№ 2-1326-10 О защите права на получение благоустроенного жилого помешения в связи со сносом дома, отнесенного к ветхому жилью



Дело № 2-1326/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 августа 2010 года

Судья Новошахтинского районного суда Ростовской области

Рождественская Г.А.

с участием: истицы Мартыненко С.Ю. и адвоката Шульга Е.С.,

представителя Администрации г.Новошахтинска Сергеевой М.Н.,

3-их лиц Мартыненко Ю.М., Мартыненко М.В., Мартыненко М.Ю., Рассадкиной О.Ю. и Федоровой Т.Ю.,

при секретаре Свичкарь Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартыненко С.Ю,, действующей в своих интересах, и в интересах несовершеннолетней Ляховой К.Д., к Администрации <адрес> о включении в Список на переселение из ветхого жилья, 3-и лица: Министерство энергетики РФ, Мартыненко Ю.М., Мартыненко М.В., Мартыненко М.Ю., Рассадкина О.Ю. и Федорова Т.Ю.,

У С Т А Н О В И Л:

Истица Мартыненко С.Ю, в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней дочери Ляховой К.Д., обратилась в суд с иском к Администрации <адрес>, в котором просила обязать Администрацию <адрес> включить ее, а также несовершеннолетнюю Ляховой К.Д. в Список на переселение граждан из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, по шахте им. Кирова ОАО «Ростовуголь», по адресу: <адрес>.

В обоснование своих требований истица ссылается на то, что она является дочерью Мартыненко Ю.М., который является собственником <адрес>. В указанном доме они с дочерью проживают и зарегистрированы, дом стал ветхим и непригодным для проживания в результате ведения горных работ шахтой им.Кирова. В список на переселение включены ее родители Мартыненко Ю.М. и Мартыненко М.В., брат Мартыненко М.Ю., сестры Рассадкина О.Ю. и Федорова Т.Ю., а также племянники Ф.В.А. и Ф.В.А.. Она проживает там с 1986 года. Ее дочь посещала МДОУ детский сад №32 «Елочка» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, детсад находится по поселке шахты им.Кирова. Указанный дом является для них единственным постоянным местом жительства. Списки не переселение из ветхого жилья постоянно уточняются в силу естественных причин - убыли и прибыли населения, проживающего в ветхом жилье, на основании п.8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Жилое помещение стало непригодным для проживания в результате ведения горных работ шахтой им.Кирова, то есть по вине шахты. Следовательно, граждане должны быть обеспечены другим благоустроенным жильем за счет выделяемых для этих целей средств по программе реструктуризации угольной отрасли. Считает, что требование о необходимости проживания и регистрации граждан в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации шахты противоречит жилищному законодательству.

В судебном заседании истица поддержала свои требования и пояснила, что с 1986 года она беспрерывно проживает в <адрес> в <адрес> со своей семьей. Раньше дом принадлежал ее бабушке, после смерти бабушки отец долго не оформлял наследство, и оформил его в 2009 году, став собственником указанного дома. Прописка в общежитии ПТФ «Глория» по <адрес> имела формальный характер, поскольку она работала в ПТФ «Глория» в две смены, ребенка оставлять было не с кем, а круглосуточный детсад «Золотой петушок» принимал детей только работников, прописанных в общежитии ПТФ «Глория». Фактически она все это время она проживала по <адрес>. В детсад «Золотой петушок» она водила ребенка 3 месяца, после чего сменила работу и определила ребенка в детсад «Елочка», расположенный по месту ее жительства в <адрес>. Однако прописаться назад по <адрес> она не могла, так как после смерти бабушки у дома не было юридически обозначенного собственника, способного дать разрешение на регистрацию. После оформления отцом права собственности на дом она смогла там зарегистрироваться.

Представитель ответчика Администрации <адрес> в судебном заседании иск не признала и пояснила, что работы по переселению граждан из ветхого жилья по шахте им.Кирова начались в 1995 году, а после ликвидации шахты указанные Списки в 2001 году были переданы а Администрацию <адрес>. Корректировка Списков производится в связи с рождением, смертью и выездом на другое место жительства. На момент составления Списков в них были включены проживающие на момент составления Списков граждане, имеющие регистрацию в ветхом жилом фонде, истица же была зарегистрирована по другому адресу, и потому не была включена в Списки. Требование о наличии регистрации прямо было предусмотрено в ранее действовавших «Временном порядке содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности» и Эталоне проекта ликвидации шахт (разрезов), утвержденного приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, который зарегистрирован в МЮ РФ ДД.ММ.ГГГГ №-ЮД. В этих правовых актах предусматривалось, что переселению подлежат граждане, проживающие и зарегистрированные в ветхих домах (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания в зоне влияния горных работ, в соответствии с ЖК РСФСР. Скорее всего, истица с дочерью не были включены в Списки, поскольку были зарегистрированы по другому адресу. В настоящее время включить истицу в дополнительные Списки не представляется возможным, поскольку все составленные ранее Администрацией <адрес> дополнительные Списки были возвращены Министерством энергетики РФ на том основании, что комплекс мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности в 2006-2010г.г. завершен, и переселению подлежат только граждане, включенные в действующие Списки. Просит разрешить спор на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из отзыва Минэнерго РФ следует, чтооно не согласно с иском, поскольку получателями средств федерального бюджета по направлениям финансирования «Снос ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности» являются органы местного самоуправления, обладающие исключительным правом формирования, уточнения списков и установления очередности предоставления социальных выплат.

Третьи лица Мартыненко Ю.М., Мартыненко М.В., Мартыненко М.Ю., Рассадкина О.Ю. и Федорова Т.Ю. в судебном заседании просили удовлетворить исковые требования, и не возражали, чтобы истица с дочерью были включены в списки на переселение из ветхого жилья в качестве членов их семьи. Пояснили, что истица с 1986 года постоянно проживает по <адрес>, они все проживают одной семьей.

Выслушав пояснения сторон и третьих лиц, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

В данном случае требования истицы сводятся к получению жилья за счет средств господдержки, выделяемых в рамках программы по реструктуризации угольной отрасли.

Выделение средств господдержки для переселения граждан из ветхого жилья связано с деятельностью угольных предприятий и приведением жилых помещений в непригодное для проживания состояние в результате ведения горных работ, и является лишь одним из направлений в сфере жилищной политики и самостоятельным вариантом обеспечения граждан жильем.

Обязательства государства по предоставлению другого благоустроенного жилья гражданам, чьи жилые помещения приведены в ветхое и непригодное для проживания состояние ведением горных работ ликвидируемыми шахтами, регулируется Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

Так, в соответствии с п.п. «б» п.5 Правил, одним из направлений предоставления межбюджетных трансфертов является содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

При этом пунктом 6 Правил определено, что размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (в том числе и на переселение граждан из ветхого жилья), определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, и муниципальных программ создания новых рабочих мест.

Согласно п.п. «б» п.3 Правил, межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков при условии представления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики РФ сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.

В соответствии с п.8 Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Таким образом, предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам, а затем - предоставление гражданам из этих средств субсидий для приобретения другого жилья во всех случаях производится а основании Списков граждан, подлежащих переселению, составленных органами местного самоуправления и согласованных с Министерством энергетики РФ.

Согласно п.11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

Судом установлено, что ветхий жилой <адрес> в <адрес> стал непригодным для проживания в результате ведения горных работ шахтой м.Кирова. Решение о ликвидации шахты им.газеты «Комсомольская Правда» ОАО «Ростовуголь» было принято в 1995 году, Списки на переселение составлялись позже.

Собственником <адрес> в <адрес> является Мартыненко Ю.М., отец истицы. Кроме него, в Списки лиц на переселение из вышеуказанного дома включены Мартыненко М.В., Мартыненко М.Ю., Рассадкина О.Ю., Федорова Т.Ю., а также несовершеннолетние Ф.В.А. и Ф.В.А..

Как следует из паспорта истицы, она зарегистрирована в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в общежитии по <адрес>.

Однако из пояснений истицы и третьих лиц следует, что она проживает непрерывно в указанном жилом помещении с 1986 года. Таким образом, на день принятия решения о ликвидации шахты истица проживала в спорном жилом помещении, однако по нормам действующих на момент составления Списков правовым актам - «Временном порядке содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности» и Эталону проекта ликвидации шахт (разрезов), утвержденного приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, - в Списки включались лишь лица, проживающие и имеющие регистрацию в ветхом жилье, что не давало ей право на включение в Списки на переселение.

Исходя из положений п.8 Правил, учет граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, не ограничивается только лицами, проживавшими в этих жилых помещениях на день принятия решения о ликвидации шахты, поскольку органам местного самоуправления предоставлено право ежегодно уточнять Списки жильцов домов, подлежащих сносу. При этом правовые нормы не устанавливают, в каких случаях и какие категории лиц имеют право на включение в Списки дополнительно к гражданам, проживающим в указанном жилье на момент принятия решения о ликвидации шахты и включенным в Списки для переселения.

Действующие в настоящее время Правила предоставления субвенций не связывают наличие регистрации проживающих в ветхом жилье граждан с такими последствиями, как включение таких граждан в Списки для переселения. Отсутствие регистрации по указанному адресу на день принятия решения ликвидации шахты или на день составления Списков само по себе не является каким-либо правопресекающим обстоятельством.

Другого жилого помещения истица с дочерью не имеют.

Суд полагает, что поскольку истица с дочерью проживают в ветхом жилом помещении и являются членами семьи Мартыненко Ю.М., истица фактически проживала вместе со своей семьей во время составления Списков, то они подлежит включению в Списки на переселение.

При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию <адрес> включить Мартыненко С.Ю, и Ляхову К.Д. в Список на переселение граждан из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности по шахте им.Кирова по адресу: <адрес>, в составе семьи Мартыненко Ю.М..

Решение может быть обжаловано в Ростовский облсуд через Новошахтинский райсуд в течение 10 дней.

Судья (подпись)

Решение изготовлено 25 августа 2010г.