Решение по делу №2-502 -11 о признании права на социальную выплату и включении в Списки на переселение



Дело №2-502/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2011г. г.Новошахтинск

Новошахтинский райсуд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Рождественской Г.А.

С участием: представителя истицы Письменской Т.И.

представителя ответчика Адмипистраци г.Новошахтинска Беспалого Ю.А. при секретаре Свичкарь Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Богомоловой Е.П. к Администрации г.Новошахтинска и Министерству энергетики РФ о признании права на социальную выплату и включении в Списки на переселение,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к ответчикам, в котором просит признать за нею право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, по адресу ул... г..., за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков; обязать ответчика включить ее в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, а также обязать ответчика предоставить ей социальную выплату для приобретения (строительства) жилья в соответствии с правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ №428 на 2011 год за счет средств федерального бюджета.

В обоснование своих требований истица ссылается на то, что с 22.06.1994 г. она является собственником квартиры№.. дома №.. по ул... г... на основании договора купли-продажи квартиры от 22.06.1994 г., удостоверенного нотариусом. Указанный жилой дом находится в зоне подработки шахты им. Горького, в результате чего пришел в негодное состояние и на сегодняшний день практически разрушен. Уже в 1995 году дом находился в аварийном состоянии и был включен в список домов, подлежащих сносу. До 2009 года жильцы этого были дома переселены в другое благоустроенное жилье. Она не была включена в Списки на переселение и соответственно ей не была предоставлена субсидия для переселения из ветхого жилья. Администрация г. Новошахтинска в пределах выделяемых федеральным бюджетом финансовых средств, производит переселение граждан из ветхого жилья, в связи с чем заключает договоры на предоставление субсидии на приобретение жилья в соответствие с Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 г. «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков». Она обращалась к ответчику по вопросу включения ее в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, так как в соответствие с пунктом 8 вышеназванных правил, списки переселяемых граждан подлежат ежегодному уточнению. В своём письме от 16.11.2010 г. № 344 ответчик ответил, что на момент составления списков она не обращалась и не представляла документы по вопросу включения ее в вышеназванный список, который был утверждён протоколом № 1 от 22.12.1995 года. Поэтому в настоящее время вопрос включения ее в дополнительные списки может быть решён только в судебном порядке. О том, что списки на переселение утверждались ещё в 1995 году, ей известно не было. Считает, что составлять и уточнять списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и заключать договор на предоставление субсидии, с расчётом размера предоставляемых социальных выплат для приобретения (строительства) жилья в соответствии с правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и посёлков, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. № 428. является обязанностью ответчика. Ее право на улучшение жилищных условий нарушено ответчиком, отказавшемся внести ее в Список на переселение.

В судебном заседании истица не присутствовала, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истицы Письменская Т.П., действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования и пояснила, что кроме спорной квартиры, в собственности истицы был дом №.. по ул... г.... В доме, кроме нее. проживал ее сын с семьей. Поскольку у истицы была престарелая мать, нуждающаяся в уходе, она в 1994 году приобрела в собственность квартиру №.. по ул... г..., куда после покупки вселилась вместе с матерью и проживала. Истица не придавала значения регистрации по месту жительства, дом №.. по ул... г... и дом №.. по ул... г... находились на территории одного поселка шахты им.Горького, недалеко друг от друга. В квартире была зарегистрирована только мать истицы В.М.А., которая умерла 29.07.2000г. После ее смерти истица осталась проживать в квартире №.. по ул... г.... Примерно в 2003-2004г.г. жильцов дома стали расселять, и постепенно дом опустел, выселившиеся жильцы стали разбирать дом - вынимать стекла из рам, разбирать полы, снимать двери, разрушать кирпичную кладку. Оставаться в доме стало небезопасно, и она была вынуждена из него выселиться и вернуться проживать в дом №.. по ул... г.... Истица была уверена, что она включена в Списки на переселение, поскольку на момент составления Списков она там проживала вместе с матерью. Дом №.. по ул... г... она подарила сыну, и в настоящее время не имеет в собственности жилого помещения. Обратившись в Администрацию г.Новошахтинска, она узнала, что в Списки была включена лишь ее мать, а она сама не включена, поскольку не была там зарегистрирована. Она считает, что имеет право на включение в Списки для переселения из ветхого жилья, поскольку проживала в ветхом жилье, являясь собственником этого жилого помещения. Наличие у нее на тот момент в собственности другого жилого помещения не должно являться препятствием для переселения ее из ветхого жилья, так как выбор места проживания является конституционным правом гражданина.

Представитель Администрации г.Новошахтинска в судебном заседании иск не признал и пояснил, что в связи с ликвидацией в городе шахт на шахтах составлялись Списки граждан, проживающих в домах, ставших ветхими и непригодными для проживания вследствие ведения горных работ и расположенных на горных отводах шахт. Решение о ликвидации шахтоуправления им.Горького было принято в 1996 году, и на эту дату составлялись Списки на переселение граждан из ветхого жилья. Дом №.. по ул... г... был признан ветхим и непригодным для проживания в результате ведения горных работ шахтами, входящими в состав шахтоуправления им.Горького. Работы по переселению граждан из ветхого жилья по шу им.Горького начались в 1995 году. Категории граждан, нуждающихся в переселении из ветхого жилья, определялись в то время «Временным порядком содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности», а затем - Эталоном проекта ликвидации шахт (разрезов), утвержденным приказом Министерства энергетики РФ от 01.11.2001г. №306. который зарегистрирован в МЮ РФ 05.11.2001г. №07/10666- ЮД. Согласно указанным правовым актам, переселению подлежали жители ветхих домов независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания и находящимся в зоне влияния горных работ, в соответствии с ЖК РСФСР. Основными условиями для переселения граждан являлось их проживание и одновременно - наличие регистрации в ветхом жилье на момент принятия решения о ликвидации шахты. Истица в 1995-1996г.г. не была зарегистрирована по ул... г..., поэтому не была включена в Списки на переселение. По квартире №.. дома №.. по ул... г... в Списки включена В.М.А., которая не была переселена в другое жилое помещение, так как она умерла. Истица была зарегистрирована в доме №.. по ул... г..., этот дом принадлежал ей на праве собственности. После ликвидации шахт в 2001 году указанные Списки были переданы а Администрацию г.Новошахтинска. К 2004 году се жильцы дома №.. по ул... г..., включенные в Списки, были переселены, и дом был разобран гражданами, решение о его сносе никем не принималось, и денежные средства для сноса дома не выделялись. После саморазбора гражданами дома была произведена рекультивация территории, с вывозом строительного мусора и заравнивания почвы. Истица обратилась по вопросу включения в Списки на переселение уже после указанных событий, когда программа по переселению жителей этого дома выполнена. Просит в иске отказать.

Представитель ответчика Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав доводы истца, показания свидетелей К.А.П. и Б.И.В., изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В данном случае требования истицы сводятся к получению жилья за счет средств господдержки, выделяемых в рамках программы по реструктуризации угольной отрасли.

Выделение средств господдержки для переселения граждан из ветхого жилья связано с деятельностью угольных предприятий и приведением жилых помещений в непригодное для проживания состояние в результате ведения горных работ, и является лишь одним из направлений в сфере жилищной политики и самостоятельным вариантом обеспечения граждан жильем.

Обязательства государства по предоставлению другого благоустроенного жилья гражданам, чьи жилые помещения приведены в ветхое и непригодное для проживания состояние ведением горных работ ликвидируемыми шахтами, регулируется Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428.

Пунктом 6 Правил определено, что размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (в том числе и на переселение граждан из ветхого жилья), определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, и муниципальных программ создания новых рабочих мест.

Согласно п.п. «б» п.З Правил, межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков при условии представления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики РФ сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.

В соответствии с п.8 Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Таким образом, предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам, а затем - предоставление гражданам из этих средств субсидий для приобретения другого жилья во всех случаях производится на основании Списков граждан, подлежащих переселению, составленных органами местного самоуправления и согласованных с Министерством энергетики РФ. Несогласованный с Минэнерго РФ Список не может являться основанием для выделения субсидии на переселение.

До введения в действие в 2005 году вышеназванных Правил предоставления субвенций действовали другие правовые акты, определяющие категории граждан, подлежащих переселению - «Временный порядок содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности» и Эталон проекта ликвидации шахт (разрезов), утвержденный приказом Министерства энергетики РФ от 01.11.2001г. №306, который зарегистрирован в МЮ РФ 05.11.2001г. №07/10666-ЮД. В этих правовых актах предусматривалось, что переселению подлежат граждане, проживающие и зарегистрированные в ветхих домах (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания в зоне влияния горных работ.

Как видно из приведенных норм, Правила предоставления субвенций, действующие в настоящее время, не содержат указаний на обязательное наличие регистрации граждан в ветхих жилых домах.

В судебном заседании установлено, что истица по договору купли-продажи от 22.06.1994г. являлась собственником квартиры №.. по ул... г.... Доводы истицы о том, что она проживала с указанного времени со своей престарелой матерью В.М.А., подтверждены показаниями свидетелей К.А.П. и Б.И.В.

Истица не была зарегистрирована в спорной квартире, и кроме указанного жилого помещения, имела в собственности жилой дом №.. по ул... г..., где была зарегистрирована.

Суд исходит из того, что само по себе наличие или отсутствие регистрации не носит правоустанавливающего или правопресекающего характера, тем более что истица являлась собственником спорного жилого помещения и правомерно проживала в нем на момент принятия решения о ликвидации шу им.Горького в 1996 году. Выселение истицы из дома №.. по ул... г... было вызвано тем, что дом стал разрушаться посторонними гражданами, и при отсутствии в нем других жильцов проживать в нем стало опасно.

В настоящее время истица не имеет на праве собственности никакого другого жилого помещения.

Учитывая изложенное, суд полагает, что у истицы имеется право на включение в Списки на переселение из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания, а также получения в установленном порядке денежной субсидии для приобретения другого благоустроенного жилья. Указанное жилое помещение является единственным местом жительства истца, поэтому все он имеет право быть включенным в Списки на переселение.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Богомоловой Е.П. право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, по адресу ул... г..., за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Обязать Администрацию г.Новошахтинска включить Богомолову Е.П. в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемому шахтоуправлению им.Горького ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности по адресу: ул... г..., с последующим предоставлением в установленном порядке социальной выплаты для приобретения другого благоустроенного жилья.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд в течение 10 дней.

Судья

Решение изготовлено 28.03.2011г. (с учетом выходных дней 26 и 27 марта 2011г.РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ