Дело №2-1106-11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 августа 2011 года г.Новошахтинск Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Селицкой М.Ю., с участием представителя истца Штода И.С., представителя ответчика Администрации г.Новошахтинска Сергеевой М.Н., при секретаре Ларковой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Штода Л.И. к Администрации г.Новошахтинска, Штода Т.Ф. о признании членом семьи, У С Т А Н О В И Л: Истец обратилась в суд с иском, в котором просила признать её членом семьи её отца Ш.И.И. с февраля 1993 г. по 30.01.2003 г., а также членом семьи Штода Т.Ф. с февраля 1993 г. по настоящее время. В обоснование своих требований истица указала, что её отец, умерший 30.01.2003 г., являлся инвалидом Великой отечественной войны 2 группы. На день его смерти родители и она проживали вместе. С родителями она проживает с 1993 г., что подтверждается данными её трудовой книжки, из которой следует, что с 22.02.1993 г. она работала в Госналогинспекции по г. Новошахтинску. Однако зарегистрирована она была до 2003 г. в г. Санкт-Петербурге. 27.05.2003 г. она снялась с регистрационного учета в г. Санкт-Петербурге, зарегистрировалась у своей тети по адресу <адрес>, поскольку отец к этому времени умер, а мама не оформила на себя право собственности. Однако, с 1993г. она фактически проживала с родителями по <адрес>, вела с ними общее хозяйство, у них был общий бюджет. В настоящее время проживает вместе с матерью. В квартире родителей зарегистрировалась 15.05.2004 г. В настоящее время её мама Штода Т.Ф. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении- как член семьи умершего инвалида ВОВ 408 по общему списку и 41 по списку ветеранов, инвалидов ВОВ, членов погибших(умерших) ветеранов, инвалидов ВОВ. Поскольку она не была зарегистрирована по месту жительства родителей на момент смерти отца, ей отказано во включении в Список. Признание членом семьи её родителей ей необходимо для постановки на учет в качестве нуждающегося жилом помещении как члена семьи умершего ВОВ. Истица в судебное заседание не явилась, о дате и времени была извещена надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, в предоставленном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие. Ранее в судебном заседании истица уточнила заявленные требования, просила признать её членом семьи отца Ш.И.И., умершего 30.01.2003 г., пояснив, что связывает с данным обстоятельством возникновение у администрации г. Новошахтинска обязанности по постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как члена семьи умершего инвалида ВОВ. Дело рассмотрено в отсутствие истицы в порядке ст.167 ГПК РФ. Представитель истицы Штода И.С., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что признание истицы членом семьи умершего отца необходимо для подтверждения факта родственных отношений между ними, поскольку данное обстоятельство Администрацией г. Новошахтинска оспаривается. Кроме того, удовлетворение заявленных требований повлечет для истицы предоставление ряда положенных ей льгот. Просит удовлетворить заявленные требования. Представитель ответчика администрации г.Новошахтинска Сергеева М.Н. в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований и просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что администрацией не оспаривается факт родства истицы с её умершим отцом, поскольку данное обстоятельство подтверждается документами. Если исходить из позиции истицы, связывавшей данное обстоятельство с постановкой её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как члена семьи умершего инвалида ВОВ, то в рамках данного процесса ею не были предоставлены доказательства, подтверждающий данный факт в том смысле, в котором того требует ФЗ № 5 «О ветеранах». Ст.21 указанного закона дает определение членов семьи умершего (погибшего) ветерана, инвалида ВОВ как нетрудоспособного, состоявшего на иждивении и получающего пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Истицей же указывалось на то, что она на протяжении всей жизни помогала родителям, бюджет был общий, пенсию по утрате кормильца она не получает, следовательно, оснований признавать её членом семьи умершего ветерана ВОВ в том смысле, в котором это предусмотрено законом не имеется. Если учитывать позицию представителя истицы, которая идет вразрез с позицией, изложенной в иске самой истицей, то неясно, право на какие льготы будет иметь истица в случае удовлетворения данных требований, поскольку данное обстоятельство представителем истицы, несмотря на предложения суда конкретизировать последствия, которые сторона связывает с удовлетворением данных требований, уточнено не было. Кроме того, полагает, что администрация не нарушило право истицы, поскольку не отказывала ей во включении в Списки. Просит в удовлетворении иска отказать. Ответчик Штода Т.Ф. в судебное заседание не явилась, о дате и времени извещена надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, об отложении судебного заседания не просила ходатайств о рассмотрении делав её отсутствие не поступало. Дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ. Выслушав пояснения представителей сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что истица приходится дочерью Ш.И.И., умершему 30.01.2003 г., и Штода Т.Ф. (л.д.5 копия свидетельства о рождении, л.д.17-копия свидетельства о смерти). Постановлением администрации г. Новошахтинска № от 04.05.2011 г. мать истицы Штода Т.Ф., была принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении члена семьи умершего (погибшего) инвалида ВОВ, состав семьи 1 человек, по адресу <адрес>. (л.д.13 копия постановления). Поскольку позиция истицы и её представителя в части нарушения прав Штода Л.И. администрацией г. Новошахтинска и последствий, которые они связывают с удовлетворением заявленных требований, кардинально противоположна друг другу суд полагает необходимым дать оценку каждой из них с точки зрения обоснованности и совокупности предоставленных доказательств. Из пояснений истицы следует, что признание её членом семьи отца - инвалида ВОВ, умершего 30.01.2003 г., повлечет за собой обязанность Администрации г. Новошахтинска поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как члена семьи умершего инвалида ВОВ. Суд не может согласиться с данной позицией по следующим основаниям. При разрешении данного спора суд полагает обратить внимание на то, что понятие "член семьи" в различных отраслях законодательства трактуется по-разному, и определение данного статуса зачастую зависит от последствий, которые может повлечь за его установление, и области его применения, вследствие чего корректируется нормами специального права, дающими более узкое, применимое к конкретной ситуации определение данного понятия. В частности, в семейном законодательстве имеет значение родственная (кровная) связь, к которой приравнивается правовая связь между усыновителем и усыновленным ребенком. В жилищном законодательстве важнейшим обстоятельством для отнесения лица к членам семьи является факт вселения, совместного проживания, ведения общего хозяйства и т.д. В рамках же данного спора, установление статуса члена семьи умершего инвалида ВОВ, влечет за собой предоставление ряда мер социальной поддержки, в связи с чем, законодатель установил критерии лиц, имеющих право быть отнесенными к данной категории непосредственно в Законе «О ветеранах». В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" членам семьи умерших инвалидов ВОВ, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона, среди прочих мер социальной поддержки предоставляется право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. Согласно п. 1 ст. 21 этого же Закона меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Меры социальной поддержки, о которых идет речь в ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах», представляют собой систему мер, обеспечивающих социальные гарантии членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий. Введение данное нормы призвано восполнить социальную несправедливость, когда родственники погибших (умерших) ветеранов не могли бы воспользоваться льготами по причине гибели (смерти) их близких. Для того чтобы получать установленные меры социальной поддержки, гражданин должен отвечать следующим условиям. Во-первых, являться членом семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий. Другими словами, член семьи должен состоять в строго установленных законом родственных отношениях с умершим кормильцем. Во-вторых, гражданин должен относиться к нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" к нетрудоспособным членам семьи относятся: - инвалиды, в том числе инвалиды с детства; - дети-инвалиды; - дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери; - граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины); - граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ст. 2 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"). В-третьих, член семьи должен был находиться на иждивении кормильца до его смерти (гибели). Состоявшими на иждивении считаются граждане, которые находились на полном содержании умершего или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивение несовершеннолетних детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств. Из изложенного следует, что не просто члены семьи умершего инвалида ВОВ, а именно нетрудоспособные члены семьи умершего инвалида ВОВ имеют право на получение ряда мер социальной поддержки, установленным данным законом, в связи с чем, именно отнесение истицы к числу нетрудоспособных членов семьи умершего инвалида ВОВ, повлечет для неё юридически значимые последствия. Родство истицы с умершим Ш.И.И. в рамках данного процесса никем не оспаривалось, подтверждается материалами дела, и, с учетом изложенного, само по себе не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах». Нахождение истицы на иждивении умершего инвалида ВОВ также не нашло подтверждения в ходе судебного заседания, поскольку из пояснений истицы в судебном заседании 09.08.2011 г. следует, что всё время совместного проживания с родителями она оказывала им материальную помощь, поскольку размер пенсии родителей был небольшой, им не хватало на лекарства и питание, когда отец заболел она покупала ему необходимые лекарства. То, что истица оказывала материальную помощь родителям, подтверждается и показаниями допрошенного в качестве свидетеля С.О.Ю., не доверять которым у суда оснований не имеется. Из материалов дела следует, что истица с 19.06.2003 г. являлась получателем пенсии по инвалидности согласно ст. 8.1 ФЗ «О трудовых пенсиях», с 01.11.2006 г. ей назначена пенсия по старости на основании ст. 7.1 указанного Закона. В соответствии с ч.4 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях», трудовая пенсия по инвалидности назначается со дня признания лица инвалидом, в связи с чем, суд полагает, что истицы была признана в установленном Законом порядке инвалидом 19.06.2003 г. Из изложенного выше следует, что истица не находилась на иждивении умершего инвалида ВОВ, поскольку не получала от него полное содержание и обеспечение, а наоборот сама оказывала материальную помощь, была признана в установленном законом порядке инвалидом после его смерти, получателем пенсии по случаю потери кормильца не является, в связи с чем суд приходит к выводу, что она не относится к числу лиц, указанных в статье 21 Закона РФ "О ветеранах", для которых предусмотрены меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий. Кроме этого, суд учитывает следующее. В соответствии с действующим законодательством, постановка на жилищный учет по любому основанию носит заявительный характер и инициируется, лицом, полагающим, что он имеет право на улучшение жилищных условий. Именно данным лицом осуществляется сбор и предоставление в уполномоченный орган заявление о постановке на жилищный учет и пакета документов, подтверждающих обоснованность заявленного требования. Как уже отмечено судом выше, постановлением администрации г. Новошахтинска № от 04.05.2011 г. мать истицы Штода Т.Ф., была принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении члена семьи умершего (погибшего) инвалида ВОВ. При этом ею была подана справка, в которой было указано на состав семьи 1 человек, по адресу <адрес>. Данные документы содержали информацию на дату постановки на жилищный учет, т.е. на 2011 г. Данных о том, что с аналогичным заявлением с предоставлением соответствующего пакета документов к ответчику обращалась истица, в материалах дела не имеется, в связи с чем, суд полагает, что право истицы в данном случае ответчиком администрацией г. Новошахтинска нарушено не было, решение об отказе в постановке на учет в отношении неё принято не было. Исследуя обоснованность доводов представителя истца о том, что признании истицы членом семьи умершего ветерана ВОВ необходимо для установления родства, которое оспаривается администрацией г.Новошахтинска, а также для предоставления ряда льгот, на которые она имеет право, суд приходит к выводу о надуманности и необоснованности заявленного требования, поскольку, как было указано выше, родство истицы с её отцом ответчиком администрацией г. Новошахтинска не оспаривается, подтверждено материалами дела. Несмотря на то, что представитель истицы в категоричной и некорректной форме отказался от конкретизации требований о возникновении у истицы права на получение льгот, суд полагает, что в данном случае, представитель истца имел ввиду право на предоставление ей как члену семьи умершего ветерана ВОВ, мер социальной поддержки, перечень которых определен в ст. 21 Закона «О ветеранах». Однако, как уже было ранее отмечено судом, право на предоставление указанных мер социальной поддержки имеют лица, указанные вч.1 ст.21 данного закона, к числу которых истица не относится, по основаниям, изложенным судом выше, в связи с чем суд полагает в удовлетворении требований отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Штода Л.И. к Администрации г.Новошахтинска, Штода Т.Ф. о признании членом семьи отказать. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд в течение 10 дней. Судья Решение изготовлено 05.09. 2011 года с учетом требований ст.108 ГПК РФ.