2-1552 об обязании назначить досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельнсти



Дело №2-1552/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«14» сентября 2010 года сл. Родионово-Несветайская

Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Говорун А.В.,

с участием истицы Тищенко Г.Н.,

представителей ответчика - Гончаровой Г.С., Шестак Л.В.,

при секретаре Белой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тищенко Г.Н. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> об обязании назначить досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности,-

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику и просила суд признать незаконным решение комиссии Государственного Учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес> от .. .. ... № и обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-Ф3 с даты обращения, то есть со .. .. ....

В обоснование своих требований истица ссылается на то, что она начала свою трудовую деятельность в 1987 году и работает непрерывно медицинским работником (в должностях врача по общей гигиене, врача-эпидемиолога) в сельской местности по настоящее время. Наличие у нее медицинского специального стажа подтверждается записями в ее трудовой книжке. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-Ф3 досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа независимо от их возраста.

.. .. ..., имея льготного стажа более 25 лет, она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27.1.20 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-Ф3. Решением Комиссии № от .. .. ... ей было отказано в назначении пенсии. Отказ в назначении пенсии комиссия мотивирует тем, что ее специальный стаж составляет менее 25 лет, исключая при этом периоды ее работы в должности врача-дезинфектолога филиала в <адрес> ГУ Дезинфекционная станция в <адрес> с .. .. ... - по .. .. ... и в филиале <адрес> ФГУЗ Дезинфекционная станция в <адрес> с .. .. ... - по .. .. ..., а период работы в должности врача по общей гигиене Центра Госсанэпиднадзора в <адрес> и <адрес> с .. .. ... - по .. .. ... засчитывает с кодом льготы как в городской местности.

С решением комиссии она не согласна, считает, что ответчик незаконно и необоснованно исключил из специального стажа вышеуказанные периоды работы. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. №11-П указано, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, направлено, главным образом на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию как форма собственности (т.е. зависят от того являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39.

Действующим Списком должностей и учреждений, работа в которых насчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 г. №449) в графе «Наименование должностей» предусмотрены «врачи-специалисты всех наименований, кроме врачей-статистиков», а в графе «Наименование учреждений» в пункте 8 «Центры» поименован и Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (независимо от территориальной и ведомственной принадлежности), а в пункте 24 значится «Дезинфекционная станция». Соответствие занимаемой ею должности и наименование организаций в которых она работала, ответчиком не оспаривается. Однако, ссылаясь на Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. №555, ответчик вышеуказанные периоды ее работы в дезинфекционной станции не засчитывает в специальный стаж работы только на том основании, что за период с .. .. ... - по .. .. ... и с .. .. ... - по .. .. ... работодатель при сдаче индивидуальных сведений не указал «код льготы», а с .. .. ... - по .. .. ... применяет код льготы как работа в городе. С таким решением она не согласна, так как ее вины в том, что работодателем не был или неверно указан «код льготы» при сдаче индивидуальных сведений нет, а внести изменения в индивидуальные сведения в настоящее время не представляется возможным в связи с ликвидацией вышеуказанных организаций.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 г. № 9-П пункт 1 статьи 10 Федерального Закона от 17.12.2001 г. признан не соответствующим Конституции РФ, то есть недопустимо установление различий в условиях приобретения пенсионных прав - в зависимость от того, насколько добросовестно страхователь (работодатель) исполнил свои обязанности. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ законодатель, осуществляя регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан, в том числе и необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно обоснованны и оправданы конституционно значимыми целями, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 3 июня 2004 г. №11-П, от 23 декабря 2004 г. №19-П и др.).

Расчет ее специального медицинского стажа работы следующий: с .. .. ... - по .. .. ... - в должности врача по общей гигиене поликлиники <адрес>ной больницы в льготном порядке 1 год за 1 год 3 месяца -5 лет 4 месяца 28 дней; с .. .. ... - по .. .. ... - в должности санитарного врача по общей гигиене по обслуживанию <адрес> в льготном порядке 1 год за 1 год 3 месяца -9 лет 10 месяцев 22 дня; с .. .. ... - по .. .. ... - в должности врача по обшей гигиене по обслуживанию <адрес> в календарном порядке - 11 месяцев 8 дней; с .. .. ... - по .. .. ... - в должности врача по общей гигиене по обслуживанию <адрес> в календарном порядке - 1 год 5 месяцев 8 дней; с .. .. ... - по .. .. ... - в должности врача по общей гигиене по обслуживанию <адрес> в календарном порядке - 1 год 2 месяца 10 дней; с .. .. ... - по .. .. ... - в должности врача по общей гигиене по обслуживанию <адрес> в календарном порядке - 5 месяцев 6 дней; с .. .. ... - по .. .. ... - в должности врача-эпидемиолога поликлиники <данные изъяты> в календарном порядке - 7 месяцев 13 дней; с .. .. ... - по .. .. ... - в должности врача-эпидемиолога поликлиники <данные изъяты>» в календарном порядке - 3 месяца 8 дней; с .. .. ... - по .. .. ... - в должности врача-эпидемиолога поликлиники <данные изъяты> в календарном порядке - 2 месяца 11 дней; с .. .. ... - по .. .. ... - в должности врача-дезинфектолога в филиале <адрес> ФГУЗ Дезинфекционная станция в <адрес> в календарном порядке - 1 год 5 месяцев 29 дней; с .. .. ... - по .. .. ... - в должности участкового врача-фтизиатра по <адрес> в календарном порядке - 3 года 5 месяцев 2 дня. Итого специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составляет - 25 лет 3 месяца.

В судебном заседании истица подержала свои исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представители ответчика - начальник отдела назначения выплат пенсии оценки пенсионных прав застрахованных лиц ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> - Шестак Л.В. и главный специалист-эксперт юрисконсульт лиц ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> - Гончарова Г.С., действующие на основании доверенности № от .. .. ..., исковые требования истицы не признали и просили в их удовлетворении отказать, ссылаясь на основания, изложенные в представленном в материалы дела письменном отзыве.

Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования истицы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.2 ст.39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Пенсионное обеспечение граждан на территории РФ с 01 января 2002 года осуществляется в соответствии с ФЗ РФ №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии со ст.7 ФЗ №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В силу п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона №173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

При определении права на досрочное пенсионное обеспечение применяются нормы действующего законодательства, то есть Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 и от 11.07.2002 г. №516.

В соответствии с пунктом 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

На основании пункта 5 этих же Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Другие отпуска (учебные, без сохранения заработной платы и т.д.) в специальный стаж не включаются.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования.

К таким нормативным правовым актам относятся: Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет»; Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», регулировавшее пенсионное обеспечение педагогических работников за периоды работы до .. .. ....

В судебном заседании было установлено, в трудовой книжке истицы и представленных справках работодателей, подтверждающих трудовой стаж Тищенко Г.Н., протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от .. .. ..., указаны следующие сведения о ее работе в исследуемые (спорные) периоды: с .. .. ... по .. .. ... в должности врача-дезинфектолога филиала в <адрес> <данные изъяты>; с .. .. ... - по .. .. ... в должности врача-дезинфектолога в филиале <адрес> <данные изъяты>; с .. .. ... - по .. .. ... в должности врача по общей гигиене в <данные изъяты> <адрес> (л.д.9-20, 26-28).

Кроме того, как следует из трудовой книжки истицы и представленных документов, общий страховой стаж Тищенко Г.Н. составляет более 30 лет, что не оспаривается представителем ответчика.

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от .. .. ... за № (л.д. 26-28), Тищенко Г.Н. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности из-за отсутствия требуемых 25 лет специального стажа.

Также в протоколе указано, что период работы заявительницы в должности врача-дезинфектолога филиала в <адрес> ГУ <данные изъяты> с .. .. ...- по .. .. ... и филиале в <адрес> <данные изъяты> с .. .. ... - по .. .. ... не могут быть засчитаны в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости так как стаж работы, как общий, так и специальный, после регистрации застрахованного лица в системе персонифицированного учета засчитывается только на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Согласно выписке из лицевого счета заявительницы дата ее регистрации в системе государственного пенсионного страхования .. .. ..., следовательно, все сведения о периодах и характере работы должны засчитываться только по данной выписке. Филиал <данные изъяты> был зарегистрирован в <адрес>, имел самостоятельный регистрационный номер, но никаких сведений о лицах, претендующих на льготное пенсионное обеспечение, не предоставлял. В настоящее время организация ликвидирована (приказ от .. .. ... № о закрытии филиалов). Период работы заявительницы в должности врача по общей гигиене в <данные изъяты> и <адрес> с .. .. ... - по .. .. ... в индивидуальных сведениях указан с кодом льготы в городской местности, поэтому в подсчет льготного 25-летнего стажа работы в сельской местности не может быть принят.

Судом были исследованы все представленные документы, касающиеся спорных периодов работы истца, а также показания свидетелей, что позволяет в этой части не согласиться с мнением ответчика, по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Суд отмечает, что соответствие занимаемых истицей должностей и наименований организаций, в которых она работала, ответчиком не оспаривается.

Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истица пояснила, что в спорные периода она работала непосредственно в <адрес>, то есть в сельской местности. Доводы и пояснения истицы в этой части подтверждаются материала дела, показаниями свидетелей, и ответчиком не опровергнуты.

Так в судебном заседании свидетель К.Т.В. пояснила, что она работала в Госсанэпиднадзоре с 1971 года по февраль 2010 года. Она работала в лаборатории по адресу <адрес> <данные изъяты>. С Тищенко Г.Н. она работала с <данные изъяты> года по июнь <данные изъяты> года. Истица работала санитарным врачом в сельской местности.

Свидетель Д.С.Г. в судебном заседании пояснил, что он работает в филиале дезинфикционной станции <адрес> в <адрес>. Ему известно, что Тищенко Г.Н. работала в филиале <адрес> дезинфикционной станции <адрес> врачом-дезинфектологом. В 2006 году этот филиал был ликвидирован.

Оснований подвергать сомнению показания указанных свидетелей у суда не имеется, поскольку их показания согласуются с материалами дела, какой-либо их личной заинтересованности в исходе дела судом не установлено.

Суд не может согласиться с доводами ответчика о невозможности включения периодов работы истицы в должности врача-дезинфектолога филиала в <адрес> <данные изъяты> с .. .. ...- по .. .. ... и филиале в <адрес> <данные изъяты> с .. .. ... - по .. .. ..., поскольку факт не предоставления работодателем сведений о лицах, претендующих на льготное пенсионное обеспечение (отсутствие кода льготы), сам по себе не может ограничивать право работника на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как обязанность по предоставлению данных сведений возлагается не на работника, а непосредственно на работодателя.

Представителями ответчика в судебном заседании не представлено суду доказательств, опровергающих показания истицы и свидетеля Д.С.Г. о том, что Тищенко Г.Н. в указанные периоды работала в сельской местности, в должности и в учреждении, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Суд полагает, что период работы истицы в должности врача по общей гигиене в <данные изъяты> и <адрес> с .. .. ... - по .. .. ... также подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

То обстоятельство, что в индивидуальных сведениях работодателем этот период работы указан с кодом льготы в городской местности, не может служить основанием для отказа истице в иске, поскольку достоверно установлено и подтверждается показаниями свидетеля К.Т.В., что Тищенко Г.Н. работала в спорный период в должности врача по общей гигиене в сельской местности.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что расчет трудового стаж истицы для назначения досрочной трудовой пенсии будет следующим: с .. .. ... - по .. .. ... - в должности врача по общей гигиене поликлиники <адрес>ной больницы в льготном порядке 1 год за 1 год 3 месяца - 5 лет 4 месяца 28 дней; с .. .. ... - по .. .. ... - в должности санитарного врача по общей гигиене по обслуживанию <адрес> в льготном порядке 1 год за 1 год 3 - 9 лет 10 месяцев 22 дня; с .. .. ... - по .. .. ... - в должности врача по общей гигиене по обслуживанию в должности врача-эпидемиолога поликлиники <данные изъяты> в календарном порядке - 11 месяцев 8 дней; с .. .. ... - по .. .. ... - в должности врача по общей гигиене по обслуживанию <адрес> в календарном порядке - 1 год 5 месяцев 8 дней; с .. .. ... - по .. .. ... - в должности врача-эпидемиолога поликлиники <данные изъяты> в календарном порядке - 7 месяцев 13 дней; с .. .. ...- по .. .. ... - в должности врача-эпидемиолога поликлиники <данные изъяты> в календарном порядке -3 месяца 8 дней; с .. .. ...- по .. .. ... - в должности врача-эпидемиолога поликлиники <данные изъяты> в календарном порядке- 2 месяца 11 дней; с .. .. ...- по .. .. ... - в должности участкового врача-фтизиатра по <адрес> в календарном порядке - 3 года 5 месяцев 2 дня; с .. .. ... по .. .. ... в должности врача-дезинфектолога филиала в <адрес> <данные изъяты> - в календарном порядке 5 месяцев 6 дней; с .. .. ... - по .. .. ... в должности врача-дезинфектолога в филиале <адрес> <данные изъяты> - в календарном порядке 1 год 5 месяцев 29 дней; с .. .. ... - по .. .. ... в должности врача по общей гигиене в <данные изъяты> и <адрес> - в календарном порядке 1 год 2 месяца 10 дней.

В общей сложности, с учетом льготного порядка исчисления, специальный стаж работы истицы на день обращения за назначением досрочной трудовой пенсии, составляет <данные изъяты>

Доводы ответчика о необходимости отказа истице в удовлетворении ее требований, суд во внимание не принимает, поскольку отказ истице в иске повлечет ограничение ее конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Поскольку с учетом спорных периодов истица имеет необходимый 25-летний стаж работы для досрочного назначения пенсии по старости, суд считает необходимым признать незаконным решение Комиссии Государственного Учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес> от .. .. ... №, обязать ответчика назначить и производить выплату истице с .. .. ... (дата обращения с заявлением о назначении пенсии) досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-Ф3.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173 от 17.12.2001, суд

Р Е Ш И Л:

Решение комиссии Государственного Учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес> № от .. .. ... об отказе Тищенко Г.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости признать незаконным.

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> назначить Тищенко Г.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-Ф3 и производить ее выплату с .. .. ....

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Родионово-Несветайский судебный участок Новошахтинского районного суда в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: А.В. Говорун

Решение изготовлено в окончательной форме 20 сентября 2010 года.