Дело №2-974-11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 июня 2011 года Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Селицкой М.Ю., с участием представителя истцов - адвоката Еремеевой В.Н., представившей удостоверение №.. и ордер №.. от 25.05.2011 года, представителя ответчика Беспалого Ю.А., при секретаре Ларковой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоконь А.И., Белоконь Н.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Белоконь М.А. и Белоконь Д.А. к Администрации г.Новошахтинска о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, третье лицо - Министерство энергетики РФ, У С Т А Н О В И Л: Истцы обратились с иском в суд, в котором просили обязать Администрацию города Новошахтинска заключить с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме установленной Министерством энергетики РФ во третьем квартале 2011 года, а также обязать Администрацию города Новошахтинска до 30.09.2011 года произвести перечисление денежных средств по договору о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков заключенному с ними. В обоснование своих требований указали, что их семья проживает в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности по шахте «Западная-Капитальная» ОАО «Ростовуголь» и включена в список на переселение… Дом, в котором они проживают, находиться в аварийном состоянии. В квартире отсутствует водоснабжении, нет канализации, отопление печное, угловая комната постоянно сыреет, на стенах и полах грибок и трещины. Туалет находится на улице. Согласно предварительному графику, установленного Администрацией города Новошахтинска, срок их переселения был предусмотрен на 2010 год. В 2010 году они обращались к ответчику с заявлением о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке. Однако им было отказано, по причине израсходования финансовых средств. В 2011 году они снова обратились в Администрацию по тому же вопросу, и им был предоставлен ответ, в котором сказано, что их семья будет переселена в последующих финансовых годах, то есть неизвестно когда. Однако из их дома уже переселены семьи. В настоящее время в доме проживает их семья и еще одна семья, то есть дом практически пустой. Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан, в составе утвержденных проектов ликвидации шахт. В соответствии с указанными Правилами получателями средств федерального бюджета по направлениям финансирования «Снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности»; «Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого», являются органы местного самоуправления. Формирование, уточнение списков, а также установление очередности предоставления социальных выплат, является исключительным правом местного самоуправления - получателя бюджетных средств, то есть Администрации г. Новошахтинска. В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428, гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям настоящего пункта (в том числе в сельской местности) выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома. В судебное заседание истцы не явились, о времени и месте рассмотрения дела были надлежащим образом извещены, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, с участием адвоката Еремеевой В.Н. Дело рассмотрено в отсутствие истцов в порядке ст. 167 ГПК РФ. В судебном заседании представитель истцов - адвокат Еремеева В.Н. поддержала заявленные требования своих доверителей по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что Администрация <адрес> не исполняет ею же установленные сроки переселения, уклоняется от заключения договора на приобретение жилья на вторичном рынке, хотя несколько семей из ветхого дома её доверителей уже переселены, поэтому отказ в переселении истцов считает несостоятельным. В доме истцов в настоящее время проживать невозможно, что подтверждается техническим заключением ООО «Партнер», приобщенным к материалам дела. Представитель ответчика Администрации г.Новошахтинска Беспалый Ю.А., действующий на основании доверенности №.., в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что действительно имеется график переселения семей, установленный Администраций г.Новошахтинска. Денежные средства, которые были выделены в текущем году на переселение из ветхого жилья в сумме 75346,2 млн. рублей, администраций уже распределены и использованы. Следующее финансирование будет в первом квартале 2012 года. Считает, что право истцов Администрацией не нарушено, просит в иске отказать. Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен был надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением. Возражений по делу не представил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ. Выслушав представителя истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что истцы проживают в ветхом, подлежащем сносу доме по <адрес>, и включены в Списки граждан, подлежащих переселению…, утвержденном приказом Росэнерго от 22.09.2004 года № 53. В соответствии с предварительным графиком переселения граждан из ветхих жилых домов по проектам ликвидации шахт на период до 2010 года, они должны были быть переселены в 2010 году. Согласно письму первого заместителя Главы Администрации города Новошахтинска от 17.06.2010 года №.., средства федерального бюджета, выделенные в текущем (2010) году на переселение из ветхого жилья, уже распределены в полном объеме (квартальные списки граждан на переселение сформированы и отправлены в ФГУ «ГУРШ» в г.Москву для прохождения проверки. Поэтому вопрос о включении истцов в списки на переселение, в Ом числе и на вторичный рынок, может быть рассмотрен только при поступлении финансирования в следующем финансовом году, или в случае поступления дополнительного финансирования в текущем году (л.д.7). Из письма начальника отдела жилищной политики Администрации города Новошахтинска от 18.03.2011 года №.. следует, что семья истцов состоит в общем списке на переселение граждан из ветхого жилья….., утвержденном приказом Росэнерго от 22.09.2004 года № 53. Согласно «Предварительному графику переселения граждан из ветхих жилых домов по проектам ликвидации шахт на период до 2010 года», переселение граждан, проживающих по <адрес> планировалось в 2010 году. Однако в настоящее время средства федерального бюджета на переселение граждан из ветхого жилья значительно уменьшены, а срок переселения граждан продлен Министерством энергетики РФ до 2010 года с перспективой до 2015 года. Учитывая сложившуюся ситуацию с финансированием в 2011 году, истцы будут переселены в последующих финансовых года (л.д.6). Суд не может согласиться с данной позицией по следующим основаниям. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за №840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение Федерального закона РФ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействии в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с пунктами 5 и 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 г. №428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. В соответствии с п.12 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 года №428, орган местного самоуправления шахтерского города (Администрация города) или поселка заключает с гражданами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике. В соответствии с п.13 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 года №428, гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома. Из изложенного выше следует, что законодатель, предусматривая выделение денежных средств для предоставления социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, не определяет приоритетные направления, наравне с приобретением жилья на первичном рынке указывается и вторичный, в связи с чем ограничивая свободу истцов в выборе жилья, предоставляемого для переселения из ветхого, и навязывая по непонятным суду причинам, переселение именно в строящиеся дома, Администрация г. Новошахтинска действует вразрез с действующим законодательством, ограничивая при этом конституционное право истцов на жилище. В связи с изложенным выше, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, но в связи с тем, что денежные средства, выделенные на переселение в 2011 году, уже распределены, приходит к выводу о возложении обязанности на ответчика по заключению договора в первом квартале 2012 года, то есть до 31.03.2012 года, поскольку данный срок полагает более разумным, иное разрешение данного вопроса привело бы к неисполнимости данного решения суда. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Администрацию г.Новошахтинска заключить с Белоконь А.И., Белоконь Н.В., Белоконь М.А. и Белоконь Д.А. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме установленной Министерством энергетики РФ в первом квартале 2012 года. Обязать Администрацию г.Новошахтинска до 31.03.2012 года произвести перечисление денежных средств по договору о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков заключенному с Белоконь А.И., Белоконь Н.В., Белоконь М.А. и Белоконь Д.А.. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд в течение 10 дней. Судья Решение изготовлено 21 июня 2011 года