Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 июля 2010 года.
Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Рождественской Г.А.,
с участием: истцов Гудыменко Н.В., Гудыменко Н.М. и адвоката Еремеевой В.Н.
представителя ответчика Администрации г.Новошахтинска Беспалого Ю.А.,
при секретаре Свичкарь Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гудыменко Н.В., Гудыменко Н.М. и Колесникову В.Н. к Администрации <адрес> о включении дома и жильцов дома в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, 3-е лицо Министерство Энергетики РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику, в котором просят обязать Администрацию <адрес> включить <адрес> в <адрес> РО и в Список домов, жильцы которого подлежат переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, по шахте им. В.И. Ленина ОАО «Ростовуголь»; обязать Администрацию <адрес> РО включить их в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, по шахте им. В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь» по адресу: <адрес>, утвердить данный Список и предоставить его в Министерство энергетики для согласования.
В обоснование своих требований истцы ссылаются на то, что ДД.ММ.ГГГГ Гудыменко Н.В. стал собственником домовладения № по <адрес> в <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ, по указанному адресу проживает постоянно со своей семьей с Гудыменко Н.М., Колесникову В.Н. с 1985 <адрес> с начала 2000г. состояние их дома стало значительно ухудшаться. Они ежегодно производили ремонт, но все их усилия были напрасны, дом продолжал разрушаться. Они обращались в Администрацию <адрес> с просьбой включить их в Список на переселение, но им было отказано, так как их дом не включен в указанный список. В 2009г. они снова обратились в Администрацию <адрес> по вопросу включения их в Список, но им было отказано по той же причине, при этом посоветовали произвести экспертизу и обратиться в суд. В 2010г. они обратились в ОАО «Научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела межотраслевой научный центр ВНИМИ» для оценки степени влияния горных работ ликвидируемых шахт ОАО «Ростовуголь» на техническое состояние жилого строения по адресу: <адрес>. На что было получено заключение: расчетные показатели суммарных деформаций от всех отработанных угольных пластов по вышеуказанному жилому дому, превысили допустимые значения, следовательно, горные работы шахты им. В.И. Ленина ОАО «Ростовуголь» негативно повлияли на техническое состояние строения. Согласно данных МП БТИ <адрес> фактический износ жилого дома составляет 71%. В 2010г. они снова обратились в Администрацию <адрес> по вопросу включения их в список, предоставив заключение ВНИМИ, но им опять было отказано. Они считают, что действия ответчика об отказе включить их дом в Список на переселение - незаконные, поскольку дом стоит на подработке шахты им. В.И. Ленина ОАО «Ростовуголь» и другого жилья на праве собственности у них нет. В соответствии с п. 8 Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. При этом нет никаких ограничений на вселение и регистрацию в домах подлежащих сносу. Исходя из приведенной нормы, органам местного самоуправления предоставлено право ежегодно уточнять Списки жильцов сносимых домов, составленные ликвидируемыми шахтами, причем в Правилах не указаны обстоятельства, служащие основанием для уточнения Списков Значение и цель ежегодного уточнения Списков должны рассматриваться в совокупности с вышеуказанными положениями Правил и последствий, которые влечет для лиц, проживающих в ветхом жилье. Вышеуказанное жилое помещение является единственным местом их проживания, иного жилого имущества на праве собственности не имеют.
В судебном заседании истица Колесникову В.Н. не присутствовала, о времени и месте рассмотрения дела была надлежащим образом извещена, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Истцы Гудыменко Н.В. и Гудыменко Н.М. в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что другого жилья не имеют. Истица Колесникову В.Н. является матерью истицы Гудыменко Н.М. и постоянно проживает с ним в качестве члена их семьи с 1998г., ведет с ними совместное хозяйство. С 1998г. по 2010г. Колесникова В.М. была зарегистрирована у своих внуков Клепиковых по <адрес> в <адрес>, чтобы получать пайковый уголь, но жила постоянно у них, Гудыменко Н.В.. Примерно с 2000 года на доме стали образовываться трещины на стенах и фундаменте, которые они постоянно подмазывали и старались поддерживать техническое состояние дома. Но в последние годы дом стал буквально «расползаться»; на фундаменте, стенах, перегородках появились крупные трещины, перекосились стены внутри дома. Из подвала через щели в полу проникает «мертвый» воздух. Они обращались в Администрацию <адрес>, но им было отказано в признании дома ветхим на том основании, что под домом горные выработки не располагались. В связи с этим они были вынуждены самостоятельно обратиться в ВНИМИ для дачи заключения о непригодности дома для проживания в результате ведения горных работ. Своим заключением ВНИМИ подтвердил, что степень износа их дома составляет 71%, а горные работы шахты им.Ленина ОАО «Ростовуголь» негативно повлияли на техническое состояние строения. Однако и после представления указанного документа в Администрацию <адрес> им было отказано во включении в Списки на переселение.
Представитель ответчика Администрации <адрес> в судебном заседании иск не признал и пояснил, что Списки граждан, проживающих в ветхих домах, пришедших в негодность в результате ведения горных работ шахтами, составлялись с 2002 году. Определение домов, пострадавших от горных работ, производилось шахтами. Почему дом истцов не был включен в Списки, ему неизвестно. Видимо, процент износа дома был недостаточным для признания дома ветхим. Дом был построен в 1957 году, истцы приобрели дом в 1991 году, и каков был процент его износа тогда, неизвестно. В любом случае, даже если в настоящее время дом и признан ветхим и пострадавшим от ведения горных работ, то проект ликвидации шахты им.Ленина уже утвержден и закрыт, и быть обеспеченными жильем за счет средств господдержки истцы уже не могут. Администрация <адрес> их право не нарушила, поэтому просит в иске отказать.
В судебное заседание не явился представитель 3-го лица Министерство энергетики РФ, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Представил отзыв, в котором указывает, что правом включения в Списки на переселение наделены органы местного самоуправления, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя
Выслушав пояснения истцов, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с п.5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № межбюджетные трансферты направляются на финансирование сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Из изложенного следует, что главным критерием выделения межбюджетных трансфертов в рамках программы по реструктуризации предприятий угольной промышленности, является признание жилого помещения непригодным для проживания по критериям безопасности в связи с ведением горных работ на ликвидируемых угольных шахтах.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (утверждено Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47) непригодными для проживания признаются дома, которые находятся в ветхом либо аварийном состоянии, а также дома, в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания.
Условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории непригодных для проживания или аварийных сформулированы в разделе III указанного выше Положения. К ним относятся:
- физический износ в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящий к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
- изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющие обеспечить соблюдение необходимых санитарно-гигиенических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей;
- деформация фундаментов, стен, несущих конструкций и значительная степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.
Кроме того, могут быть признаны непригодными для проживания жилые помещения, находящиеся в жилых домах на территориях, где превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация и т.п.), а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и санитарно-защитных зонах, если инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.
В соответствии с п.2.1 Критериев и технических условий отнесения жилых домов(жилых помещений) к категории ветхих или аварийных, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10, к непригодным для проживания относятся:
а) жилые дома в аварийном состоянии;
б) ветхие жилые дома;
в) жилые дома, расположенные в пределах санитарно-защитных, пожаро-взрывоопасных зон промышленных предприятий, транспорта, инженерных сетей и других зонах с особыми условиями, запрещенных к застройке;
г) жилые дома, расположенные в опасных зонах отвалов породы угольных, сланцевых шахт и обогатительных фабрик; в зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин; на территориях, ежегодно затапливаемых паводковыми водами;
д) жилые дома, расположенные в местах экологического неблагополучия (при обнаружении нарушений природного равновесия местности или территории либо ухудшении геологических, морфологических, физических и других показателей почвы);
е) жилые дома, в которых невозможно предоставить жителям коммунальные услуги, соответствующие по качеству требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, и организовать техническую эксплуатацию жилого дома.
В соответствии с п.4 указанных Критериев, ветхим жилым домом признается жилой дом с физическим износом, при котором его прочностные и деформационные характеристики равны или ниже предельно допустимых характеристик, установленных нормативными документами для действующих нагрузок и условий эксплуатации. Согласно п.5 5. к ветхим жилым домам относятся:
а) полносборные, кирпичные и каменные дома с физическим износом свыше 70 процентов;
б) деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 процентов.
Степень физического износа определяется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Для отнесения жилого дома к категории непригодного для проживания по основаниям, предусмотренным настоящими критериями, достаточно одного из указанных в пункте 2.1.
Из отчета о научно-технической работе по оценке степени влияния горных работ на состояние жилых строений и объектов соц. инфраструктуры, расположенных на подработанной территории ликвидируемой шахты им.Ленина ОАО «Ростовуголь»,, составленного Северо-Кавказским представительством ОАО «Научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела межотраслевой научный центр ВНИМИ» и утвержденного директором СКП ВНИМИ ДД.ММ.ГГГГ следует, что район расположения <адрес> подработан горными работами шахты им.Ленина по пласту i3-н, горные работы по указанному пласту велись в 1986-1995г.г. на глубине 370-550м. Выявлены следующие нарушения конструкций здания: косые трещины в стенах, в том числе под и над оконными и дверными проемами, раскрытием 2-7мм, трещины в углах сопряжения перекрытия и несущих стен дома, несущих стен и перегородок, раскрытием 15-20мм; косые трещины в северо-восточном углу здания раскрытием до 30мм. В результате расчетов установлено, что показатели суммарных деформаций по указанному жилому дому превысили допустимые значения, следовательно, горные работы шахты им.Ленина негативно повлияли на техническое состояние строения.
Из технической документации на домовладение № по <адрес> в <адрес> следует, что год постройки дома - 1957; согласно технической документации и заключения СКП ОАО «ВНИМИ», в настоящее время износ дома составляет 71%. Почему указанный дом своевременно не был включен в программу по переселению, представитель ответчика суду пояснить не смог.
Однако суд, с учетом изложенных выше положений нормативных актов, устанавливающих основания и порядок признания жилого дома ветхим и непригодным для проживания, и данных о состоянии спорного домовладения, приходит к выводу о том, что <адрес> в <адрес>, в котором проживают истцы, является ветхим и непригодным для проживания в результате ведения горных работ шахтой им.Ленина ОАО «Ростовуголь».
Учитывая, что вины истцов нет в том, что спорное домовладение не было своевременно включено в Список жилых домов, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте им.Ленина ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности, суд считает, что истцы, проживающие в этом доме, должны быть обеспечены другим благоустроенным жильем за счет выделяемых для этих целей средств по программе реструктуризации угольной отрасли.
В соответствии с п.8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Формирование списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, является исключительным правом органа местного самоуправления.
Истец Гудыменко Н.В. является собственником указанного дома на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ, проживает в нем вместе с другими истцами - своей женой Гудыменко Н.М. и матерью жены Колесникову В.Н., которая зарегистрирована в указанном доме с ДД.ММ.ГГГГ, но, согласно справки ГУ УПФ РФ в <адрес>, фактически получает пенсию по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ Из домовой книги следует, что Колесникову В.Н. ранее была зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время все истцы зарегистрированы в спорном доме, других жилых помещений не имеют и подлежат безусловному включению в Списки на переселение.
В связи с изложенным выше, суд полагает необходимым удовлетворить требования истцов в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию <адрес> включить в Список жилых домов (жилых помещений), ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте им.Ленина ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности, <адрес>.
Обязать Администрацию <адрес> включить Гудыменко Н.В., Гудыменко Н.М. и Колесникову В.Н. в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте им.Ленина ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности по адресу: <адрес>, утвердить данный Список и предоставить его в Министерство энергетики для согласования.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд в течение 10 дней.