дело №2-809/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 июля 2010г.
Судья Новошахтинского районного суда Ростовской области
Рождественская Г.А.
с участием: истца Кушнир А.Н. и адвоката Кашинского В.С.
представителя ответчика Григорьянц Л.С.
при секретаре Свичкарь Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кушнир А.Н. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> о включении периодов работы в страховой стаж,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с иском в суд к ответчику, в котором просит обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> включить ему следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшего механика по автоматизации шахты им. Кирова и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве начальника участка по ремонту и эксплуатации энергоустановок шахты им. Кирова в льготный стаж работы по ст. 27.1.1 и назначить ему досрочную трудовую пенсии с момента обращения в ГУ УПФ РФ в <адрес>, то есть с ДД.ММ.ГГГГ В обоснование своих требований указал, что решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ему в назначении досрочной пенсии по старости по ст. 27.1.1 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № от ДД.ММ.ГГГГ в результате отсутствия необходимой продолжительности специального стажа работ по Списку №. В соответствии с п.п.1 п.1 ст. 27 ФЗ № трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали 10 лет на подземных работах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. По мнению ответчика, продолжительность его страхового стажа составляет - 24 года 11 месяцев 16 дней. Однако продолжительность льготного стажа составляет 6 лет 3 месяца 16 дней. Он не согласен с таким решение по следующим основаниям: ДД.ММ.ГГГГ он достиг возраста 50 лет. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было зарегистрировано его заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Он имеет страховой стаж 20 лет и льготный стаж работы 10 лет 2 месяца 14 дней. Продолжительность его льготного стажа работы по ст. 27.1.1 закона, исходя из периодов работы засчитанных ответчиком, составляет не 6 лет 3 месяца 16 дней, а 6 лет 4 месяца 17 дней. Кроме того, он считает, что ответчиком в специальный стаж по Списку № не включены периоды его работы, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 7 мес. 27 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 3 года 2 мес. С зачетом этих периодов работы продолжительность его льготного стажа составит 10 лет 2 месяца 14 дней, то есть более 10 лет. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшего механика по автоматизации шахты им. Кирова и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве начальника участка по ремонту и эксплуатации энергоустановок шахты им. Кирова. Указанные должности дают ему право на пенсионное обеспечение. Как старший механик по характеру работы он полный рабочий день был занят на подземных работах. Исходя из структуры шахты им. Кирова участок по ремонту и эксплуатации энергоустановок является подземным участком.
В судебном заседании истец поддержал свои требования и пояснил, что в спорные периоды он работал в подземных условиях, так как все оборудование находилось в шахте, у него в подчинении находилась бригада слесарей, с которой он выполнял работы по автоматизации и ремонту энергоустановок. Он был ответственным за состояние электрооборудования, производили его монтаж, планово-предупредительные работы, установку нового оборудования, По приказу по шахте он был обязан не менее 12 рабочих дней находиться в шахте. На самом деле он находился в шахте гораздо более времени. На поверхности было примерно 10% энергоустановок - это подстанция поверхностная и технологический комплекс. На поверхности он участвовал в совещаниях, составлял отчеты, перед сменой давал наряды, после чего спускался в шахту вместе со сменой. Когда он работал начальником участка, у него в подчинении было 30 подземных электрослесарей, у старшего механика было в подчинении 5 подземных электрослесарей. Когда он работал старшим механиком, это была служба главного энергетика, потом он работал главным энергетиком. В 1986 году ввиду реорганизации этой службы должность главного энергетика была переименована и стала называться «начальник участка по ремонту и эксплуатации энергоустановок». Таким образом, начальник участка - это переименованный главный энергетик. Ему выплачивалось вознаграждение за выслугу лет, которое платилось только подземным работникам. Согласно Списку №, правом на льготную пенсию пользуются рабочие, ИТР, служащие, которые не менее 50% рабочего времени выполняют работу в подземных условиях. Этот факт подтверждается показаниями свидетелей. Согласно должностной инструкции начальника участка по ремонту и эксплуатации энергооборудования шахты «Алмазная», где работа происходит в тех же условиях, что и в Новошахтинске, - работа в этой должности происходит в основном в подземных условиях. Кроме того, из постановления Совет Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что ежегодное вознаграждение за выслугу лет выплачивалось не только единовременно, но и в виде процентных надбавок к зарплате. Поэтому само по себе отсутствие единовременного начисления вознаграждения за выслугу лет в лицевых счетах на зарплату еще не свидетельствует о том, что он его не получал и не работал в подземных условиях. Просит удовлетворить иск.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований на том основании, что доводы истца основываются только на основе свидетельских показаний, а Законом РФ «О трудовых пенсиях» такие показания являются недопустимым средством доказывания.Спорные периоды не могут быть включены в страховой стаж истца. Он в УПФ отказался от включения периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж. В соответствии с п.4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемымиработодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Пунктом 6 Правил установлено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. В данном случае табели спусков-подъемов не сохранились, а других документов, подтверждающих связь истца с подземными работами, не обнаружено. С 1986г. по 1989г. в имеющихся в межведомственном архиве <адрес> протоколах на начисление выслуги истца нет. Согласно акту проверки сохранившихся документов, и в них нет указания на то, что истец каким-либо образом был связан с подземными работами. Структура шахты не сохранилась, доказательств тому, что участок, на котором работал истец, являлся подземным, тоже нет. В Списке № указаны ИТР и служащие, связанные с подземными работами и не менее 50% рабочего времени занятые работами под землей. Истец документально никак не подтвердил эти обстоятельства.
Выслушав доводы сторон, показания свидетелей, изучив материалы дела, обозрев отказное пенсионное дело истца, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению
Статья 7 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает общий пенсионный возраст для мужчин - 60 лет.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости устанавливается ранее достижения возраста, предусмотренного ст.7 Закона, мужчинам - по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10лет на подземных работах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
В настоящее время действует Список №, определяющий производства, работы, профессии, должности и показатели на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинет Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым определяется специальный стаж для назначения льготных пенсий лицам, работавшим на подземной работе. В частности, в стаж такой подземной работы включается работа в качестве рабочих, руководителей, специалистов и служащих, занятых на подземных работах 50% и более времени в году (учетном периоде). Периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ (т.е. до введения в действие Списка № года) действовал Список №, который в разделе 1 «Горные работы» предусматривал должности инженерно-технических работников, связанных с подземными работами на рудниках, шахтах и т.д.
Из трудовой книжки истца следует, что он с ДД.ММ.ГГГГ переведен старшим механиком по автоматизации на шахте им.Кирова, в этой должности работал до ДД.ММ.ГГГГ, затем был назначен главным энергетиком шахты, и с этой должности ДД.ММ.ГГГГ был назначен начальником участка по ремонту и эксплуатации энергоустановок, работал в указанной должности по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно приказа по шахте №-к от ДД.ММ.ГГГГ главный механик Кушнир А.Н. назначен на должность начальника участка по ремонту и эксплуатации энергоустановок с окладом 290 рублей и надбавкой к окладу 40 рублей.
Шахта им.Кирова в настоящее время ликвидирована, и никаких документов, прямо или косвенно указывающих на то, что работа в спорные периоды была связана со спусками в шахту, не сохранилось.
Однако из показаний свидетелей, допрошенных в судебном заседании, следует, что состоянием шахтного энергооборудования занимались участки главного механика и главного энергетика. Обслуживание энергооборудования заключалось в установке подземных подстанций, протягивании и подключении силовых кабелей, автоматизации и подключении двигателей и конвейерных линий, замене силовых кабелей после аварий, монтаже, ремонте и демонтаже электрооборудования. У всех инженерно-технических работников этих служб было обязательное количество спусков в шахту, установленное приказом Министра, и потом это обязательное количество спусков было закреплено в приказах предприятия. Сначала на шахте ремонтом и эксплуатацией шахтных энергоустановок занималась служба главного энергетика, а затем после реорганизации этой службы был создан участок по ремонту и эксплуатации энергоустановок, который входил в службу главного механика. Начальник этого участка непосредственно занимался монтажом и эксплуатацией энергооборудования. Старший механик руководил бригадой электрослесарей. Работа в обеих этих должностях требовала обязательных спусков в шахту, поскольку энергооборудование находилось в шахте. Истец работал в подземных условиях более 50% своего рабочего времени, и ему выплачивалось единовременное вознаграждение за выслугу лет.
Не верить показаниям свидетелей у суда нет оснований, поскольку они работали непосредственно с истцом и знают характер его работы. Эти показания ничем не опровергаются.
Доводы представителя ответчика о том, что показания свидетелей не могут быть приняты во внимание, поскольку Законом РФ «О трудовых пенсиях в РФ» запрещено подтверждение льготного характера работы свидетельскими показаниями, суд признает несостоятельными, поскольку в силу ст.55 ГПК РФ для суда показания свидетелей являются допустимым средством доказывания наравне с другими показаниями.
Истцом представлена должностная инструкция начальника участка по ремонту и эксплуатации энергоустановок с шахты «Алмазная», то есть с идентичного предприятия по добыче угля, расположенного в соседнем <адрес> и работающего в тех же геологических условиях. Анализ обязанностей по этой должности позволяет сделать вывод о том, что должность начальника участка по ремонту и эксплуатации энергоустановок связана с работой в подземных условиях, поскольку обслуживаемое энергооборудование находится непосредственно в шахте.
Ответчик не оспаривает наличие у истца специального стажа работы по Списку № продолжительностью 6 лет 3 месяца 16 дней, и страхового стажа 24 года 11 месяцев 16 дней.
С учетом спорных периодов у истца на день обращения за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ имелся требуемый законом 10-летний стаж работы по Списку №, и он имел право на назначение пенсии с указанной даты.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного Фонда РФ по <адрес> включить Кушнир А.Н. в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости по п.1 ч.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды его подземной работы на шахте им.Кирова с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшего механика по автоматизации и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве начальника участка по ремонту и эксплуатации энергоустановок.
Обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного Фонда РФ по <адрес> назначить Кушнир А.Н. досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский райсуд в течение 10 дней.
Судья (подпись)