РЕШЕНИЕ о возмещении морального вреда



                                                                                                                      Дело 2-1187-11

                                                                   РЕШЕНИЕ

              Именем Российской Федерации

        7 сентября 2011г.               г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

судьи Винокуровой М.М.,

с участием истицы - Абалихина Н.Н., представителей истцов адвоката Веригиной Н.Н.,

ответчика Токарев М.А., представителя ответчика адвоката Еремеевой В.Н.,

при секретаре Абрамовой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абалихиной Н.Н. и Абалихиной Н.Н. к Токарев М.А. о взыскании компенсации морального вреда,

      УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском, в котором просили взыскать с ответчика в качестве возмещения морального вреда денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей каждому. В обоснование своих требований они указали, что <данные изъяты> в результате ДТП погиб их сын ФИО7 Приговором Новошахтинского районного суда Ростовской области от <данные изъяты> ответчик Токарев М.А. признан виновным в совершении преступления, <данные изъяты>. Ему назначено наказание в виде <данные изъяты>

          Вступившим в законную силу приговором установлено, что ответчик Токарев М.А. около 00 часов 30 минут <данные изъяты>, не имея водительского удостоверения на право управления транспортным средством и навыков вождения, не являясь лицом, допущенным в соответствии с ФЗ №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», находясь в состоянии <данные изъяты>, управлял автомобилем марки «<данные изъяты>». Двигаясь в черте г. Новошахтинска Ростовской области по автодороге <данные изъяты>, на <данные изъяты> грубо нарушил Правила дорожного движения, перевозил на переднем пассажирском сиденье пассажира их сына - ФИО7, не пристегнутого ремнями безопасности, и при возникновении опасности для движения не предпринял возможные меры к снижению к скорости автомобиля, вплоть до полной остановки транспортного средства, не справился с управлением автомобиля, выехал на полосу встречного движения, пересекая сплошную двойную линию дорожной разметки, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, а затем на левую обочину, где допустил опрокидывание автомашины и наезд на препятствие (дерево). В результате чего их сын ФИО7 выпал из автомобиля, получив смертельную травму. Токарев М.А., не убедившись в безопасности маневра, управляя вышеуказанной автомашиной, начал движение на автомобиле вперед и назад, пытаясь переместить автомашину с места дорожно-транспортного происшествия.

         Их сыну виновными действиями ответчика Токарев М.А. были причинены тяжкие телесные повреждения, от которых их сын скончался на месте происшествия.

            В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Считают, что хотя жизнь близкого человека неоценима и бесценна, но виновными действиями ответчика им причинены невосполнимые нравственные и физические страдания. Моральный вред заключается в том, что смерть сына явилась огромной психо-эмоциональной травмой. Никто и никогда не сможет заменить им сына. Они переживают и мучаются от безысходности и невозможности что-либо исправить, душевная боль и психологическая травма не дает жить нормально, они не спят ночами, у них сильные головные боли и бессонница. Они потеряли сына - родного человека, у которого жизнь только начиналась, и жить с данной душевной травмой невыносимо больно. Они страдают. Сын был их надеждой на обеспеченную старость. Он был добрым и отзывчивым человеком, заботливым сыном, опорой и поддержкой им и младшему брату. После смерти сына она (Абалихиной Н.Н.) долгое время вообще не выходила на улицу, хотела умереть. Работая в родильном отделении акушеркой она не могла исполнять свои должностные обязанности, не могла присутствовать в операционной при проведении операций, не могла заполнять отчетные документы, так как, доходя до графы «количество умерших», у неё начиналась истерика, дрожали руки. О смерти сына ей сообщили ночью по телефону, это неописуемая трагедия- слышать о смерти близкого человека, а затем переносить последующие страдания: похороны, боль невосполнимой утраты, слезы и переживания, бессонные ночи, нервные срывы, страшные воспоминания о случившемся, и знать, что уже никогда не увидеть близкого и дорогого человека, который в расцвете сил ушел из жизни. Не смотря на то, что с момента смерти сына прошло <данные изъяты>, их душевная боль не утихает и сейчас.

            Моральный вред, причиненный им в результате смерти сына, они оценивают каждому по <данные изъяты> рублей.

          В судебное заседание истец Абалихин А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие, так как работает вахтовым методом с выездом за пределы Ростовской области, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании истица Абалихина Н.Н. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенном в исковом заявлении, и дополнила, что во время рассмотрения уголовного дела Токарев МА. возместил ей ущерб в сумме <данные изъяты> рублей, в том числе моральный вред - в сумме <данные изъяты> рублей.

Представитель истцов адвокат Веригина Н.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям с учетом дополнения истицы.

Ответчик Токарев в судебном заседании иск признал частично, просил учесть его материальное положение, нахождение на его иждивении <данные изъяты>, считает, что сумма иска чрезмерно завышена.

           Свидетель ФИО9 в судебном заседании пояснила, что семью Абалихиных она знает около <данные изъяты> лет, они давно дружат, постоянно общаются. Ей известно о гибели их сына <данные изъяты>. Виновным в ДТП был признан Токарев Михаил, в отношении которого вынесен приговор Новошахтинским районным судом Ростовской области. Токарев Михаил управлял автомобилем, находясь в <данные изъяты> состоянии. После смерти сына отец Абалихин А. начал выпивать, очень переживал, мать Абалихин А. постоянно подходит к фотографии сына, разговаривает с ним, плачет, а также ухудшилось её состояние здоровья. Она работает акушеркой в родильном отделении, ее не допускали к работе, так как у нее тряслись руки, при заполнении отчетных документов, где надо было заполнять графу - «умершие», у нее начиналась истерика.

Свидетель ФИО10 в судебном заседании пояснила, что семью Абалихиных она знает около <данные изъяты> лет. Погибшего она может характеризовать только с положительной стороны. Его родители очень переживали и переживают случившееся, они не спят ночами, у них сильные головные боли и бессонница. Абалихин А. стал выпивать, а Абалихина Н. постоянно плачет, никак не может смириться с потерей сына.

Выслушав пояснения истицы, представителя истцов, ответчика, его представителя, свидетелей, проверив и изучив материалы дела, обозрев материалы уголовного дела <данные изъяты> в отношении Токарева М.А. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты>, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст.44 ч.1 УПК РФ, если гражданину причинен моральный вред (нравственные или физические страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст.ст. 151 и 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом с учетом требований разумности и справедливости и зависит от характера и объема причиненных потерпевшему нравственных или физических страданий, их степени, оцениваемой исходя из фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является условием его возмещения.

Из материалов дела следует, что приговором Новошахтинского районного суда от <данные изъяты>, вступившим в законную силу, ответчик по делу признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты>.

Согласно данному приговору, Токарев М.А., не имея водительского удостоверения на право управления транспортным средством и навыков вождения<данные изъяты>, находясь в состоянии алкогольного опьянения, управлял автомобилем марки «<данные изъяты>». Двигаясь в черте г. Новошахтинска Ростовской области по автодороге <данные изъяты> грубо нарушил Правила дорожного движения, перевозил на переднем пассажирском сиденье пассажира ФИО7, не пристегнутого ремнями безопасности, и при возникновении опасности не предпринял возможные меры к снижению к скорости автомобиля, вплоть до полной остановки транспортного средства, не справился с управлением автомобиля, выехал на полосу встречного движения, пересекая сплошную двойную линию дорожной разметки, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, а затем на левую обочину, где допустил опрокидывание автомашины и наезд на препятствие (дерево). В результате чего пассажир ФИО7 выпал из автомобиля, получив смертельную травму.

Как установлено в судебном заседании, в результате преступления, совершенного ответчиком, смертью сына истцов им причинены невосполнимые нравственные и физические страдания. Смертью сына истцам причинены моральные страдания - боль от потери близкого человека, ощущение безвозвратной потери. Они переживают и мучаются от безысходности и невозможности что-либо исправить, душевная боль и психологическая травма не дает жить нормально, они не спят ночами, у них сильные головные боли и бессонница. Изменения эмоционального и психологического состояния истцов приобрели длящийся характер.

Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей.

Обсуждая вопрос о размере компенсации морального вреда, суд принимает во внимание фактические обстоятельства причинения морального вреда, характер и степень перенесенных истцами страданий, их длящийся характер, требования разумности и справедливости, учитывает материальное положение ответчика, его состояние здоровья, который ограничений к трудоспособности не имеет, его зарплата составляет <данные изъяты> рублей в месяц, имеет на иждивении <данные изъяты>, в то же время то, что с момента ДТП прошло более 3-х лет и ответчиком длительное время не принимались меры к возмещению истцам морального вреда.

Учитывая изложенное выше, оценивая все доказательства в их совокупности, суд полагает требования истцов о компенсации морального вреда обоснованными, однако, размеры взыскиваемых сумм суд считает завышенными. Суд, основываясь на требованиях закона, считает разумной и соразмерной причиненному вреду компенсацию морального вреда в пользу истца Абалихина АВ. - в сумме <данные изъяты>, а в пользу Абалихиной Н.Н.- в сумме <данные изъяты> рублей с учетом того, что ответчиком ранее истице частично возмещен моральный вред в размере <данные изъяты> рублей. Указанные выше суммы суд полагает взыскать с ответчика.

В остальной части заявленных требований суд полагает истцам отказать.

Кроме того, при подаче искового заявления истцы были освобождены от уплаты госпошлины на основании ст.333.36 Налогового кодекса РФ, поэтому расходы по уплате госпошлины должны быть взысканы с ответчика в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно ч.1 ст.100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как следует из содержания вышеприведенной нормы права, размер вознаграждения представителя зависит от продолжительности и сложности дела, квалификации и опыта представителя. При определении размера вознаграждения за услуги представителя суд учитывает сложность дела, количество проведенных заседаний, квалификацию и опыт представителя, поэтому суд полагает требования истцов в части взыскания с ответчика расходов, затраченных на оплату услуг адвоката по составлению искового заявления и представлению интересов в суде в размере <данные изъяты> рублей, разумными и обоснованными.

Учитывая вышеизложенное, и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Токарев М.А. в пользу Абалихина Н.Н. компенсацию морального вреда, причиненного преступлением, в размере <данные изъяты>.     

Взыскать с Токарев М.А. в пользу Абалихиной Н.Н. компенсацию морального вреда, причиненного преступлением, в размере <данные изъяты>.

В остальной части иска - отказать.

Взыскать с Токарев М.А. в пользу Абалихиной Н.Н. и Абалихина Н.Н. судебные расходы на оплату услуг представителя по составлению искового заявления и представлению интересов в суде в размере <данные изъяты>.

Взыскать с Токарев М.А. госпошлину в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский райсуд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья