Решение по делу № 2-1234/2011 об обязании администрации города заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке



Дело №2-1234-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 августа 2011 года        г.Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,

с участием истцов Табелёк А.И., Таранова Д.В., Тарановой Л.В.

при секретаре Ларковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Табелёк А.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Табелёк А.Т., Таранова Д.В., Тарановой Л.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Таранова О.Д. к Администрации г.Новошахтинска об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просят обязать последнего заключить с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков по форме, установленной Министерством энергетики РФ не позднее четвертого квартала 2011 года и обязать Администрацию г.Новошахтинска до 31.12.2011 года произвести перечисление денежных средств по вышеуказанному договору.

В обоснование своих требований указали, что они проживают в жилом доме по адресу: <адрес> и зарегистрированы в нем. Данный жилой дом принадлежит на праве собственности Табелёк А.И., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права .......... №... от 22.04.2003 года, выданным Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Ростовской области. Так же они внесены в дополнительные Списки на переселение из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ, ликвидируемой шахтой «Соколовская » филиала ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности, так как данный дом признан ветхим в результате ведения горных работ. Табелёк А.И. и Табелёк А.Т. были включены в списки на переселение с 2008 года, а семья Таранова Д.В. вместе с супругой Тарановой Л.В. и их сыном Тарановым О.Д. были включены в списки в 2010 году по решению Новошахтинского районного суда от 16.06.2009 года по делу № 2-526-09.

Они не имеют другого благоустроенного жилья, данный жилой дом является единственным жилым помещением для их проживания. В данный момент дом находиться в аварийном состоянии, дальнейшее проживание в этом доме опасно, что подтверждается Актом технического состояния дома и фотографиями, приобщенными к материалам дела.

Они неоднократно обращались в Администрацию с вопросом о предоставлении им социальной выплаты на покупку жилья на вторичном рынке, но им ни разу не дали положительного ответа, что подтверждается ответами на письма, приобщенными к материалам дела. При их обращении с этим же вопросом в Администрацию г. Новошахтинска в 2010 году начальник отдела по жилищной политике В.Н.И. сказал, что вопрос предоставления социальных выплат на приобретение жилья на вторичном рынке может быть рассмотрен не раньше 2012 года и предложил заключить договор участия в долевом строительстве домов №... и №... по <адрес> с застройщиком ООО «ЭМС», также отметил, что дом №... уже достроен, и они смогут вселиться туда после заключения договора во втором квартале 2011 года как только соберут все необходимые документы. Заинтересованные в скорейшем переселении они зарезервировали квартиры в строящихся домах с застройщиком ООО «ЭМС» и ждали весны, но в апреле 2011 года выяснилось, что на месте строящегося дома стоит лишь один фундамент и работа на участке не ведется, что подтверждается фотографией приобщенной к материалам дела сделанной в рабочий день. Во время их последнего визита в Администрацию в мае 2011 года новый начальник отдела по жилищной политике им объяснил, что строительство домов №... и №... по <адрес> приостановлено из-за долгов Администрации г. Новошахтинска перед застройщиком и срок окончания строительства данных домов переноситься на 2012-2013 года, так же сообщил, что в случае если они заключили бы договор с застройщиком, то выделенная субсидия пошла бы на погашение долгов Администрации перед застройщиком, а не на строительство домов. Также начальник отдела по жилищной политике отметил, что для получения социальной выплаты им надо попасть в Список на получение социальной выплаты, который будет согласовываться с Министерством энергетики и это затянется на долгое время и что дома застройщик построит быстрее, чем они смогут добиться социальной выплаты. Они, не смотря на эти доводы, решили настаивать на получении социальной выплаты, тогда начальник отдела по жилищной политике посоветовал им обратиться напрямую к мэру города С.И.Н. Они обратились к мэру в письменном заявлении, но опять не получили положительного ответа, что подтверждается письмом от 06.06.2011 года №.... Более того, в письме указано, что их нет в списках на переселение несмотря на то, что вопрос их переселения на вторичный рынок Администрация в лице В.Н.И. обещала рассмотреть в 2011 году при поступлении денежных средств, что подтверждается ответами на письма направленные в Администрацию по электронной почте приобщенных к материалам дела.

Считают, что если начальник отдела по жилищной политике им не отказывает в заключении договора с застройщиком, значит они претендуем наравне с этим получить социальную выплату на покупку жилья на вторичном рынке в те же сроки. Покупка жилья на вторичном рынке за счет социальной выплаты позволит им в более короткий срок обзавестись жильем, нежели ждать окончания строительства домов, а также они хотели бы приобрести жилье поближе к месту работы, так как Таранов Д.В. и Таранова Л.В. работают в г. Ростове-на-Дону.

Администрация г. Новошахтинска всячески уклоняется от заключения договора на приобретение жилья на вторичном рынке, ограничивая свободу выбора и убеждая, что для скорейшего переселения единственным вариантом является заключение договора с застройщиком, предложенным Администрацией, в результате чего они вынуждены обратиться за защитой своего права на получение социальной выплаты на покупку жилья на вторичном рынке в 2011 году.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года за № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение Федерального закона РФ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействии в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В пунктах 5 и 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 г. № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

В п. 12 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428, орган местного самоуправления шахтерского города (Администрация города) или поселка заключает с гражданами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике.

В соответствии с п.13 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428, гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.

Они полагают, что законодатель, предусматривая выделение денежных средств для предоставления социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, не определяет приоритетные направления, так как наравне с приобретением жилья на первичном рынке указывается и вторичный, следовательно, навязывая им заключение договора с застройщиком и препятствуя заключению договора о предоставлении социальной выплаты на покупку жилья на вторичном рынке, Администрация г. Новошахтинска идет вразрез с законодательством и нарушает их права.

В судебном заседании истцы Табелёк А.И., Таранова Д.В., Тарановой Л.В. поддержали заявленные требования по изложенным в иске основаниям, просили их удовлетворить. Дополнительно пояснили, что администрация <адрес> не исполняет ею же установленные сроки переселения, уклоняется от заключения с ними договора на приобретение жилья на вторичном рынке. В их доме в настоящее время проживать невозможно, что подтверждается фотографиями, приобщенными к материалам дела. На их обращения по вопросу заключения с ними договора о предоставлении соцвыплаты, в администрации каждый раз говорят, что заключать договор с ними будут, когда поступят деньги, не называя при этом конкретных сроков их поступления, что делает невозможным их своевременное обращение. Истцы также уточнили требования и просили обязать администрацию заключить с ними договор в первом квартале 2012 г., а денежные средства перечислить -до конца второго квартала.

Представитель ответчика администрации г. Новошахтинска в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ. Из представленного отзыва на исковое заявление, следует, что В ответ на письменное заявление Табелек А.И. в Администрацию города о предоставлении её семье социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке, письмом от 06.06.2011 заявительнице сообщено, что запланированные на 2011 год бюджетные средства на указанные цели в сумме 75 346,2 тыс. руб. поступили и распределены Администрацией города в полном объёме в первом квартале 2011 года (списки переселяемых граждан сформированы и согласованны с Минэнерго РФ). Заявительнице было также разъяснено, что правилами предоставления социальных выплат переселяемым гражданам, изложенными в постановлении Правительства Российской Федерации от 13.07.2005. № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков» не предусмотрено установление очерёдности предоставления социальных выплат, а является исключительным правом органа местного самоуправления - получателя бюджетных средств, т.е. Администрации города Новошахтинска.

Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истцы проживают в ветхом, подлежащем сносу доме по <адрес>, и включены в Списки граждан, подлежащих переселению…, утвержденный приказом Росэнерго от 30.06.2008 года № 220 и по решению суда, согласованному в Росэнерго 27.03.2010 года.

Из сообщения первого заместителя Главы администрации города от 08.06.2011 года №... адресованного начальнику управления реализации социальных жилищных программ Администрация Ростовской области Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, на обращение Тарановой Л.Е. по вопросу переселения из ветхого жилья, следует, что дом по <адрес>, где зарегистрирована заявительница, был признан ветхим и подлежащим сносу в ноябре 2007 года, списки проживающих там и подлежащих переселению граждан утверждены в Росэнерго в городе Москве 30.06.2008. Поэтому согласно предварительному графику переселение жильцов этого дома планировалось на 2010 год. Однако, в указанном доме на момент составления списков проживали только свекровь заявительницы - Табелёк А.И. с дочерью Табелёк А.Т. Поэтому только они и были включены в списки на переселение. Заявительница с мужем и дочерью зарегистрировались по этому адресу позднее, поэтому в списки на переселение были включены по решению Новошахтинского районного суда Ростовской области 27.03.2010. Следовательно, право на переселение эта семья, в полном составе, получила после 27.03.2010.

Информируют, что списки переселяемых граждан ежегодно корректируются в силу естественных причин и по состоянию на 01.04.2011. не переселена 1841 семья. Эти семьи, как и семья заявительницы, имеют право на переселение за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития. Также, что согласно вышеуказанному графику среди непереселённых семей имеются и такие, которые планировалось переселить в 2008 и в 2009 годах.

Денежные средства, поступившие в текущем финансовом году на указанные цели - 75 346,2 тыс. руб., распределены в полном объёме (списки переселяемых граждан сформированы и согласованы с Минэнерго РФ), что даст возможность переселить 56 семей. Семья заявительницы в указанные списки не включена.

Сообщают также, что руководство Администрации города ходатайствует об увеличении финансирования данного направления в текущем году. В случае получения положительного ответа и поступления дополнительных денежных средств на переселение граждан из ветхого жилья по шахте «Соколовская» вопрос заявительницы ( в том числе и по приобретению жилья в г.Ростове-на-Дону) может быть рассмотрен. Для этого заявительнице необходимо явиться в кабинет №... Администрации города по <адрес> на приём к начальнику отдела жилищной политики для получения перечня документов, обязательных для включения семьи в квартальный список граждан на переселение. Напоминаем также, что переселение носит заявительный характер.

Согласно сообщению первого заместителя Главы администрации города от 08.06.2011 года № 07.01-324/2, адресованного Табелек А.И. от 06.06.2011 № 07.01-390, её обращение по вопросу переселения на вторичный рынок рассмотрено в Администрации города. Сообщают, что вопрос выделения социальной выплаты гражданам для приобретения жилья на вторичном рынке, может быть рассмотрен только при наличии финансирования. В 2011 году размер финансирования значительно уменьшен и составил 75 млн. руб. Списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда на данный объем средств федерального бюджета сформированы и согласованы в Министерстве энергетики РФ. В настоящее время Администрация города ходатайствует в Министерство энергетики, о выделении дополнительных средств, для осуществления мер по содействию гражданам в переселении. В случае положительного ответа и выделения средств в 2011- 2012 гг. данный вопрос может быть рассмотрен.

Как пояснили истцы, они обратились к ответчику по вопросу даты их переселения на вторичный рынок жилья и 23.06.2011 года им пришло письмо первого заместителя Главы администрации города, в котором говорится, что повторно сообщают, что заключение с их семьёй договора на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке возможно только при поступлении дополнительного финансирования. Квартальный список граждан на переселение (желающих участвовать в долевом строительстве многоквартирного дома или желающих приобрести жильё на вторичном рынке) формируется также при поступлении средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного бюджета. В настоящее время дополнительных средств на указанные цели пока не поступило. Повторно информируют также, что правила предоставления межбюджетных трансфертов, предусмотренных на вышеуказанные цели, подробно изложены в Постановлении правительства РФ от 13.07.2005. № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков» и не обязывают орган местного самоуправления извещать переселяемых граждан о поступлении средств федерального бюджета.

При рассмотрении данного дела суд принимает во внимание следующее.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за №840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение Федерального закона РФ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействии в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

          В соответствии с пунктами 5 и 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 г. №428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

В соответствии с п.12 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 года №428, орган местного самоуправления шахтерского города (Администрация города) или поселка заключает с гражданами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике.

В соответствии с п.13 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 года №428, гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.

Из изложенного выше следует, что законодатель, предусматривая выделение денежных средств для предоставления социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, не определяет приоритетные направления, наравне с приобретением жилья на первичном рынке указывается и вторичный, в связи с чем ограничивая свободу истцов в выборе жилья, предоставляемого для переселения из ветхого, и навязывая по непонятным суду причинам, переселение именно в строящиеся дома, администрация г. Новошахтинска действует вразрез с действующим законодательством, ограничивая при этом конституционное право истцов на жилище.

В связи с изложенным выше, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, но в связи с тем, что денежные средства, выделенные на переселение в 2011 году, уже распределены, приходит к выводу о возложении обязанности на ответчика по заключению с истцами договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме установленной Министерством энергетики РФ в первом квартале 2012 года, то есть до 31.03.2012 года. Аналогичный срок суд также полагает установить для перечисления денежных средств, поскольку данный срок полагает более разумным, иное разрешение данного вопроса привело бы к неисполнимости данного решения суда.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию г. Новошахтинска заключить с Табелёк А.И., Табелёк А.Т., Тарановым Д.В., Тарановой Л.В., Тарановым О.Д.. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме установленной Министерством энергетики РФ в первом квартале 2012 года.

Обязать администрацию г. Новошахтинска до 31.03.2012 года произвести перечисление денежных средств по договору о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков заключенному с Табелёк А.И., Табелёк А.Т., Тарановым Д.В., Тарановой Л.В., Тарановым О.Д..

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд в течение 10 дней.

Судья

Решение изготовлено 24 августа 2011 года