№ 2-1404-11 о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья



                                                                                                                     Дело № 2-1404-11

                                                                    Р Е Ш Е Н И Е

                                                       Именем Российской Федерации

25 августа 2011 года                                                                                           г.Новошахтинск

           Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

судьи Щукиной Т.И.,

с участием: истца Григорьевой Н.М.,

представителя ответчика Сергеевой М.Н.,

при секретаре Свичкарь Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьевой Н.М. к Администрации города Новошахтинска о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, третье лицо: Министерство энергетики Российской Федерации,

                                                                 У С Т А Н О В И Л :

           Истец Григорьева Н.М. обратилась в суд с иском к ответчику, в котором просила обязать последнего включить ее в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте им.В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности по адресу: ХХХ.

           Указывая на то, что она проживает в квартире №+++ дома №+++ по ХХХ. Указанная квартира принадлежит ей на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от хххх №+++ серия РО61, и договором купли-продажи квартиры от хххх. В указанной квартире она проживает с момента ее приобретения, то есть с хххх по настоящее время, но прописалась по вышеуказанному адресу только хххх, другого жилья у нее нет. Она проживает в жилом доме, который стал ветхим в результате ведения горных работ одного из угольных предприятий                             ОАО «Ростовуголь» шахты им.В.И.Ленина, попавшего под реструктуризацию угольной промышленности. При ее обращении в Администрацию г.Новошахтинска о включении в список граждан, подлежащих переселению их ветхого жилого фонда, ей ответили, что невозможно ее включить в список на переселение по причине того, что она не значится в списках зарегистрированных в указанном домовладении. Данное решение Администрации г.Новошахтинска необоснованно, ошибочно, не имеет под собой никаких оснований, нарушает ее конституционные права по следующим основаниям. Факт ее проживания в ХХХ подтверждается справкой уличного комитета, квитанциями по оплате коммунальных платежей. Кроме того, Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч.1 ст.27, ч.1 ст.40). Исходя из этих положений Конституции следует иметь в виду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 №8 (ред. от 06.02.2007). Квартиру №+++ в доме №+++ по ХХХ она приобрела в хххх году. Дом не стоял на балансе ветхого жилья. Никаких списков в то время не составлялось.                    С нее никто не требовал прописки, так как она проживала в своей квартире на праве собственности. Жилое помещение стало ветхим, непригодным для проживания в результате ведения горных работ шахтой им.В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь», то есть по вине шахты. Данный факт подтверждается справкой Администрации г.Новошахтинска №+++ от хххх. Следовательно, граждане должны быть обеспечены другим благоустроенным жильем за счет выделяемых для этих целей средств по программе реструктуризации угольной отрасли. В соответствии с п.8 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Она в согласованном с Министерством энергетики РФ списке граждан на содействие в приобретение жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте им.«В.И.Ленина» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности, не значится. Формирование списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, является исключительным правом органа местного самоуправления. Следовательно, граждане должны быть обеспечены другим, благоустроенным жильем за счет выделяемых для этих целей средств по программе реструктуризации угольной отрасли. При выселении из дома жильцов квартир, она не может остаться проживать в подлежащем сносу доме. Суд должен защитить ее право на получение благоустроенного жилого помещения и обязать ответчика включить ее в список на переселение из ветхого жилья, восстановив в полном объеме жилищные права, предоставленные ей ч.3 ст.35 и 40 Конституции РФ.                                      

           Истец Григорьева Н.М. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям указанным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в ХХХ проживает с хххх года, то есть с момента как купила спорное жилье, хотя прописалась в нем в хххх году. Кроме данной квартиры, другого жилья у нее нет. В случае переселения других жителей этого дома, ее судьба останется неопределенной, так как дом будет снесен. В настоящее время из-за наличия в собственности жилого помещения она не может быть поставлена на жилищный учет, и в связи с этим лишена права на получение пригодного для проживания жилья.

           В судебном заседании представитель ответчика Сергеева М.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Дополнительно пояснила, что вопросы регулирования предоставления гражданам благоустроенного жилья взамен ветхого, непригодного для проживания ввиду ведения горных работ предприятиями угольной промышленности, определены Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ №428 от 13.07.2005. Переселение граждан из ветхого, непригодного для проживания жилья осуществляется путем предоставления субсидий гражданам, включенным в Списки, составленные ликвидируемыми шахтами на дату принятия решения об их ликвидации. В указанных Правилах определены категории граждан, нуждающихся в переселении из ветхого жилья, - это граждане, проживавшие в данном жилье на день принятия решения о ликвидации шахты. Основными условиями для переселения граждан является их проживание и наличие регистрации в ветхом жилье на момент принятия решения о ликвидации шахты. Дом №+++ по ХХХ находится на горном отводе шахты им.В.И.Ленина. Решение о ликвидации шахты им.В.И.Ленина было принято хххх. Поскольку Списки составлялись работниками шахты позже, в них были включены проживающие на момент составления Списков граждане, имеющие регистрацию в ветхом жилом фонде, поэтому истец не был включен в Списки. Требование о наличии регистрации прямо было предусмотрено в ранее действовавших «Временном порядке содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности» и Эталоне проекта ликвидации шахт (разрезов), утвержденного приказом Министерства энергетики РФ от 01.11.2001 №306, который зарегистрирован в МЮ РФ 05.11.2001 №07/10666-ЮД. В этих правовых актах предусматривалось, что переселению подлежат граждане, проживающие и зарегистрированные в ветхих домах (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания в зоне влияния горных работ, в соответствии с ЖК РСФСР. Скорее всего, истец не был включен в Списки, поскольку был зарегистрирован по другому адресу. Просила в иске отказать.

           Представитель третьего лица Министерства энергетики Российской Федерации в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, возражений по делу не представил.

           Дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства энергетики Российской Федерации в порядке ст. 167 ГПК РФ.

           Выслушав пояснения участников процесса, показания свидетелей Л. и Д., проверив и изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

           В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на следующих условиях:

а) использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил;

б) представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики Российской Федерации:

- перечня отобранных на конкурсной основе объектов, где создаются новые рабочие места, которые включены в муниципальные программы и обеспечены проектной документацией;

- сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности;

- отчетности об использовании межбюджетных трансфертов по форме и в сроки, которые определяются Министерством энергетики Российской Федерации.

           Согласно п.п.5,6 вышеуказанных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий:

а) снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье);

б) содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого;

в) содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности (далее - выезжающие граждане);

г) реконструкция и замена пострадавших в связи с ликвидацией угольных (сланцевых) шахт и разрезов объектов социальной инфраструктуры, предоставлявших основные коммунальные услуги населению шахтерских городов и поселков;

д) завершение реализации мероприятий по созданию новых рабочих мест;

е) эксплуатация природоохранных объектов, переданных ликвидируемыми организациями угольной промышленности в муниципальную собственность.

          Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, и муниципальных программ создания новых рабочих мест.

При этом в соответствии с п.п.8,11 вышеуказанных Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат.           

           Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

           Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

           Таким образом, основанием для предоставления социальной выплаты для переселения является проживание в ветхом жилье и отсутствие иного постоянного места жительства.

           Из материалов дела следует, что собственником ХХХ является истец Григорьева Н.М. на основании договора купли-продажи квартиры от хххх, удостоверенного нотариусом ХХХ Ж., реестровый №+++, зарегистрированного в Учреждении юстиции хххх №+++ (л.д.- 6).

           Дом №+++ по ХХХ включен в список жилых домов, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте им.В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности, и решение о ликвидации шахты им.В.И.Ленина было принято                     хххх. Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой им.В.И.Ленина                   ОАО «Ростовуголь», составлен и утвержден приказом Минэнерго России.     

           В данный список истец Григорьева Н.М. не включена, так как зарегистрировалась по месту проживания только хххх (л.д.-18). Однако она с момента приобретения данной квартиры постоянно в ней проживала, что подтверждается медицинскими документами, которые обозревались в судебном заседании.

           Из показаний свидетелей Л. и Д. следует, что хотя Григорьева Н.М. на момент ликвидации шахты им.В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь» зарегистрирована по данному адресу не была, однако она постоянно проживала в данной квартире, где находились все ее личные вещи. Квартира №+++ в доме №+++ по ХХХ ранее принадлежала ее дочери, которая примерно два года назад получила новое жилье взамен ветхого. Муж Григорьевой Н.М. никогда в данной квартире не проживал.

          У суда нет оснований не доверять показаниям свидетелей, поскольку они последовательны и не противоречат материалам дела, суд не усматривает их заинтересованности в исходе дела.

          По спорному дому в качестве лиц, подлежащих переселению, истец в данный список не включен.

          Формирование списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, является исключительным правом органа местного самоуправления.

          С учетом вышеизложенного, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования в полном объеме.

          Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

          Обязать Администрацию города Новошахтинска включить Григорьеву Н.М. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте им.В.И.Ленина                             ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности, по адресу: ХХХ.

          Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение 10 дней.

          Судья

Решение изготовлено в полном объеме: 30.08.2011 года.