№2-1158/2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июля 2010 года.
Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Рождественской Г.А.
с участием: представителя истца адвоката Савченко В.А.,
представителя Администрации г.Новошахтинска Беспалого Ю.А.,
при секретаре Свичкарь Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удодик А.С., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних Сушилина А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Сушилина А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Администрации <адрес> о включении в Список граждан, подлежащих переселению их ветхого жилья (третьи лица - Министерство энергетики РФ, Сушилина Т.И., Сушилина Я.Ю., Сушилин А.Ю., Сушилина Е.Г. и Сушилина А.А.),
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику в своих интересах, а также интересах своих несовершеннолетних Сушилина А.А. и Сушилина А.А., в котором просил защитить их право на приобретение жилья взамен сносимого, ставшего ветхим в результате ведения горных работ шахтой им. В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь», непригодным для проживания по критериям безопасности - <адрес> и обязать ответчика включить их в список граждан, проживающих в ветхом жилье <адрес> в <адрес>, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ шахтой им. В.И. Ленина, утвердить этот список и направить для согласования третьему лицу - Министерству энергетики РФ, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что он и Сушилина Я.Ю. состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ От брака у них имеются двое сыновей - Сушилин А.А. и Сушилин А.А., оба ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Квартира № в <адрес> в котором зарегистрирована его семья, является ветхим аварийным жильем. Дом пришел в непригодность в результате технологической деятельности угольного предприятия - шахты им. В.И. Ленина, и жильцы этого дома включены в списки на переселение их ветхого жилья по программе реструктуризации угольной промышленности. Сушилина Я.Ю. с 1996г. является участником совместной собственности вышеуказанной квартиры вместе с матерью Сушилиной Т.И. и братом Сушилиным А.Ю. и его семьей. Однако он, вместе с несовершеннолетними детьми не включены в список на переселение из квартиры, так как на момент составления списков хотя и состоял в браке с Сушилиной Я.Ю. и проживал в ветхом жилье, но не был в нем зарегистрирован. Он обращался к ответчику по вопросу включения его и несовершеннолетних детей в список на переселение из ветхого жилья, однако ответчик ему пояснил, что Министерство энергетики РФ не утвердит список, и порекомендовал ему обратиться в суд. Он считает, что ответчик препятствует в осуществлении его и его несовершеннолетних детей прав на приобретение жилья, взамен сносимого ветхого, поскольку наделен исключительным правом органа местного самоуправления на формирование, уточнение списков, а также на установление очередности предоставления социальных выплат, и не должен ссылаться на Министерство энергетики РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 91 ЖК РФ граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилого фонда с предоставлением другого жилого помещения, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу. Средства на переселение из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ выделяются в централизованном порядке еще с 1996г. согласно Федерального закона №81-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» (в последней редакции от ДД.ММ.ГГГГ). Государством через Министерство энергетики РФ выделяются денежные средства для приобретения гражданам благоустроенного жилья взамен ветхого, средства предоставляются гражданам в виде социальных выплат. Таким образом определено восстановление нарушенных жилищных и имущественных прав граждан в соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не содержит никаких ограничений относительно прав граждан на переселение из ветхого жилья. Достаточно проживать в ветхом жилье зарегистрированным на дату включения дома в список ветхого жилья. Данные условия истцом и его несовершеннолетними детьми соблюдены.
В судебном заседании истец не присутствовал, представил заявление о рассмотрение дела в его отсутствие.
Представитель истца адвокат Савченко В.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования и пояснил, что с 2003 года, то есть после вступления в брак с Сушилиной Я.Ю. истец стал проживать в <адрес>. Его жена является собственницей 1/3 доли в праве на указанную квартиру и зарегистрирована по указанному адресу, а он проживал без регистрации, и зарегистрировался в квартире только ДД.ММ.ГГГГ Жена истца вместе с другими проживающими в квартире лицами (матерью и семьей брата) включены в Список на переселение из ветхого жилья, а ему с детьми отказано во включении в Список на том основании, что на момент составления Списков на переселение они не были зарегистрированы в квартире. Между тем дети родились ДД.ММ.ГГГГ, то есть после составления Списков, и не могли быть включены в Списки. По его мнению, регистрация по месту жительства не имеет правоустанавливающего значения, и то обстоятельство, что истец не был зарегистрирован в квартире на день составления Списков, не должно ущемлять его право на переселение из аварийного жилья. Их семья не имеет другого жилья. Во включении в дополнительные Списки истцу в Администрации <адрес> отказали, мотивируя это тем, что все дополнительные Списки, которые составляются Администрацией <адрес>, возвращаются из Минэнерго РФ без согласования, и переселяться будут только граждане, включенные в действующие Списки. Истец с этим не согласен, поскольку нарушаются его с детьми жилищные права. Они проживают одной семьей, и непонятно почему его жену должны переселить, а его судьба с детьми останется неопределенной в случае сноса дома. Просит удовлетворить иск.
Представитель Администрации <адрес> в судебном заседании иск не признал и пояснил, что вопросы предоставления гражданам благоустроенного жилья взамен ветхого, непригодного для проживания ввиду ведения горных работ предприятиями угольной промышленности регулируются Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Переселение граждан из ветхого непригодного для проживания жилья осуществляется путем предоставления субсидий гражданам, включенным в Списки, составленные ликвидируемыми шахтами на дату принятия решения об их ликвидации. В указанных Правилах определены категории граждан, нуждающихся в переселении из ветхого жилья, - это граждане, проживавшие в данном жилье на день принятия решения о ликвидации шахты. Основными условиями для переселения граждан является их проживание и наличие регистрации в ветхом жилье на момент принятия решения о ликвидации шахты. <адрес> в <адрес> находится на горном отводе шахты им.Ленина. Решение о ликвидации шахты им.Ленина было принято ДД.ММ.ГГГГ Поскольку Списки составлялись работниками шахты позже, в них были включены проживающие на момент составления Списков граждане, имеющие регистрацию в ветхом жилом фонде, поэтому жена истца была включена в Списки. Требование о наличии регистрации прямо было предусмотрено в ранее действовавших «Временном порядке содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности» и Эталоне проекта ликвидации шахт (разрезов), утвержденного приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, который зарегистрирован в МЮ РФ ДД.ММ.ГГГГ №-ЮД. В этих правовых актах предусматривалось, что переселению подлежат граждане, проживающие и зарегистрированные в ветхих домах (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания в зоне влияния горных работ, в соответствии с ЖК РСФСР. Скорее всего, истец не был включен в Списки, поскольку был зарегистрирован по другому адресу. В настоящее время включить истца в дополнительные Списки не представляется возможным, поскольку все составленные ранее Администрацией <адрес> дополнительные Списки были возвращены Министерством энергетики РФ на том основании, что комплекс мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности в 2006-2010г.г. завершен, и переселению подлежат только граждане, включенные в действующие Списки. Что касается детей, то их мать включены в Списки, и они могут быть автоматически включены в Списки, если их мать представит в Администрацию свидетельства об их рождении. Просит разрешить спор на усмотрение суда.
Представитель Министерства энергетики в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.
Третьи лица Сушилина Т.И., Сушилина Я.Ю., Сушилин А.Ю., Сушилина Е.Г. были надлежащим образом извещены о явке в суд, и представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В данном случае требования истца сводятся к получению жилья за счет средств господдержки, выделяемых в рамках программы по реструктуризации угольной отрасли.
Выделение средств господдержки для переселения граждан из ветхого жилья связано с деятельностью угольных предприятий и приведением жилых помещений в непригодное для проживания состояние в результате ведения горных работ, и является лишь одним из направлений в сфере жилищной политики и самостоятельным вариантом обеспечения граждан жильем.
Обязательства государства по предоставлению другого благоустроенного жилья гражданам, чьи жилые помещения приведены в ветхое и непригодное для проживания состояние ведением горных работ ликвидируемыми шахтами, регулируется Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Так, в соответствии с п.п. «б» п.5 Правил, одним из направлений предоставления межбюджетных трансфертов является содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
При этом пунктом 6 Правил определено, что размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (в том числе и на переселение граждан из ветхого жилья), определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, и муниципальных программ создания новых рабочих мест.
Согласно п.п. «б» п.3 Правил, межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков при условии представления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики РФ сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.
В соответствии с п.8 Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Таким образом, предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам, а затем - предоставление гражданам из этих средств субсидий для приобретения другого жилья во всех случаях производится а основании Списков граждан, подлежащих переселению, составленных органами местного самоуправления и согласованных с Министерством энергетики РФ.
Согласно п.11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
До введения в действие в 2005 году вышеназванных Правил предоставления субвенций действовали другие правовые акты, определяющие категории граждан, подлежащих переселению - «Временный порядок содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности» и Эталон проекта ликвидации шахт (разрезов), утвержденный приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, который зарегистрирован в МЮ РФ ДД.ММ.ГГГГ №-ЮД. В этих правовых актах предусматривалось, что переселению подлежат граждане, проживающие и зарегистрированные в ветхих домах (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания в зоне влияния горных работ.
Как видно из приведенных норм, Правила предоставления субвенций, действующие в настоящее время, не содержат указаний на обязательное наличие регистрации граждан в ветхих жилых домах.
Судом установлено, что решение о ликвидации шахты им.Ленина ОАО «Ростовуголь» было принято ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> признан ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахтой им.Ленина.
Жена истца и мать их несовершеннолетних детей Альберта и Андрея Сушилина Я.Ю. является собственником 1/3 доли в праве на <адрес> в <адрес> на основании регистрационного удостоверения на л.д.3, проживает вместе со своей семьей и зарегистрирована по указанному адресу, а также включена в Списки на переселение.
Истец зарегистрирован вместе с детьми в указанной квартире ДД.ММ.ГГГГ
Из сообщений БТИ и Учреждения по регистрации прав на недвижимое имущество следует, что других жилых помещений за истицей и членами ее семьи не зарегистрировано (л.д.21-29).
Исходя из положений п.8 Правил, органам местного самоуправления предоставлено право ежегодно уточнять Списки жильцов домов, подлежащих сносу. При этом правовые нормы не устанавливают, в каких случаях и какие категории лиц имеют право на включение в Списки дополнительно к гражданам, уже включенным в Списки для переселения. Суд полагает, что поскольку истцы являются членами семьи Сушилиной Я.Ю. и проживали вместе с нею на день составления Списков, то они подлежат включению в Списки на переселение. Отсутствие или наличие регистрации граждан по определенному месту жительства само по себе не является каким-либо правоустанавливающим или правопресекающим обстоятельством, тем более что Правила предоставления субвенций не связывают наличие регистрации проживающих в ветхом жилье граждан с такими последствиями, как включение таких граждан в Списки для переселения.
Позиция Министерства энергетики РФ в отношении уточнения Списков на переселение усматривается в письме Департамента угольной и торфяной промышленности Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что комплекс мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности в 2006-2010г.г. завершен, и переселению подлежат только граждане, включенные в действующие Списки.
Несогласованный с Минэнерго РФ Список не является основанием для выделения субсидии на переселение истца с детьми.
Поскольку целью обращения истца является восстановление его и его детей нарушенного права, выразившегося в отказе во включении их в Списки для переселения, то суд считает, что восстановлением этого права будет являться включение истца с детьми в Список граждан для переселения из ветхого жилья, включая представление этого Списка для согласования в Министерство энергетики РФ, поскольку без согласования с Минэнерго РФ Списки не могут служить основанием для выделения истцу субсидии для приобретения жилья.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию <адрес> включить Удодик А.С., Сушилина А.А. и Сушилина А.А., проживающих в <адрес>, в Список на переселение граждан из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности по шахте им.Ленина ОАО «Ростовуголь», утвердить данный список и предоставить его в Министерство энергетики РФ для согласования.
Решение может быть обжаловано в Ростовский облсуд через Новошахтинский райсуд в течение 10 дней.
Судья (подпись)
Решение изготовлено 21 июля 2010г.
Копия верна:
Судья Г.А.Рождественская
Секретарь Е.В.Свичкарь