о защите жилищных прав и взыскании компенсации морального вреда



Дело № 2-536-2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 мая 2011 года. г.Новошахтинск

Судья Новошахтинского районного суда Ростовской области

Рождественская Г.А.

с участием представителя истца Стыций В.Г.

при секретаре Свичкарь Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Никульникова С.И. к Министерству регионального развития РФ, Администрации Ростовской области и Администрации города Новошахтинска о защите жилищный прав и взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском, в котором первоначально просил признать незаконными действия ответчиков - Администрации г.Новошахтинска и Администрации Ростовской области по разрешению вопроса выделения ему как инвалиду ХХХ группы государственного жилищного сертификата в 2010 г., по регистрации и учету его как инвалида ХХХ группы для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, поскольку их действия противоречат Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 879 от 10.12.2002 г., обязать ответчиков - Администрацию Ростовской области и Министерство регионального развития РФ выдать в 2010 г. ему как инвалиду ХХХ группы государственный жилищный сертификат на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения, взыскать с ответчиков - Администрации г.Новошахтинска и Администрации Ростовской области компенсацию морального вреда в размере по ХХХ руб. с каждого за издевательства над его социальными правами, поскольку по вине ответчиков он не имеет своего жилья, в связи с чем ему причинены нравственные и физические страдания. Впоследствии истец уточнил заявленные требования, и просил признать незаконными действия ответчиков по игнорированию ст. 2 ФЗ № 125-ФЗ от 25.10.2002 г., п.2,3 Постановления правительства РФ № 879 от 10.12.2002 г., п.3 п.п. «в», п.19 п.п. «е», п.24, 26,29 Постановления Правительства № 153 от 21.03.2006 г. по несоблюдению очередности предоставления жилищной субсидии в виде социальной выплаты на приобретение жилья ему как инвалиду ХХХ группы. В обоснование своих требований истец указал, что он является инвалидом ХХХ группы, выехал из районов Крайнего Севера в ХХХ г., имея при этом стаж работы более ХХХ лет, в г. Новошахтинске проживает с ХХХ г., не имя собственного жилья. В ХХХ г. им были поданы в Администрацию г. Новошахтинска заявления о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение гособязательств по обеспечению жильем категорий граждан,установленных Федеральным Законодательством» и заявление о выделении сертификата в 2010 г. Однако, вопрос об обеспечении его жильем в 2010 г. не разрешен, несмотря на то, что первично он состоял на учета в ХХХ г., повторно был взят на учет администрацией г.Новошахтинска в ХХХ г., в связи с утратой его первичных документов. По данным Администрации г. Новошахтинска, номер его очередности по категории инвалид - первый, согласно ответа Администрации г. Новошахтинска № ХХХ от ХХХ г. В ХХХ 2010 г. он обратился в администрацию г. Новошахтинска за результатом рассмотрения его заявлений, где ему было разъяснено, что ему отказано в выдаче сертификата в 2010 г. по той причине, что его очередь еще не подошла. Он считает, что ответчиками нарушены нормы федерального законодательства, поскольку он должен состоять на учета по категории инвалид, тогда так Администрацией г. Новошахтинска взят на учет по категории пенсионер, что является незаконным. В результате указанных действий нарушается, соответственно, и очередность получения жилищного сертификата. Вышеуказанные действия ответчиков являются издевательством над его социальными правами. Он, являясь инвалидом,, не имеет своего жилья и вынужден скитаться в поисках съемных квартир, ухудшается его физическое и психическое состояние.

Позже истец изменил свои требования, и окончательно просит:

- признать за ним право на участие в подпрограмме «Выполнение гособязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. №675 - начиная с 2006 года, по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по субъекту РФ «Ростовская область», как лицо, имеющее первоочередное право на получение государственного жилищного сертификата под номером 1, как инвалида ХХХ группы с ХХХ года;

- обязать государственного заказчика подпрограммы Минрегион России осуществить выпуск государственного жилищного сертификата и издать приказ о выдаче сертификата на обеспечение жильем северянина Никульникова С.И. за счет денежных средств федерального бюджета на 2011 год, заложенных в государственный бюджет РФ 2011 года - в обеспечение исполнений решения суда, где ответчиками выступают органы государственной власти РФ, и направить данный бланк сертификата в орган исполнительной власти - Администрацию Ростовской области, не позднее 2-х месячного срока со дня вступления в законную силу решения суда по данному делу;

- обязать Администрацию Ростовской области произвести оформление бланка сертификата на имя северянина Никульникова С.И. на обеспечение его жильем за счет средств федерального бюджета, и передать сертификат органу местного самоуправления - Администрации г.Новошахтинска в двухмесячный срок со дня получения бланка сертификата для вручения Никульникову С.И.;

- обязать Администрацию г.Новошахтинска вручить государственный жилищный сертификат Никульникову С.И. в 3-дневный срок с момента передачи и поступления сертификата в Администрацию Ростовской области;

- взыскать с Минрегион России в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 300 000 рублей, поскольку он по вине ответчика вынужден скитаться по квартирам, не имея своего жилья, в связи с чем несет физические и нравственные страдания, будучи инвалидом 2 группы и тяжелобольным человеком.

Истец в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, в предоставленном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие с участием его представителя Стыций В.Г. Дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке ст.167 ГПК РФ.

Представитель истца Стыций В.Г. в судебном заседании заявленные требования истца подержал в полном объеме. Пояснил, что истец Никульников С.И. проработал в Республике ХХХ более 15 лет, ведомственную квартиру он там сдал и выехал из района Крайнего Севера. С этого времени он жильем не обеспечен. Он стал проживать в г.Новошахтинске с ХХХ года, он сразу обратился в Администрацию города и подал заявление о постановке его на жилищный учет как северянина. Примерно через 1,5-2 года он поинтересовался движением очередности, ему сказали - рано. В ХХХ году он стал инвалидом ХХХ группы. В 2000 году он потребовал предоставить ему информацию о том, каким на очереди он состоит, и оказалось, что на учете он не состоит, и его документы потеряли. Он в ХХХ году вновь подал заявление со всеми документами, включая справку об инвалидности, о чем указано в его заявлении, и его в октябре ХХХ. вновь поставили на очередь. Из ответа Администрации г.Новошахтинска от ХХХ. видно, что в это время он состоял в очереди на получение сертификата в списках под г.Новошахтиску под номером 1. Поскольку квартира ему так и не предоставлялась, он стал писать жалобы в Администрации города Новошахтинска и Ростовской области, в прокуратуру, президенту РФ, лидеру ЛДПР Жириновскому, в Министерство. Ему отвечали, что он не имеет права на первоочередное получение сертификата, потому что он не является выезжающим из районов Крайнего Севера. При этом ссылались на разъяснение Минрегиона России от 06.04.2007г. - на том основании, что он не является инвалидом от трудувечья. В постановлении Правительства РФ №879 от 2002г., утвердившему Положение о регистрации и учете, указано, что списки должны вестись по категориям, и установлена их форма. Истец должен быть включен в отдельные списки по городу и области, предусмотренные п.17.19 - по категории «инвалиды». Списки должны формироваться таким образом в Администрации города, и представляться в областную Администрацию. А истец в отдельный список инвалидов включен не был. Он обращался в Администрацию области с просьбой предоставить такие списки, но ему ответили, что это конфиденциальная информации. Однако правовыми нормами установлено, что эти списки должны вывешиваться для доступа информации. Истец проситм признать за ним такое право с 2006 года, потому что в этом году вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.03.2006г. №153. Представитель Администрации г.Новошахтинска ранее в судебных заседаниях утверждал, что, кроме Никульникова С.И., ХХХ в списках не значится. Истец требовал в Администрации Ростовской области предоставить сведения о том, сколько инвалидов среди граждан-северян состоит в Списках, и с какого времени - и ответа так и не получил. За последний год в Ростовскую область было выдано 5 сертификатов по категории «пенсионеры», это значит, что инвалидам сертификаты не выдавались, а значит, инвалидов больше нет. В противном случае сертификаты в первую очередь были бы выданы инвалидам, у которых преимущественное право перед пенсионерами на их получение. В соответствии с разделом 3 постановления Правительства РФ №153 государственный заказчик на основании заявок и с учетом графика выпуска сертификатов издает приказ и направляет соответствующее количество бланков органам государственной власти. Считает, что ответчик Минрегион должен выдать сертификат не на основании заявки, а по судебному решению, и переслать его в Ростовскую область для последующего вручения Никульникову С.И. В противном случае дело еще затянется неизвестно на какое время. Из-за неправомерных действий ответчиков истец с ХХХ года никак не может добиться справедливости, в связи с чем испытывает переживания, находится в стрессовых ситуациях, постоянно лежит в больницах. Он уже доведен до отчаяния. Он является инвалидом, а перенесенные переживания ухудшают его состояние здоровья. Он вынужден скитаться по квартирам, больной, поэтому его никто не хочет пускать на квартиру и прописывать. Он испытывает чувство несправедливости, ведь Минрегион должен контролировать деятельность органов исполнительной власти, а вместо этого покрывает беззаконие. Именно Минрегион дал истцу разъяснения, что он не имеет первоочередного права на получение сертификата как инвалид. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994г. №10 указано, что под моральным вредом понимаются действия или бездействия граждан, посягающие на принадлежащие гражданам нематериальные блага - в частности, здоровье. Считает, что в данном случае имеются все основания для взыскания компенсации морального вреда.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были надлежащим образом извещены, о причинах неявки суду не сообщили, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Статьей 1 вышеуказанного Закона определено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет. Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются.

Аналогичные положения установлены п.п. «з» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153. Указанным подпунктом также установлены категории граждан РФ, имеющие право на участие в подпрограмме, причем эти категории указаны в определенной последовательности. Между тем изложенная в данной правовой норме последовательность не означает последовательность (очередность) предоставления гражданам жилищных субсидий.

Если в статье 1 Закона РФ №125-ФЗ указаны основания и условия приобретения права на получение жилищной субсидии, то в статье 2 определена очередность предоставления субсидий по отдельным категориям среди имеющих право на получение этой субсидии.

Так, статьей 2 Закона РФ №125-ФЗ установлено, что:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации;

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;

в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Ростовская область не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

А поскольку указанная в ст.2 Закона категория граждан, имеющих право на получение субсидий в первую очередь, может относиться только к гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера (городов, поселков, с полярных станций, закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации), то она неприемлема к Ростовской области.

Поэтому в Ростовской области первоочередное право на получение жилищной субсидии имеют граждане, признанные инвалидами I и II групп, а также инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона.

Участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.

В соответствии с п.19 указанных Правил.., для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение субсидий), заявление об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают указанные в данном пункте документы.

В судебном заседании установлено, что истец Никульников С.И. является инвалидом ХХХ группы вследствие общего заболевания, инвалидность впервые установлена в ХХХ г. - бессрочно, имеет стажа ХХХ календарных лет в районах Крайнего Севера.

ХХХ г. истцом подано заявление в Администрацию г. Новошахтинска о постановке его на учет для получения жилой площади, в данном же заявлении им указано, что он является инвалидом ХХХ группы от общего заболевания.

В связи с этим, учитывая изложенные судом положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что истец имеет права состоять в Списках по категории «инвалиды», то есть имеет право на получение субсидии в первоочередном порядке. Однако, в нарушение действующего законодательства, он состоит в очередности по категории «пенсионеры», тогда как указанная категория граждан имеет право на получение жилищных сертификатов только при условии обеспечения сертификатами граждан по категории «инвалиды».

До настоящего времени истец таким сертификатом не обеспечен.

Сведений о том, что среди состоящих на учете граждан имеются лица, имеющие преимущества перед истцом и обладающие правом на получение государственного жилищного сертификата ранее истца, суду ответчиками не представлено.

Исходя из изложенного, суд полагает признать такое право за истцом. Указанное право истца возникло с 2006 года, то есть с принятием постановления Правительства РФ от 21 марта 2006г. №153 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЬЕМ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002 - 2010 ГОДЫ».

Указанным правовым актом также предусмотрен порядок выпуска и получения гражданами государственных жилищных сертификатов - это формирование сводных списков граждан по категориям органами местного самоуправления, их выпуск, распределение и направление в органы местного самоуправления.

Однако, учитывая, что этот порядок приемлем для внесудебных правоотношений, а нарушенное право истца существует в течение длительного периода времени, а также то обстоятельство, что ответчиками не представлено доказательств тому, что у других граждан имеется преимущественное право на получение жилищных сертификатов по сравнению с правом истца, суд полагает удовлетворить требования истца о выпуске для него сертификата и вручение ему этого сертификата во внеочередном порядке, определив для выпуска сертификата срок до 31.10.2011г. - с учетом необходимого времени на оформление его выпуска.

Что касается требований о компенсации морального вреда, то суд не находит оснований для их удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии со ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В данном случае законом не предусмотрена возможность компенсации морального вреда в случае нарушения жилищных прав граждан.

Судом также не установлено посягательств со стороны ответчиков на личное нематериальное благо истца - здоровье.

В связи с изложенным суд полагает в этой части требований отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Никульниковым С.И., являющимся инвалидом ХХХ группы, право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г., по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по субъекту Российской Федерации Ростовской области - как лица, имеющего с 2006 года первоочередное право на получение государственного жилищного сертификата.

Обязать Министерство регионального развития РФ в срок не позднее ХХХ. за счет средств федерального бюджета на 2011 год в установленном порядке целевым назначением выделить государственный жилищный сертификат Никульникову С.И., и направить его в Администрацию Ростовской области для последующего вручения Никульникову С.И.

Обязать Администрацию Ростовской области и Администрацию города Новошахтинска в установленном законом порядке и в установленный законом срок вручить государственный жилищный сертификат Никульникову С.И..

В остальной части иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский райсуд в течение 10 дней.

Судья

Решение изготовлено 27 мая 2011г.