Дело №2-1124-2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 9 сентября 2011 года. г. Новошахтинск Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Ленивко Е.А. при секретаре Куксиной Е.А. с участием адвоката Цуканова Д.В., истицы Черевковой Е.И., представителя ответчика Администрации г.Новошахтинска Беспалого Ю.А., действующего на основании доверенности №07.02-04-01/72 от 19.03.2009, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черевковой Е.И., действующей в своих и в интересах несовершеннолетней Черевковой К.А. к Администрации города Новошахтинска, Министерству энергетики РФ о включении в Список на переселение граждан из ветхого жилья, У С Т А Н О В И Л: Истица, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Черевковой К.А., обратилась в суд иском к ответчикам, котором после уточнения исковых требований просит обязать Администрацию города Новошахтинска Ростовской области внести ее, Черевкову Е.И. и её дочь Черевкову К.А., .................. года рождения, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой имени газеты «Комсомольская правда» филиала ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности по адресу: ..............., и направить его для согласования в Министерство энергетики Российской Федерации, обязать Министерство энергетики Российской Федерации согласовать включение ее с дочерью в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой имени газеты «Комсомольская правда» филиала ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности по адресу: ................ В обоснование своих требований истица указала, что ............... в г. Новошахтинске принадлежала Бобровской М.А. на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ................... В 2007 г. жилой дом по ............... в г. Новошахтинске был признан ветхим, а жильцы, там проживающие, в том числе и Б.М.А., были внесены в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой имени газеты «Комсомольская правда» филиала ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности. Указанные списки граждан утверждены приказом Росэнерго. Б.М.А. числилась в указанном списке под № 352. .................. Б.М.А. умерла. Квартира ................ по ............... в г.Новошахтинске перешла в порядке наследства к ней, Черевковой Е.И. Она подала заявление о включении в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой имени газеты «Комсомольская правда» филиала ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности вместо Б.М.А. Однако как стало известно во включении ее в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, отказано. Она полагает, что указанный отказ является необоснованным, нарушает ее законные права и интересы по тем основаниям, что согласно п.8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 г. № 840 предусмотрена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Подпунктом «б», п.8. раздела III Комплекса мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности в России в 2006-2010 годах, утвержденного приказом Минэнерго) России от 27.07.2006 г. № 177, предусмотрено содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ па ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Постановлением Администрации Ростовской области от 27 апреля 2007 г. № 175 определены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности на 2007-2010 годы. Главными распорядителями средств, поступающих в областной бюджет в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета определены : Министерство промышленности и энергетики области в отношении сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье); содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого за снег средств, направленных в 2005-2006 гг. органам местного самоуправления шахтерских городов и поселков области и неиспользованных по состоянию на 1 января 2007 года, а также поступивших в областной бюджет в I квартале 2007 года; Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства области с 1 января 2010 года в отношении содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Также утверждено Положение о порядке предоставления местным бюджетам шахтерских городов и поселков Ростовской области межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, поступающих из федерального бюджета в доход областного бюджета. На органы местного самоуправления шахтерских городов и поселков области возложено формирование ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организаций угольной промышленности, а также в соответствиис ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов;утверждение указанных списков и согласование их с Федеральным агентством по энергетике; представление в Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства области списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков области и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации. В силу п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. № 428 содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленностии ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Размер социальной выплаты определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра обгцей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости I кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и является неизменным до момента приобретения жилья. В случае приобретения жилья, стоимость которого превышает размер социальной выплаты, доплата производится гражданином. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более. Таким образом, действующее законодательство предусматривает предоставление социальных гарантий гражданам включенных в списки не только на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, но и ежегодно уточняемых списков жильцов сносимых домов. Кроме того, в указанную квартиру она была вселена и проживает с августа-сентября 2003 г. в связи с обучением по очной форме в ГОУ НПО «Профессиональный лицей ................». Тем самым, право пользования указанной квартирой ею приобретено с августа-сентября 2003 г.. а право собственности с .................. в соответствии с положениями ст. 1152 ГК РФ. В связи с вышеуказанным, отказ во включении в указанный список не отвечает требованиям действующего законодательства и нарушает ее права. Просит иск удовлетворить. В судебном заседании истица исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также пояснила, что в данной квартире она зарегистрирована с .................., а дом признан непригодным для проживания с ................... Вместе с тем в данной квартире она проживала постоянно с 2003 года, впоследствии, в том числе и с мужем. Брак с мужем она расторгла в ................ году в судебном порядке. Он живет по настоящее время в ................ Она в связи с работой в 2009 году выехала в г. Новочеркасск, периодически проживает в данной квартире вместе с ребенком. В Администрацию города Новошахтинска по поводу включения её с дочерью в Списки она обращалась в 2008 году, ей сказали, что включат и направят в г. Москву, но потом сказали, что во включении в Списки отказано, в связи с чем она в настоящее время обратилась в суд. Иного постоянного места жительства как на момент признания дома непригодным для проживания, так и на настоящий момент у неё не имеется. Просит иск удовлетворить. Представитель истицы в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также пояснил, что до .................. она, хотя и была зарегистрирована у родителей в общежитии в ..............., но фактически постоянно с 2003 года проживала в г. Новошахтинске в спорной квартире. На момент признания дома непригодным для проживания она к тому же была зарегистрирована в данной квартире и являлась её собственником. Однако в Списки была внесена предыдущий собственник, которая умерла .................., т.е. умершая. Ошибочность регистрационных данных привела к тому, что в Списки была включена умершая, а не зарегистрированная там истица с ребенком. Он считает, что факт постоянного проживания истицы в данной квартире с 2003 года подтвержден представленными доказательствами. Просит иск удовлетворить. Представитель ответчика Администрации города Новошахтинска Беспалый Ю.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать по тем основаниям, что полагает, что со стороны Администрации города Новошахтинска права истицы и её ребенка не нарушены. Действительно данный дом был признан непригодным для проживания решением МВК от .................., Списки согласованы Минэнерго РФ 30.06.2008. Он не может пояснить почему в них изначально не была включена истица, может только предположить, что она там не проживала. Умершая включена в связи с тем, что только она была там зарегистрирована, и квартира должна была быть внесена в Списки. Истица в 2008 году обращалась в Администрацию города Новошахтинска по данному вопросу, была включена в Списки, однако данные Списки в полном объеме не были согласованы Минэнерго РФ, по каким конкретно основаниям он пояснить не может. Действия Минэнерго РФ истица тогда не обжаловала, повторно с заявлением о включении её в списки не обращалась, в связи с чем включена не была. Часть людей из этого Списка при повторном обращении были включены и эти Списки были согласованы Минэнерго РФ. По данной квартире денежные средства предусмотрены, на настоящий момент переселены не все жильцы дома, однако сама Программа была предусмотрена до 2010 года, и её действие окончилось в декабре 2010 года и по настоящее время не продлена, предусмотрено лишь выделение финансирования в течение последующих 3 лет. Представитель ответчика Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, о чем имеется уведомление, согласно поступившему заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ. Из письменного возражения следует, что ответчик исковые требования не признает, просит в удовлетворении иска, предъявленного к Министерству энергетики РФ отказать по тем основаниям, что истица приобрела право собственности на данную квартиру в 2007 году, в домовладении не проживала, вселилась в него с семьей после перехода права собственности на наследственное имущество. Гарантии, связанные с отселением из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания вследствие ведения горных работ, предоставляются на основании соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения, гражданам, непосредственно проживающим в жилых помещениях в качестве меры социальной поддержки. С учетом этого право на отселение лиц, включенных в соответствующие списки, как связанное непосредственно с личностью в состав наследства включено быть не может. Специальными нормативными правовыми актами включение в списки на переселение наследников, фактически не проживающих в жилых помещениях до перехода права собственности на имущество в порядке наследования, так же не предусмотрено. Уточнение списков является исключительным правом органа местного самоуправления как получателя бюджетных средств, т.е. Администрации города Новошахтинска Ростовской области. Выслушав пояснения сторон, обозрев амбулаторную медицинскую карту ребенка, медицинскую карту беременной, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. В соответствии с Правилами предоставлениямежбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428 межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на следующих условиях: а) использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил; б) представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики Российской Федерации: перечня отобранных на конкурсной основе объектов, где создаются новые рабочие места, которые включены в муниципальные программы и обеспечены проектной документацией; сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности; отчетности об использовании межбюджетных трансфертов по форме и в сроки, которые определяются Министерством энергетики Российской Федерации. Согласно п.п.5,6 вышеуказанных Правилмежбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: а) снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье); б) содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого; в) содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности (далее - выезжающие граждане); г) реконструкция и замена пострадавших в связи с ликвидацией угольных (сланцевых) шахт и разрезов объектов социальной инфраструктуры, предоставлявших основные коммунальные услуги населению шахтерских городов и поселков; д) завершение реализации мероприятий по созданию новых рабочих мест; е) эксплуатация природоохранных объектов, переданных ликвидируемыми организациями угольной промышленности в муниципальную собственность. Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, и муниципальных программ создания новых рабочих мест. При этом в соответствии с п.п. 8,11 вышеуказанных Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат.Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Cоциальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина. Таким образом, основанием для предоставления социальной выплаты для переселения является проживание в ветхом жилье и отсутствие иного постоянного места жительства. В судебном заседании установлено, что ............... в г. Новошахтинске Ростовской области находится на подработанном участке горного отвода шахты им. газеты «Комсомольская Правда» филиала ОАО «Ростовуголь» и признан непригодным для проживания по критериям безопасности в соответствии с актом городской Межведомственной комиссии от 28.11.2007 №10. Списки граждан, подлежащих переселению по спорному домовладению, составлены Администрацией города и утверждены приказом Министерства энергетики РФ от 30.06. 2008 года ................. В данные списки по ............... в г. Новошахтинске Ростовской области включена бабушка истицы Б.М.А., которая умерла ................... Из материалов дела следует, что истица зарегистрирована в данной квартире с .................. по настоящее время, собственником данной квартиры она стала с .................., т.е. со дня смерти наследодателя в соответствии с положениями ч.4 ст.1152 ГК РФ, а фактически проживала в данной квартире вместе с бабушкой с сентября 2003 года. .................. у истицы родилась дочь Черевковой К.А., которая также стала проживать в данной квартире вместе с матерью. Иного жилого помещения и другого постоянного места жительства истица не имеет. Указанные обстоятельства подтверждаются адресной справкой, данными паспорта, справкой о составе семьи, справкой Профессионального лицея ................, данными медицинской карты беременной, данными амбулаторной медицинской карты ребенка, справкой МДОУ д/с ................ «Аленький цветочек», свидетельством о расторжении брака, данными полиса обязательного медицинского страхования, данными трудовой книжки истицы. С учетом данных обстоятельств, а также вышеуказанных положений Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 №428, суд полагает возможным исковые требования удовлетворить и обязать Администрацию города Новошахтинска включить истицу и её несовершеннолетнюю дочь в Список граждан подлежащих переселению. В удовлетворении исковых требований, предъявленных к Министерству энергетики РФ, суд полагает необходимым отказать, так как истицей не представлено доказательств, подтверждающих нарушение её прав со стороны данного ответчика. Представленная выписка из Списка и письмо Департамента угольной и торфяной промышленности Министерства энергетики РФ от 12.03.2009 №09-056 не подтверждает её включение в дополнительные списки и отказ Министерства энергетики РФ в согласовании включения в списки на переселение непосредственно истицы и её дочери. Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований в отношении данного ответчика у суда не имеется. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Обязать Администрацию города Новошахтинска включить Черевкову Е.И., Черевкову К.А. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте им. газеты «Комсомольская Правда» ОАО «Ростовуголь», непригодным для проживания по критериям безопасности по адресу: Ростовская область, г. ............... В остальной части в удовлетворении иска отказать. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение 10 дней. Судья (подпись) Решение изготовлено 14.09.2011.