Решение по делу № 2-1258/2011 об обязании приобрести жилье на вторичном рынке



Дело №2-1258-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 августа 2011 года Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,

с участием истца Параскун Г.Г.,

представителя истца - адвоката Веригиной Н.Н., представившей удостоверение №... и ордер №... от 18.08.2011 года,

при секретаре Ларковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Параскун Г.Г. к администрации г.Новошахтинска об обязании приобрести жилье на вторичном рынке,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просит обязать администрацию г. Новошахтинска предоставить ему, Параскун Г.Г., проживающему по адресу: <адрес>, в 2011 году социальную выплату для приобретения жилья на вторичном рынке. В обоснование своих требований указал, что он, Параскун Г.Г., .. .. .. года рождения, является собственником 1/4 доли домовладения №... по <адрес> на основании договора купли-продажи от 02.10.1990 года. Право собственности зарегистрировано в МП БТИ г. Новошахтинска 30.10.1990 года.

Данное домовладение №... по <адрес>, в котором он проживает, признано непригодным для постоянного проживания, и включено в дополнительный список домов, ставших в результате ведения горных работ ликвидируемыми шахтами ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности. Дополнительный список домов утвержден Приказом Росэнерго № 220 от 30.06.2008 года. Лица, проживающие в данном домовладении, включены в список граждан, проживающих в ветхом жилье, находящемся на подработанном участке горного отвода шахты имени газеты «Комсомольская Правда» ОАО «Ростовуголь».

Он в данный список включен, и ему положена социальная выплата на приобретение жилья площадью 33 кв.м., как одиноко проживающему гражданину. В 2009 году он обратился в Администрацию г. Новошахтинска с просьбой разъяснить ему, имеет ли он право на приобретение жилья на вторичном рынке. Так как он намерен поменять место жительство, и переехать в Азовский район. С этой целью он нашел строительную организацию ООО «Форпост-1», которая может построить для него жилье за счет средств по переселению граждан из ветхого жилья в Азовском районе Ростовской области в поселке «Приазовье». С данной организацией он 14.01.2011 года заключил договор №... о намерении приобретения в собственность коттеджа в жилом поселке «Приазовье».

Из ответа №... от 17.08.2009 года, полученного им из Администрации г. Новошахтинска, следует, что срок переселение жителей домов по спискам, утвержденных в «Росэнерго» в 2008 году, будет осуществляться в 2010 году, и при этом он имеет право на приобретение жилья на вторичном рынке. В 2010 году он вновь обратился в Администрацию г. Новошахтинска с просьбой выделить ему средства для приобретения жилья на вторичном рынке. Однако ему было сообщено письмом от 04.10.2010 года, что лимит средств 2010 года использован в полном объеме, поэтому вопрос его переселения может быть рассмотрен в последующих финансовых годах.

На все его последующие обращения в прокуратуру г. Новошахтинска и в Администрацию г. Новошахтинска он получал аналогичные ответы, с одной лишь разницей, что срок переселения его дома переносится на следующий финансовый год, сначала на 2011 год, а затем и на 2012 год. В то время как все средства направляются Администрацией г. Новошахтинска на строительство нового жилья. Все сособственники домовладения №... по <адрес>, в котором он проживает, уже заключили договора с Администрацией г. Новошахтинска на переселение во вновь строящееся жилье в г. Новошахтинске и ожидают ввода домов в эксплуатацию. Само домовладение разрушается, дом просел, и все стены имеют трещины. Дальнейшее проживание в этом доме создает угрозу его жизни и здоровью.

Считает, что Администрация необоснованно отказывает ему в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья на вторичном рынке. Так как согласно п. 13 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, гражданин имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным социальным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд.

В судебном заседании истец Параскун Г.Г. поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что администрация г. Новошахтинска не исполняет ею же установленные сроки переселения, уклоняется от заключения с ним договора на приобретение жилья на вторичном рынке, хотя все семьи из их ветхого дома уже переселены, поэтому отказ в переселении считает несостоятельным. В их доме в настоящее время проживать невозможно. Не возражает, если договор будет с ним заключен в первом квартале 2012 г.

В судебном заседании представитель истца - адвокат Веригина Н.Н. поддержала заявленные требования своего доверителя по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что дом, где в настоящее время проживает истец, практически разрушен, подвержен набегам асоциальных личностей, в связи с чем проживание в нем опасно для жизни.

Представитель ответчика администрации г. Новошахтинска в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Возражений по делу не представили и не просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика администрации г. Новошахтинска в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец проживает в ветхом, подлежащем сносу доме по <адрес>, и включен в Список граждан, подлежащих переселению…, утвержденный приказом Росэнерго от 30.06.2008 года № 220. В соответствии с предварительным графиком переселения граждан из ветхих жилых домов по проектам ликвидации шахт, он должен был быть переселен в 2010 году, что подтверждается сообщением администрации г. Новошахтинска от 17.08.2009 года №.... Из данного сообщения следует, что Параскун Г.Г. состоит в списках не переселение в составе скорректированного проекта ликвидации ОАО «Ростовуголь», утвержденного в «Росэнерго» только в 2008 году. Срок переселения жителей домов - 2010 год (л.д.13).

Как пояснил истец, он неоднократно обращался к ответчику по вопросу переселения на вторичный рынок жилья.

Так, согласно сообщению начальника отдела жилищной политики администрации города от 04.10.2010 года №..., обращение Параскун Г.Г. по вопросу переселения из ветхого жилья на вторичный рынок, рассмотрено. Сообщают, что в настоящее время лимит средств этого года использован в полном объеме (списки переселяемых разработаны и согласованы в Минэнерго РФ). Поэтому вопрос его переселения может быть рассмотрен в последующих финансовых годах (л.д. 15).

Из сообщения начальника отдела жилищной политики администрации города Новошахтинска от 09.03.2011 года №... следует, что обращение Параскун Г.Г. по вопросу переселения из ветхого жилья на вторичный рынок, рассмотрено в администрации г. Новошахтинска. Сообщают, что год его переселения, согласно предварительному графику - 2010 (год окончания реструктуризации угольной промышленности). Однако в настоящее время средства федерального бюджета значительно уменьшены, поэтому срок переселения Минэнерго РФ продлен до 2012 год включительно. На основании этого его вопрос переселения может быть рассмотрен в 2012 году при поступлении средств по данной шахте (л.д.19).

При рассмотрении данного дела суд принимает во внимание следующее.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за №8 40 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение Федерального закона РФ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействии в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

          В соответствии с пунктами 5 и 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 г. №428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428, орган местного самоуправления шахтерского города (Администрация города) или поселка заключает с гражданами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике.

В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428, гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.

Из изложенного выше следует, что законодатель, предусматривая выделение денежных средств для предоставления социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, не определяет приоритетные направления, наравне с приобретением жилья на первичном рынке указывается и вторичный, в связи с чем ограничивая свободу истцов в выборе жилья, предоставляемого для переселения из ветхого, и навязывая, по непонятным суду причинам, переселение именно в строящиеся дома, администрация г. Новошахтинска действует вразрез с действующим законодательством, ограничивая при этом конституционное право истца на жилище.

В связи с изложенным выше, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, но в связи с тем, что денежные средства, выделенные на переселение в 2011 году, уже распределены, приходит к выводу о возложении обязанности на ответчика по заключению с истцом договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме установленной Министерством энергетики РФ в первом квартале 2012 года, то есть до 31.03.2012 года, поскольку данный срок полагает более разумным, иное разрешение данного вопроса привело бы к неисполнимости данного решения суда.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию г. Новошахтинска заключить с Параскун Г.Г. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме установленной Министерством энергетики РФ в первом квартале 2012 года.

Обязать администрацию г. Новошахтинска до 31.03.2012 года произвести перечисление денежных средств по договору о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков заключенному с Параскун Г.Г..

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд в течение 10 дней.

Судья

Решение изготовлено 23 августа 2011 года