время действия Положения о порядке назначения и выплаты госпенсий 1972 года. По общему смыслу законодательства, закон, ухудшающий положение граждан, не имеет обратной силы и не может применяться. По действующему законодательству истица не имеет 15 или 20 лет работы в условиях Севера, но ранее действовавшее законодательство дает ей право на исчисление стажа, необходимого для назначения пенсии - наравне с теми гражданами, которые уходили на пенсию по ранее действовавшему законодательству. Котельная, в которой она работала, находилась не в самой воинской части, а отапливала объекты военно-хозяйственной деятельности, где находились ракетные установки, их туда возили каждую смену. Котельная работала на угле.

Представитель ответчика ГУ ПФ РФ Г.Новошахтинска по доверенности Григорьянц Л.С. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в назначении досрочной пенсии по старости отказано обосновано, поскольку в соответствии со ст. 27.1.2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона: женщинам - по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее и 10 лет, и одновременно имеют страховой стаж не менее 20 лет. Истица обратилась за назначением пенсии в августе 2008г. за назначением пенсии по Списку №2. Истица представила трудовую книжку, по которой усматривается стаж работы в районах Крайнего Севера с 1983 по 1991 год продолжительностью 7 лет 8 месяцев 22 дня в календарном исчислении. В этот период истица работала в качестве кочегара в войсковой части, который она просит включить в стаж по Списку №2, включая и ученичество по данной профессии. Ученики вообще не предусмотрены Списком №2. Истица представила справку войсковой части от ноября 2006г. о том, что котельная работала на угле, при этом в справке указана ссылка на Список №2 1991 года. В справке в качестве оснований ее выдачи были указаны приказы и табели учета рабочего времени, то есть документы, в которых не могут содержаться сведения об условиях труда и виде топлива. Поэтому для проверки обоснованности выдачи этой справки ответчиком был направлен запрос, на который получен ответ из Центрального архива Министерства обороны РФ о том, что сведения в архивной справке должны точно соответствовать сведениям оригинала документа, в который архив не имеет права вносить изменения, исправления и дополнения; в имеющихся в ЦАМО РФ документах военной части сведений о работе котельной на угле нет, бухгалтерских документов о списании угля или других документов, свидетельствующих о работе котельной на угле, в архив не поступали. В указанной справке также перечислены приказы с внесенными в них записями, и там не содержится никаких сведений о виде топлива в котельной. Таким образом, вид топлива, на котором работала котельная, истицей не подтвержден, в связи с чем вынесено решение об отказе ей в назначении пенсии. Поскольку работа истицы протекала в районе Крайнего Севера, одновременно рассмотрено ее право на пенсию за работу в районах Крайнего Севера. Статьей 28.1.6 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что за работу в районах Крайнего Севера (далее - РКС) пенсия назначается женщинам до достижении возраста 50 лет, имеющим страховой стаж не менее 20 лет, из них не менее 15 лет в РКС, причем стаж исчисляется в календарном порядке в соответствии со статьей 12 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ». Льготного исчисления стажа для определения права на льготную пенсию законом не предусмотрено. Поэтому определено ее право на пенсию со снижением общеустановленного возраста - по достижении возраста 52 лет 8 месяцев, то есть с апреля 2011 года. Что касается периода военной службы с 1991 по 1995 год и ссылки истицы на Положение о государственных пенсиях в РФ 1972 года, то это необоснованно, поскольку указанное Положение действовало до 01.01.1992г., то есть с вступления в законную силу Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ». После введения этого Закона в действие никакое приравнивание военной службы к работе в особых условиях производиться не должно, поскольку Закон этого не предусматривал. Действующий Закон «О трудовых пенсиях в РФ» также не предусматривает приравнивание службы в армии к льготной работе. Суммирование работы по Списку №2 к работе в РКС в данном случае также не может быть применено, поскольку работа выполнялась в один и тот же период. Суммирование было бы возможным, если, например, работа в РКС приравнивалась к работе по Списку №2 в обычной местности. В любом случае истицей не подтвержден льготный характер работы по Списку №2, поскольку не представлены документы о виде топлива, на котором работала котельная. По действующему Списку №2 1991 года предусмотрены машинисты и кочегары котельных на угле и сланце, в том числе занятые на удалении золы. Список №2 1956 года, действовавший в период работы истицы, предусматривал профессию «кочегары производственных котельных и производственных печей». Поэтому в иске следует отказать, включая и требование о компенсации морального вреда, поскольку спор вытекает из имущественных отношений.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела и обозрев материалы отказного пенсионного дела истицы, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 27.1.2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В настоящее время действует Список №2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от26.01.1991 №10.

Данным Списком №2 предусмотрена профессии «машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы».

В период работы истицы действовал Список №2 1956 года, который предусматривал профессии «кочегары производственных котельных и производственных печей», то есть основным условием является производственный признак котельной. Производственными котельными являются котельные, обслуживающие производства, то есть промышленные предприятия и их структурные подразделения, производящие товары или их составляющие. Кочегары котельных, обслуживающих социальные, бытовые и другие объекты, не являющиеся производственными, до введения в действие Списка №2 1991г. правом на льготное пенсионное обеспечение не пользовались.

Ученики машинистов (кочегаров) котельных в Списках №2 вообще не предусмотрены, в связи с чем у них отсутствует право на включение соответствующих периодов производственного обучения в специальный трудовой стаж.

Поскольку истица работала в период действия Списка №2 1956 года, а за пенсией обратилась в период действия Списка 1991 года, то возможность включения спорного периода ее работы в специальный стаж работы, предусмотренный Списком №2, следует определить по двум вариантам.

Как видно из трудовой книжки истицы, она с 22.11.1983г. принята ученицей машиниста-кочегара в в/ч №+++, с 02.02.1984г. переведена на должность машиниста-кочегара, и уволена 13.08.1991г.

Таким образом, стаж ее работы непосредственно машинистом-кочегаром составляет 7 лет 6 месяцев 12 дней за период с 02.02.1984г. по 13.08.1991г.

Поскольку котельная не являлась производственной, а обслуживала воинскую часть, в которой не было никаких производств, то данный период не подлежит включению в специальный стаж в соответствии со Списком №2 1956 года.

Что касается возможности включения этого периода в специальный стаж, предусмотренный Списком №2 1991 года, то необходимым условием для этого является подтверждение вида топлива, используемого котельной - а именно угля или сланца.

Истицей была представлена уточняющая справка №+++ от хххх, выданная воинской частью №+++, в которой указано время работы истицы в качестве машиниста (кочегара) с 22.11.1983г. по 13.08.1991г. (то есть с включением времени ученичества) в качестве специального стажа по Списку №2 1991 года и с указанием о том, что котельная работала на угле. В качестве основания выдачи этой справки указаны приказы с 1983 по 1991г., содержание которых неизвестно, а также штатные расписания, лицевые счета, табели учета рабочего времени (л.д.19). Во всех перечисленных документов не может и не должен отражаться вид топлива, используемого в котельной.

В связи с этим ответчиком были направлены запросы в войсковую часть и Центральный архив Министерства обороны РФ о предоставлении документов, свидетельствующих об используемом в котельной виде топлива. На указанный запрос были получены ответы о том, что войсковая часть не располагает перечнями основных фондов, бухгалтерскими отчетами о списании угля и другими документами, содержащих сведения о работе котельной на угле, а также об отсутствии сведений о работе котельной на угле в документах, хранящихся в ЦАМО.

При таких обстоятельствах выданная воинской частью №+++ справка №+++ от хххх не может являться подтверждением работы котельной на угле.

Поскольку обязанность предоставления документов, подтверждающих право на пенсию, пенсионным законом возложена на лицо, обращающееся за назначением пенсии, а истица не представила таких документов, то спорный период ее работы в качестве машиниста (кочегара) котельной не может быть включен в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по п.2 ч.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ».

Что касается назначения пенсии истице как лицу, работавшему в районе Крайнего Севера, то суд также не находит оснований к назначению ей пенсии.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает исчисление стажа в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненным, только в календарном исчислении.

Во время работы и службы истицы в РКС действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий 1972 года, пункты 108-109 которого предусматривали приравнивание времени службы, непосредственно предшествовавшей работе, дающей право на льготную пенсию, или непосредственно следовавшей за такой работой.

Указанные Правила действовали до 01.01.1992г., то есть до введения в действие Закона РСФСР №340-1 от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в РСФСР». Новый закон предусматривал, что в стаж включается время работы, а также периоды, указанные в разделе 6 Закона, в том числе и военная служба (ст.90 Закона).

Статьей 14 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» также предусматривалось назначение пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера, и одним из условий назначения пенсии по этим основаниям являлось наличие 15 календарных лет в РКС.

С 22.11.1983г. по 13.08.1991г. истица работала в районе Крайнего Севера (7 лет 8 месяцев 22 дня); с 14.08.1991г. по 22.08.1995г. проходила службу в в/ч в районе Крайнего Севера (4 года 00 месяцев 8 дней).

Итого в календарном исчислении стаж работы истицы в РКС составляет 11 лет 9 месяцев, что недостаточно для назначения пенсии за работу в районе Крайнего Севера.

Доводы истицы о том, что ее стаж в РКС подлежит исчислению в полуторном размере суд находит несостоятельными и не основанными на законе, поскольку в Законе прямо указано на обязательность наличия 15-летнего календарного стажа работы для назначения пенсии в связи с работой в условиях Крайнего Севера.

Статья 28 Закона РФ от 19.02.1993г. №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» определяет порядок исчисления стажа работы в РКС в полуторном размере для других случаев назначения пенсии и по другим основаниям (например, для исчисления работы по Спискам №1 и №2 в соответствии со ст.12 Закона №340-1, и для других случаев) - за исключением случаев назначения пенсии за работу в условиях Крайнего Севера.

Исходя из изложенного, суд полагает отказать истице полностью в удовлетворении ее требований.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Злобиной В.К. в иске к Государственному учреждению Управления Пенсионного Фонда РФ по г.Новошахтинску о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, назначении досрочной пенсии по старости и компенсации морального вреда.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский райсуд в течение 10 дней.

Судья

Решение изготовлено 10 марта 2011гРешение суда в законную силу не вступило.