Решение по делу № 2-1190/2011 о включении в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья



Дело № 2-1190/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 августа 2011 года        г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,

с участием истицы Кудряшовой Е.В.,

представителя истицы - адвоката Миллер А.Г., представившего удостоверение №... и ордер №... от 04.07.2011 года,

представителя ответчица - Сергеевой М.Н.,

третьего лица Кудряшовой А.А.,

при секретаре Ларковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кудряшовой Е.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Кудряшовой Е.Д. к Администрации г. Новошахтинска о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшим непригодным для проживания в результате ведения горных работ, третьи лица - Министерство энергетики РФ, Кудряшов В.П., Кудряшова А.А.,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратились в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просила обязать последнего включить её и несовершеннолетнюю дочь - Кудряшову Е.Д., в список граждан, проживающих в ветхом жилье - <адрес>, ставшим непригодным для проживания в результате ведения горных работ шахтой им. «С.М. Кирова». В обоснование заявленного требования указала, что квартира №... дома №... по <адрес>, в которой она зарегистрирована со своей дочерью Кудряшовой Е.Д., является ветхим аварийным жильем. Дом пришел в негодность в результате технологической деятельности угольного предприятия шахты им. «С.М.Кирова» ОАО «Ростовуголь» и жильцы этого дома включены в списки на переселение из ветхого жилья по программе реструктуризации угольной промышленности.

Её папа - Кудряшов В.П. является собственником вышеуказанной квартиры и был с мамой - Кудряшовой А.А. включены в список на переселение из ветхого жилья <адрес>. Она проживала в вышеуказанной квартире совместно со своими родителями с декабря 2002 года, а по истечении некоторого времени, она родила дочь .. .. .. года рождения, но так как в силу некоторых обстоятельств, они зарегистрировалась с ней по данному адресу только в 2009 году, не включены в списки на переселение.

Полагает, что это обстоятельство не должно быть определяющим при отказе ей, Кудряшовой Е.В., и Кудряшовой Е.Д. во включение в список на переселение из ветхого жилья.

Она обращалась к ответчику - Администрации <адрес> по поводу включения их в список на переселение из ветхого жилья <адрес>. Ответчик пояснил, что Министерство Энергетики РФ не утвердит их во включение в список на переселение из ветхого жилья и порекомендовал обратиться с иском в суд по вопросу защиты права истца на переселение из ветхого жилья <адрес> по программе реструктуризации угольной промышленности.

Ответчик - Администрация г. Новошахтинска препятствует осуществлению её права на приобретение жилья в замен сносимого ветхого жилья, непригодного для проживания, так как наделен исключительным правом органа местного самоуправления на формирование, уточнение, а также на установление очередности представления социальных выплат на переселение и не должен ссылаться на третье лицо - Министерство Энергетики РФ или на отсутствие решения суда как на препятствие во включение истца в список на переселение из ветхого жилья.

Считает, что имеются законные основания для удовлетворения настоящего иска в её интересах.

В силу ст. 91 ЖК РФ граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилого фонда с предоставлением другого жилого помещения, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу,

Средства на переселение из ветхого жилого помещения, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ шахтами ОАО «Ростовуголь» выделяются в централизованном порядке еще с 1996 года, согласно Федеральному Закону № 81-ФЗ от 20.06.1996 года «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» (в редакции от 24.07.2007 года).

Государством через третье лицо - Министерство Энергетики РФ выделяются денежные средства для приобретения гражданам благоустроенного жилья взамен ветхого. Указанные средства предоставляются гражданам в виде социальных выплат.

Именно таким образом определено восстановление нарушенных жилищных и имущественных прав граждан в соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановление Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428. согласно п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков».

Постановление Правительства от 13.07.2005 года № 428, утвердившее Правила предоставление межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков не содержит никаких ограничений относительно прав граждан на переселение из ветхого жилья. Достаточно проживать в ветхом жилье и быть в этом жилье на дату включения дома в список ветхого жилья. Эти условия её соблюдены. Списки на переселения из ветхого жилья постоянно уточняются в силу естественных причин - убыли и прибыли населения, проживающего в ветхом жилье согласно п. 8 вышеуказанных Правил предоставления межбюджетных трансфертов...

Считает, что суд может исправить несправедливость по отношению к ней и решить вопрос об обязании ответчика совершить определенные действия, направленные на защиту её права на получение благоустроенного жилого помещения, чтобы она получила социальную выплату на приобретение жилья и была переселена из ветхого жилья, подлежащего сносу, непригодного для проживания по критериям безопасности, пострадавшего в результате ведения горных работ шахтой им. «С.М.Кирова»» ОАО «Ростовуголь», дома №... кв.. №... по <адрес>.

Считает, что у них имеется право на включение в список на переселение из дома пострадавшего в результате ведения горных работ шахтой им. «С.М.Кирова»».

Истица в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении и просила их удовлетворить, уточнив, что просит включить её и несовершеннолетнюю дочь - Кудряшову Е.Д. в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, в качестве членов семьи Кудряшова В.П. под одни номером ТЭО. Дополнительно пояснила, что с 1984 г. по 2002 г. проживала в г. Волжский, в общежитии вместе с мужем, после развода с которым, вернулась в г. Новошахтинск к родителям, где в 2003 г. родила дочь. С 2003 г. по 2006 г. сидела дома весте с маленьким ребенком, периодически ездила в г. Москва на заработки. Потом пыталась устроиться на работу в г. Новошахтинске, потому что заболел отец, она не могла уезжать надолго, необходимо было помогать матери, в связи с чем в 2008 г.зарегистрировалась в квартире родителей временно, а с 2009 г. - постоянно. Просит удовлетворить заявленные требования.

Представитель истицы - адвокат Миллер А.Г. поддержал требования своей доверительницы и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска - Сергеева М.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что Программа по переселению была разработана по 2010 г., решений о её продлении не принималось. Кроме того, просит учесть, что для включения в Списки по ш. им. Кирова необходимо проживание на дату принятия решения о ликвидации - на 1996 г., а истица в данное время проживала в другом городе, где имела постоянную регистрацию. Просит отказать в удовлетворении требований.

Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ (Минэнерго) в судебное заседание не явился, о дне слушания были извещены, что подтверждается материалами дела. Возражений по делу не представили и не просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Минэнерго РФ в порядке ст.167 ГПК РФ.

Третье лицо Кудряшов В.П. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица Кудряшова В.П. в порядке ст.167 ГПК РФ.

Третье лицо Кудряшова А.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что они все живут одной семьей, не возражают против переселения дочери и внучки вместе с ними в одну квартиру.

Выслушав пояснения сторон, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 1/2 доля (квартира №...) дома №... по <адрес> принадлежит Кудряшову В.П. - третьему лицу по настоящему делу - на основании договора дарения от 19.02.1992 года, удостоверенного ГНК г. Новошахтинска Ростовской области, реестровый №..., зарегистрирован в БТИ г. Новошахтинска, реестр №... от 28.02.1992 года (л.д.5), что подтверждается правкой МП БТИ г. Новошахтинска №... от 02.06.2011 года (л.д. 6).

В силу достаточно длительного процесса переселения граждан из ветхого жилья в рамках программы реструктуризации предприятий угольной промышленности, общеизвестными в данном регионе являются данные о дате и реквизитах документов о ликвидации угледобывающих предприятий, в связи с чем, в силу положений ст. 61 ГПК РФ, суд полагает установленным, что указанием Минтопэнерго РФ № Е-15 от 08.02.1996 года было утверждено ТЭО и проект ликвидации шахты им. С.М.Кирова

Из выписки из Списка граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшего в результате ведения горных работ по ш. им. «С.М. Кирова» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности (л.д.12, 22) следует, что под № 117 значатся Кудряшов В.П., Кудряшова А.А. - третьи лица по делу, адрес: <адрес>.Данный Список …. утвержден протоколом Минэнерго РФ от 04.12.2008 № АВ-204 пр.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за №840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение Федерального закона РФ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействии в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

           В соответствии с пунктами 5 и 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 г. №428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п.2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденным Приказом Минэнерго России от 1 ноября 2001 г. N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации предприятий угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в домах, зарегистрированных на данных площадях, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения «ВНИМИ».

В рамках настоящего процесса сторонами не оспаривается факт непригодности для проживания спорного жилого помещения.

Согласно копии паспорта истица, а также записям домовой книги для прописки граждан, проживающих в <адрес>, истица и её дочь зарегистрированы по вышеуказанному адресу с 06.02.2009 года, а временная регистрация у них была оформлена с 22.07.2008 г.

В обоснование своих требований истица указала, что она постоянно с декабря 2002 года, а её дочь с рождения - .. .. .. 2003 года, проживали в спорной квартире, их регистрация по другому адресу носила формальный характер.

Факт постоянного проживания истице и её дочери в квартире родителей, также подтверждается следующими письменными доказательствами.

Из справки председателя уличного комитета от 07.06.2011 года следует, что Кудряшова Е.В. проживает по <адрес> с декабря 2002 года по настоящее время. Вместе с ней проживает дочь - Кудряшова Е.Д., .. .. .. года рождения (л.д.15).

Согласно справки МДОУ д/с №32 «Елочка» от 06.06.2011 года (л.д.16), Кудряшова Е. действительно поступила в детский сад «Елочка» с 04.07.2005 года, о чем свидетельствуют документы, которые хранятся в детском саду.

В справке МУЗ ЦГБ от 02.06.2011 года (л.д. 17) указано, что Кудряшова Е.В. действительно находится под наблюдением поликлинике № 2 МУЗ «ГБ» с 2003 года по настоящее время.

В материалах дела имеется справка ДГБ от 02.06.2011 года (л.д.18), из которой следует, что Кудряшова Е., .. .. .. года рождения, проживающая по <адрес> и находится на учете с рождения по настоящее время.

Истицей предоставлена справка МДОУ д/с №32 «Елочка» от 08.08.2011 года №... о том, что её дочь Кудряшова Е.Д., .. .. .. года рождения, действительно посещала детский сад в период с 04.07.2005 года по 01.10.2008 года.

Согласно справки МОУ «СОШ № 5» г. Новошахтинска от 04.08.2001 года №..., Кудряшова Е.Д. действительно обучается в школе в 2010-2011 учебном году в 1 классе. Приказ №... от 01.09.2010 года (по зачислению учащихся).

Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что предоставление социальной выплаты для приобретения жилья переселяемым гражданам из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности является государственной формой социальной защиты граждан. Определяя критерии предоставления социальной защиты, Правительство РФ указало на проживание граждан в непригодном жилье на момент принятия собственником решения о ликвидации предприятия.

Суд полагает, что оценка права истцов на переселение из жилья, ставшего непригодном, напрямую производно и зависит от указанного права третьего лица, в связи с чем исходит из следующего. Действующим законодательством, действительно, предусмотрено право органов местного самоуправления на ежегодное уточнение Списков…, в которые включаются граждане, проживавшие в признанных непригодными жилых помещениях, на момент принятия собственником решения о ликвидации предприятия. При этом основания для уточнения уже сформированных Списков … ни в одном нормативно-правовом акте, в том числе и в Постановлении Правительства РФ № 428, не раскрыты. Однако, как уже сложилась многолетняя практика, при признании жилого помещения непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, спустя довольно значительный промежуток времени после принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности, в Список граждан, подлежащих переселению, включаются лица, проживавшие и зарегистрированные в данном доме на момент признания его таковым, хотя, как уже отмечено выше, законодатель связывает право гражданина быть участников программы реструктуризации предприятий угольной промышленности только с моментом его проживания в признанном ветхим жилом помещении на дату принятия собственником решения о ликвидации предприятия. Данные действия органов местного самоуправления по составлению дополнительных списков прямо вытекают из положений ст. 8 ГК РФ, в соответствии с которой гражданские права и обязанности возникают из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. При таких обстоятельствах суд полагает, что, включив в Список граждан, подлежащих переселению…. третьих лиц, ответчик исходил из того, что право данных лиц на переселение связано с их проживанием в жилом помещении на момент признания его непригодным и утверждения Списков, а не на момент принятия собственником решения о ликвидации предприятия. В связи с этим суд полагает, что оценка прав истцов должна быть осуществлена исходя из доказанности факта их проживания в спорном жилом помещении на дату признания его непригодным для проживания и утверждения Списков, т.е. по состоянию на декабрь 2008 г.

При решении вопроса о "месте жительства" вообще и в отношении истцов в частности в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Конституции РФ и Законом РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" различают два понятия: а) место пребывания и б) место жительства. Местом жительства считается то место, где гражданин постоянно или преимущественно пребывает (ст. 20 ГК РФ). В месте пребывания гражданин находится временно. Положениями же гражданского законодательства также установлено, что место жительства несовершеннолетних детей до 14 лет определяется местом жительства их родителей.

В данном случае, проанализировав все предоставленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд полагает, что заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию г.Новошахтинска включить Кудряшову Е.В., .. .. .. года рождения, и Кудряшову Е.Д., .. .. .. года рождения, в Список граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшего в результате ведения горных работ по шахте им. «С.М. Кирова» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности, по адресу: <адрес> качестве членов семьи Кудряшова Вениамина Петровича под номером ТЭО 117.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд в течение 10 дней.

Судья

Решение изготовлено 23 августа 2011 года.