№2-810/2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июля 2010 года.
Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Рождественской Г.А.
с участием: истицы Остапенко О.Н. и представителя истицы Курдюкова В.Л.
при секретаре Свичкарь Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Остапенко О.Н. к Администрации <адрес> и Министерству энергетики РФ о включении в Список граждан, подлежащих переселению их ветхого жилья (третьи лица - Пивоваров А.А. и Пивоваров Д.А.),
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику, в котором просила признать ее потерпевшейв результате ведения горных работ шахтой «Соколовская» и подлежащей переселению из жилого фонда, ставшего ветхим и обязать Администрацию <адрес> включить ее в списки граждан, подлежащих переселению из жилого фонда ставшего ветхим в результате ведения горных работ шахтой «Соколовская» из <адрес>, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что она является собственником 1/4 доли <адрес> в <адрес>, на основании свидетельства о праве наследования по закону. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ В связи с обстоятельствами личной жизни она зарегистрировалась и проживает в данной квартире с ДД.ММ.ГГГГ Другого жилья, кроме вышеуказанной квартиры она не имеет. Их многоквартирный дом, расположенный по адресу по <адрес>, признан ветхим жильем и проживающие в данном многоквартирном доме граждане признаны потерпевшими вследствие мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и подлежат переселению. Вследствие того, что она зарегистрировалась на принадлежащей ей жилплощади ДД.ММ.ГГГГ, а списки граждан подлежащих переселению были составлены ранее, она не включена в основные списки граждан, подлежащих переселению. В 2009г. она узнала, что является потерпевшей как и все проживающие в данном многоквартирном доме и ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию <адрес> на предмет внесения ее в списки граждан подлежащих переселению, но внести ее в список Администрация отказалась. Считает, что она является пострадавшей в результате ведения горных работ и имеет право на переселение с предоставлением жилья.
В судебном заседании истица и ее представитель по доверенности К.В.Л. поддержали заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что истица является собственницей 1/4 доли в праве собственности на <адрес>. Сособственниками являются ее племянники Пивоваров Д.А. и Пивоваров А.А. - сыновья ее брата П.А.Н., умершего в 1999 году. Однако умерший брат включен в Списки на переселение по указанной квартире. Племянники проживают по другим адресам и Списки на переселение не включены. Она является собственницей части квартиры на основании свидетельства о праве на наследство, и после оформления своего права в 2004 году она сразу же вселилась в указанную квартиру, и с того времени постоянно проживает в ней. Зарегистрирована в квартире с ДД.ММ.ГГГГ, но отсутствие регистрации на день принятия решения о ликвидации шахты и на день составления Списков никак не должно влиять на ее право на переселение, поскольку другого жилья она не имеет, и не может остаться проживать в доме, подлежащем сносу. Просит удовлетворить иск.
Представитель Администрации <адрес> в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, о причинах неявки суду е сообщил. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Представитель третьего лица Министерства энергетики в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен. Из отзыва Минэнерго РФ следует, что оно не согласно с иском, считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку получателями средств федерального бюджета по направлениям финансирования «Снос ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности» являются органы местного самоуправления, обладающие исключительным правом формирования, уточнения списков и установления очередности предоставления социальных выплат. Кроме того, по мнению Минэнерго РФ, в состав наследственного имущества не могут входить права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности - право на возмещение вреда. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Минэнерго РФ.
Третьи лица Пивоваров Д.А. и Пивоваров А.А. в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте рассмотрения дела были надлежащим образом извещены. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав доводы истицы и ее представителя, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В данном случае требования истицы сводятся к получению жилья за счет средств господдержки, выделяемых в рамках программы по реструктуризации угольной отрасли.
Выделение средств господдержки для переселения граждан из ветхого жилья связано с деятельностью угольных предприятий и приведением жилых помещений в непригодное для проживания состояние в результате ведения горных работ, и является лишь одним из направлений в сфере жилищной политики и самостоятельным вариантом обеспечения граждан жильем.
Обязательства государства по предоставлению другого благоустроенного жилья гражданам, чьи жилые помещения приведены в ветхое и непригодное для проживания состояние ведением горных работ ликвидируемыми шахтами, регулируется Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Так, в соответствии с п.п. «б» п.5 Правил, одним из направлений предоставления межбюджетных трансфертов является содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
При этом пунктом 6 Правил определено, что размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (в том числе и на переселение граждан из ветхого жилья), определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, и муниципальных программ создания новых рабочих мест.
Согласно п.п. «б» п.3 Правил, межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков при условии представления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики РФ сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.
В соответствии с п.8 Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Таким образом, предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам, а затем - предоставление гражданам из этих средств субсидий для приобретения другого жилья во всех случаях производится а основании Списков граждан, подлежащих переселению, составленных органами местного самоуправления и согласованных с Министерством энергетики РФ.
Согласно п.11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
До введения в действие в 2005 году вышеназванных Правил предоставления субвенций действовали другие правовые акты, определяющие категории граждан, подлежащих переселению - «Временный порядок содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности» и Эталон проекта ликвидации шахт (разрезов), утвержденный приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, который зарегистрирован в МЮ РФ ДД.ММ.ГГГГ №-ЮД. В этих правовых актах предусматривалось, что переселению подлежат граждане, проживающие и зарегистрированные в ветхих домах (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания в зоне влияния горных работ.
Как видно из приведенных норм, Правила предоставления субвенций, действующие в настоящее время, не содержат указаний на обязательное наличие регистрации граждан в ветхих жилых домах на день принятия решения о ликвидации шахты или день составления Списков.
Судом установлено, что решение о ликвидации шахты им.газеты «Комсомольская правда» было принято ДД.ММ.ГГГГ, на эту дату составлялись Списки граждан, проживающих и зарегистрированных в ветхом жилом помещении - <адрес>. в которых истица отсутствует, при этом в Списках значится П.А.Н., умерший ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).
В настоящее время истица является собственником 1/4 доли в праве на <адрес>, она зарегистрирована в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ
Как видно из сообщений, представленных суду МП БТИ и выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, за истицей других жилых помещений на праве собственности не зарегистрировано.
Исходя из положений п.8 Правил, органам местного самоуправления предоставлено право ежегодно уточнять Списки жильцов домов, подлежащих сносу. При этом правовые нормы не устанавливают, в каких случаях и какие категории лиц имеют право на включение в Списки дополнительно к гражданам, уже включенным в Списки для переселения. Суд полагает, что поскольку истица проживает в ветхом жилом помещении, являясь собственницей его части, то она подлежит включению в Список на переселение. Отсутствие или наличие регистрации граждан в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации шахты само по себе не является каким-либо правоустанавливающим или правопресекающим обстоятельством, тем более что Правила предоставления субвенций не связывают наличие регистрации проживающих в ветхом жилье граждан с такими последствиями, как включение таких граждан в Списки для переселения.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию <адрес> включить Остапенко О.Н., проживающую в <адрес> по Парковой,8 <адрес>, в Список на переселение граждан из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности по шахте им.газеты «Комсомольская правда» ОАО «Ростовуголь».
Решение может быть обжаловано в Ростовский облсуд через Новошахтинский райсуд в течение 10 дней.
Судья (подпись)
Решение изготовлено 26 июля 2010г.