Дело №2-924-11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 июня 2011 года Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Селицкой М.Ю., с участием истца Никиша Ю.В., при секретаре Ларковой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никиша Е.А., Никиша Ю.В. к администрации г.Новошахтинска об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке жилья, У С Т А Н О В И Л: Истцы обратились с иском в суд, в котором просили обязать Администрацию города Новошахтинска заключить с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. В обоснование своих требований указали, что они, Никиша Е.А. и Никиша Ю.В., мать и сын проживают в домовладении № по <адрес>, собственником 1/4 доли данного домовладения является Никиша Е.А.. На техническое состояние жилого <адрес> негативно повлияла технологическая деятельность одного из угольных предприятий ОАО «Ростовуголь» - шахты Самбековская, попавшего под реструктуризацию угольной промышленности. В результате этой технологической деятельности шахты <адрес> стал аварийным, непригодным для проживания по критериям безопасности и включен по решению Новошахтинского районного суда от 16.12.2008 года в список домов, жильцы которых подлежат переселению по программе местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Со дня вынесения решения суда прошло более двух лет, но вопрос о предоставлении социальной выплаты для их переселения из аварийного жилья до настоящего времени не разрешен. Они по вопросу предоставления им социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке жилья обращались к ответчику - администрации г. Новошахтинска, в администрацию Ростовской области, но положительного решения так и не получили. В 2010 году при посещении Никиша Ю.В. отдела по вопросам реструктуризации предприятий угольной промышленности и предоставлению жилья ответчика предлагалось предоставить социальную субсидию на получение жилья в многоквартирном доме на пос. Новая Соколовка. Но это предложение он посчитал неприемлемым, так как его матери - Никиша Е.А. идет 92-й год, она ежедневно нуждается в помощи близких, родной дочери, четырех внуков, проживающих на пос. Самбек г. Новошахтинска и на этом поселке они желали бы приобрести жилье на вторичном рынке жилья, истратив на покупку жилья на пос. Самбек социальную субсидию. После их отказа истратить социальную субсидию на покупку жилья в многоквартирном доме на пос. Новая Соколовка, ответчик отказывается решать в обозримом будущем вопрос с предоставлением им социальной субсидии на приобретение жилья на вторичном рынке. Они полагают, что предлагавшееся им на пос. Новая Соколовка жилье построено за счет социальной субсидии других граждан, которым по какой-то причине данное жилье не подошло. Они имеют право выбора на то, как потратить социальную субсидию на приобретение жилья, согласно пункта 13 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428 - «13. Гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта...». Но для этого ответчик - администрация г. Новошахтинска обязан выполнить по отношению к ним требования пункта 12 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428 - «12. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации». Добровольно ответчик отказывается с ними заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития, решает вопросы с заключением вышеназванного договора по непонятным им правилам и в неизвестные сроки. Такая неопределенность ответчика по выполнению его обязанности заключить с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития, не может продолжаться, и у суда имеются основания решить вопрос о сроках заключения с ними договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития. Кроме того, <адрес>, из которого их должны переселить, реально опасен для проживания, ежедневно трещит, садится и их безопасность во время проживания никем не гарантирована и ничем не обеспечена, потому что ответчик забыл о своей обязанности заботиться об их безопасности и как можно быстрее переселить их из аварийного дома. Другого жилья, кроме того, в котором они живут, у них нет, поэтому ответчик должен совершить в 2011 году определенные обязательные действия по отношению к ним, предусмотренные пунктом 12 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428. В судебное заседание истица Никиша Е.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была надлежащим образом извещена. Дело рассмотрено в отсутствие истицы Никиша Е.А. в порядке ст. 167 ГПК РФ. В судебном заседании истец Никиша Ю.В. поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что администрация г. Новошахтинска не исполняет ею же установленные сроки переселения, уклоняется от заключения договора на приобретение жилья на вторичном рынке, хотя несколько семей из их ветхого дома уже переселены, поэтому отказ в их переселении считает несостоятельным. В доме истцов в настоящее время проживать невозможно, что подтверждается фотографиями, приобщенными к материалам дела. Его мать - Никиша Е.А. .. .... года рождения, по состоянию здоровья и возрасту самостоятельно не передвигается и не обслуживает себя, нуждается в постоянном постороннем уходе. Дочь и внуки, которые постоянно помогают матери, проживают на пос. Самбек, поэтому они и хотят приобрести себе жилья на вторичном рынке в пос. Самбек. Представитель ответчика администрации г. Новошахтинска в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения был извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, ходатайств об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в его отсутствие к началу судебного заседания не поступало, в связи с чем суд признает причину неявки представителя ответчика в судебное заседание неуважительной и полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ. Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен был надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением. Возражений по делу не представил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ. Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что истцы проживают в ветхом, подлежащем сносу доме по <адрес>, и решением Новошахтинского городского суда Ростовской области от 16.12.2008 года, ступившим в законную силу, включены в Список граждан, подлежащих переселению… Как пояснил истец, он неоднократно обращался к ответчику по вопросу их переселения на вторичный рынок жилья, поскольку его мать 1920 года рождения, по состоянию здоровья и возрасту самостоятельно не передвигается и не обслуживает себя, нуждается в постоянном постороннем уходе. Дочь и внуки, которые постоянно помогают матери, проживают на пос. Самбек, поэтому они и хотят приобрести себе жилья на вторичном рынке в пос. Самбек. Согласно сообщению начальника отдела жилищной политики администрации города Новошахтинска от 15.12.2010 года № следует, что обращение Никиша Ю.В. по вопросу переселения из ветхого жилья рассмотрено в администрации г. Новошахтинска. Сообщают, что в настоящее время федеральные средства 2010 года использованы в полном объеме (списки переселяемых граждан сформированы, утверждены и согласованы в Минэнерго РФ). При поступлении финансирования из федерального бюджета в 2011 году, вопрос переселения на вторичный рынок жилья может быть рассмотрен в течение 2011 года (л.д.9). До настоящего времени истцы из ветхого аварийного дома не переселены. Суд не может согласиться с позицией ответчика, изложенной в письменных отказах, по следующим основаниям. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за №840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение Федерального закона РФ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействии в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с пунктами 5 и 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 г. №428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. В соответствии с п.12 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 года №428, орган местного самоуправления шахтерского города (Администрация города) или поселка заключает с гражданами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике. В соответствии с п.13 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 года №428, гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома. Из изложенного выше следует, что законодатель, предусматривая выделение денежных средств для предоставления социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, не определяет приоритетные направления, наравне с приобретением жилья на первичном рынке указывается и вторичный, в связи с чем ограничивая свободу истцов в выборе жилья, предоставляемого для переселения из ветхого, и навязывая по непонятным суду причинам, переселение именно в строящиеся дома, Администрация г. Новошахтинска действует вразрез с действующим законодательством, ограничивая при этом конституционное право истцов на жилище. В связи с изложенным выше, а также, учитывая возраст и состояние здоровья истицы Никиши Е.А., .. .... года рождения, которая самостоятельно не передвигается и не обслуживает себя, нуждается в постоянном постороннем уходе, что подтверждается медицинскими документами, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В связи с тем, что денежные средства, выделенные на переселение в 2011 году, уже распределены, суд приходит к выводу о возложении обязанности на ответчика по заключению с истцами договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме установленной Министерством энергетики РФ, в первом квартале 2012 года, то есть до 31.03.2012 года, поскольку данный срок полагает более разумным, иное разрешение данного вопроса привело бы к неисполнимости данного решения суда. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию г.Новошахтинска заключить с Никиша Е.А. и Никиша Ю.В. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме установленной Министерством энергетики РФ в первом квартале 2012 года. Обязать администрацию г. Новошахтинска до 31.03.2012 года произвести перечисление денежных средств по договору о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков заключенному с Никиша Е.А. и Никиша Ю.В.. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд в течение 10 дней. Судья Решение изготовлено 28 июня 2011 года