Решение по делу №2-1012/2011 об обязании администрации города предоставить социальную выплату для приобретения жилья на вторичном рынке.



Дело №2-1012-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июня 2011 года Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,

с участием представителя истцов адвоката Еремеевой В.Н.

представителя ответчика Беспалого Ю.А.,

при секретаре Ларковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касьяновой М.Ф., Касьянова А.Е., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Касьянова А.А. к Администрации г.Новошахтинска о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, третье лицо - Министерство энергетики РФ,                

У С Т А Н О В И Л:

             Истцы обратились с иском в суд, в котором просили обязать Администрацию города Новошахтинска заключить с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме установленной Министерством энергетики РФ в третьем квартале 2011 года, а также обязать Администрацию города Новошахтинска до 30.09.2011 года произвести перечисление денежных средств по договору о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков заключенному с ними.

В обоснование своих требований указали, что их семья проживала в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности по шахте им. газеты «Комсомольская правда» ОАО «Ростовуголь» и включена в список на переселение… Дом, в котором они проживают, разрушен. На месте их дома в настоящее время строится новый 3-х этажный дом. Их семья была вынуждена переехать жить к родителям Касьяновой М.Ф. в маленький флигель без удобств.

Согласно предварительному графику, установленного администрацией города Новошахтинска, срок их переселения был предусмотрен на 2008 год. В 2010 году они обращались к ответчику с заявлением о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке. Однако им было отказано, по причине израсходования финансовых средств. В 2011 году они снова обратились в администрацию по тому же вопросу, и им был предоставлен ответ, в котором сказано, что вопрос переселения их семьи может быть рассмотрен в 2012 году. Жильцы их дома все переселены и некоторым предоставлялась социальная выплата на приобретение жилья на вторичном рынке.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан, в составе утвержденных проектов ликвидации шахт.

В соответствии с указанными Правилами получателями средств федерального бюджета по направлениям финансирования «Снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности»; «Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого», являются органы местного самоуправления.

Формирование, уточнение списков, а также установление очередности предоставления социальных выплат, является исключительным правом местного самоуправления - получателя бюджетных средств, то есть администрации г. Новошахтинска.

В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428, гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям настоящего пункта (в том числе в сельской местности) выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.

           В судебное заседание истцы не явились, о времени и месте рассмотрения дела были надлежащим образом извещены, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие с участием адвоката Еремеевой В.Н. Дело рассмотрено в отсутствие истцов в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель истцов - адвокат Еремеева В.Н. поддержала заявленные требования своих доверителей по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что администрация г. Новошахтинска не исполняет ею же установленные сроки переселения, уклоняется от заключения договора на приобретение жилья на вторичном рынке, хотя несколько семей из ветхого дома истцов уже переселены, поэтому отказ в переселении доверителей считает несостоятельным. В настоящее время дом истцов уже снесен, что подтверждается фотографиями, приобщенными к материалам дела. Ссылки ответчика на отсутствие денежных средств для приобретения жилья на вторичном рынке, являются несостоятельными, почему ответчик отдает предпочтение первичному рынку жилья, ей непонятно.

Представитель ответчика администрации г. Новошахтинска - Беспалый Ю.А., действующий на основании доверенности , в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что действительно имеется график переселения семей, установленный администраций г. Новошахтинска. Однако, этот график предварительный, выполняется по мере поступления денежных средств. Денежные средства, которые были выделены в текущем году на переселение из ветхого жилья в сумме 75 млн. рублей, администраций уже распределены и использованы. Следующее финансирование будет в первом квартале 2012 года. Считает, что право истцов администрацией не нарушено, просит в иске отказать.

Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен был надлежащим образом. Представили отзыв на исковое заявление, в котором указали, что формирование списков и установление очередности предоставления жилья являются исключительным правом органа местного самоуправления - получателя бюджетных средств, то есть администрации г. Новошахтинска Ростовской области. Также, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истцы ранее проживалив ветхом, подлежащем сносу доме по <адрес>, который в настоящее время разобран, и совместно с другими жильцами данного дома включены в Списки граждан, подлежащих переселению… В соответствии с предварительным графиком переселения граждан из ветхих жилых домов по проектам ликвидации шахт, они должны были быть переселены в 2008 году.

Как пояснила представитель истцов, они неоднократно обращались к ответчику по вопросу их переселения на вторичный рынок жилья.

Так, в материалах дела имеются копии заявлений Касьяновой М.Ф. от 17.12.2010 года (л.д.8) и 25.01.2011 года (л.д.9) на имя первого заместителя главы администрации г. Новошахтинска с просьбой предоставить социальную выплату для приобретения жилья на вторичном рынке в г.Ростове-на-Дону.

Согласно письму первого заместителя главы администрации города Новошахтинска от 27.12.2010 года (.д.6) обращение Касьяновой М.Ф. по вопросу переселения из ветхого жилья на вторичный рынок в г.Ростов-на-Дону рассмотрено администрацией г.Новошахтинска. Сообщают, что в настоящее время средства 2010 года использованы в полном объеме (списки переселяемых граждан сформированы, утверждены и согласованы в Минэнерго РФ). При поступлении средств из федерального бюджета в 2011 году по данной шахте, вопрос переселения истцов может быть рассмотрен в течении текущего финансового года.

Из письма начальника отдела жилищной политики администрации города Новошахтинска от 24.02.2011 г. (л.д.7) следует, обращение Касьяновой М.Ф. по вопросу предоставления социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке, рассмотрено в администрацией г. Новошахтинска. Сообщают, что в настоящее время средства федерального бюджета на переселение из ветхого жилья значительно уменьшены, поэтому срок переселения Минэнерго РФ продлен до 2012 года включительно. Вопрос переселения может быть рассмотрен в 2012 году при поступлении средств по данной шахте.

При разрешении данного спора суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за №840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение Федерального закона РФ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействии в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

          В соответствии с пунктами 5 и 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 г. №428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

В соответствии с п.12 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 года №428, орган местного самоуправления шахтерского города (Администрация города) или поселка заключает с гражданами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике.

В соответствии с п.13 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 года №428, гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.

Из изложенного выше следует, что законодатель, предусматривая выделение денежных средств для предоставления социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, не определяет приоритетные направления, наравне с приобретением жилья на первичном рынке указывается и вторичный, в связи с чем ограничивая свободу истцов в выборе жилья, предоставляемого для переселения из ветхого, и навязывая по непонятным суду причинам переселение именно в строящиеся дома, администрация г. Новошахтинска действует вразрез с действующим законодательством, ограничивая при этом конституционное право истцов на жилище.

Несостоятельными суд считает и доводы об отсутствии финансирования для приобретения жилья на вторичном рынке, поскольку денежные средства выделяются государством на реализацию программы по реструктуризации в части переселения из непригодного для проживания жилья, не выделяя конкретно - на новое строительство либо на приобретение жилья на вторичном рынке.

В связи с изложенным выше, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, но приходит к выводу о возложении обязанности на ответчика по заключению договора в 1 квартале 2012 г., т.е. до 31.03.2012 года, поскольку данный срок полагает более разумным, иное разрешение данного вопроса привело бы к неисполнимости данного решения суда.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию г.Новошахтинска заключить с Касьяновой М.Ф., Касьяновым А.Е., Касьяновым А.А. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме установленной Министерством энергетики РФ в первом квартале 2012 года.

Обязать Администрацию г. Новошахтинска до 31.03.2012 года произвести перечисление денежных средств по договору о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков заключенному с Касьяновой М.Ф., Касьяновым А.Е., Касьяновым А.А..

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд в течение 10 дней.

Судья

Решение изготовлено 30 июня 2011 года.