№ 2-329-11 о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ребенка, оставшегося без попечения родителей



Дело № 2-329-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 марта 2011 года г.Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

судьи Щукиной Т.И.,

с участием: истца Явон А.А.,

представителя ответчика Беспалого Ю.А.,

при секретаре Мазуровой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Явон А.А. к Администрации города Новошахтинска о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилым помещением, третьи лица: Администрация Ростовской области, отдел образования Администрации города Новошахтинска,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Явон А.А. обратилась в суд с иском к ответчику, в котором после уточнения исковых требований просила восстановить ей срок исковой давности для постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилищной субсидией на приобретение жилого помещения. Обязать Администрацию города Новошахтинска включить ее в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилищной субсидией на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета.

Указывая на то, что она осталась без попечения родителей в возрасте 10 лет, поскольку родители умерли. В связи с данными обстоятельствами ей был назначен опекун А.А., согласно решению Ленинского районного совета народных депутатов от хххх №+++. Однако на учет как ребенка-сироту ее не поставили, в связи с чем, лишив ее права на получение жилья. Согласно ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. В соответствии с п.5 постановления Администрации Ростовской области от 18.09.2006 года № 384 «О порядке обеспечения жилыми помещениями и расходования субвенции на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), норма предоставления жилого помещения для определения размера выделяемых денежных средств устанавливается: не более 33 кв.м. общей площади жилья для одиноких граждан. О том, что она имеет право на получение жилья как ребенок-сирота, узнала только в 2009 году. Опекун ничего ей не говорил, ее воспитанием практически не занимался, она даже не окончила среднюю школу, так как просто туда не ходила. хххх она вышла замуж, в связи с чем, поменяла фамилию с Филонской на Явон. В 2008 году она забеременела и ее беременность проходила очень тяжело. Затем, хххх у нее родился сын Р. с патологией, и она вплоть до октября 2010 года практически все время проводила в больницах, так как ее ребенок нуждался в лечении, и она не могла его оставить в силу его малолетнего возраста. Согласно ст.205 ГК РФ, когда суд признает уважительной причину пропуска срока давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Считает, что она пропустила срок давности по уважительной причине, в связи с чем, имеет право на его восстановление, и имеет право на получение жилья как ребенок-сирота, так как собственного жилья на праве собственности нет.

В судебном заседании истец Явон А.А. уточнила свои исковые требования и просила восстановить ей срок исковой давности для постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилищной субсидией на приобретение жилого помещения, и обязать Администрацию города Новошахтинска поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, для получения вне очереди жилищной субсидии на приобретение жилого помещения не ниже установленных социальных норм. Просила удовлетворить уточненные исковые требования по основаниям, указанным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика Беспалый Ю.А., действующий на основании доверенности за №+++ от хххх, требование истца о восстановлении срока исковой давности для постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилищной субсидией на приобретение жилого помещения, просил принять на усмотрение суда в соответствии с действующим законодательством. Насчет требования об обязании Администрации г.Новошахтинска поставить истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, для получения вне очереди жилищной субсидии на получение жилого помещения не ниже установленных социальных норм, просил отказать, поскольку Администрацией г.Новошахтинска право истца не нарушено в связи с тем, что он к ответчику с заявлением не обращался.

Представитель третьего лица Администрации Ростовской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в соответствии с письменным отзывом, приобщенном к материалам дела.

Представитель третьего лица отдела образования Администрации города Новошахтинска в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен был надлежащим образом, причина неявки неизвестна. В своем письменном отзыве указал, что Явон А.А. осталась без попечения родителей в связи с тем, что ее мать А.И. умерла хххх, отец А.В. умер хххх. Опекуном Явон А.А. решением исполнительного комитета Ленинского районного совета народных депутатов города ХХХ от хххх №+++ назначена А.А.. На учете в органе опеки и попечительства города Новошахтинска Явон (Филонская) А.А. не состояла. В соответствии со ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливается, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст.112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Восстановление срока возможно лишь в том случае, если срок пропущен по причинам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.). Доказательства уважительности причин пропуска срока обращения для постановки на учет в срок, установленный законодательством, истцом представлены. В связи с чем, отдел образования Администрации города Новошахтинска исковые требования Явон А.А. поддерживает. Просят вынести решение в интересах Явон А.А. лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С согласия сторон дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, показания свидетелей Н.П., Н.Г. и А.А., обозрев и изучив материалы дела, суд полагает, что уточненные требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1 Областного закона № 363-ЗС от 07.10.2005 года «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, принимаются граждане, признанные органом местного самоуправления, уполномоченным вести учет, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации. Принятие на учет гражданина осуществляется на основании поданного гражданином в орган местного самоуправления по месту жительства заявления, подписанного всеми совершеннолетними членами семьи с приложением всех необходимых документов. Если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным или областным законом категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии со ст.1 Областного закона от 22.06.2006 №499-ЗС государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях, в учреждениях всех видов профессионального образования, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах ВС РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу ст.8 вышеуказанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Исходя из этого, обязанность по предоставлению жилых помещений указанным категориям граждан возложена на органы местного самоуправления.

Так же согласно ст.21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает по достижении 18 лет.

Статья 12 ГК РФ предусматривает, что граждане вправе защищать свои права любым способом, предусмотренным законом.

В соответствии со ст.112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Восстановление срока возможно лишь в том случае, если срок пропущен по причинам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.).

Судом установлено и из материалов дела следует, что истец Явон А.А. (в девичестве Филонская) хххх года рождения, осталась без попечения родителей в связи с тем, что ее отец А.В. умер хххх, а мать А.И. умерла хххх (л.д.-8, 10). Решением исполнительного комитета Ленинского районного совета народных депутатов ХХХ от хххх №+++ над ней установлена опека и опекуном назначена ее сестра А.А. (л.д.-11). При установлении опеки над ребенком не был решен вопрос о закреплении за несовершеннолетним права пользования жилым помещением, занимаемым им на момент установления опеки. Она постоянно проживала в г.Новошахтинске Ростовской области и получала пенсию по утери кормильца с хххх по хххх.

Обеспечение жилой площадью производится органом исполнительной власти по месту жительства ребенка.

Согласно п.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта).

Суд полагает, что при таких обстоятельствах уточненные исковые требования подлежат удовлетворению. Кроме того, суд принимает во внимание, что истец пропустил установленный федеральным законом процессуальный срок по причине неграмотности и полагает восстановить его.

Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Восстановить Явон А.А. срок исковой давности для постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилищной субсидией на приобретение жилого помещения.

Обязать Администрацию города Новошахтинска поставить Явон А.А., хххх года рождения, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, для получения вне очереди жилищной субсидии на приобретение жилого помещения не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение 10 дней.

Судья

Решение изготовлено: 28.03.2011 годаРешение суда в законную силу не вступило.