Решение о взыскании морального вреда



                                                                                                                      Дело 2-1116-11

                                                                   РЕШЕНИЕ

              Именем Российской Федерации

       30 сентября 2011г.               г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

судьи Винокуровой М.М.,

с участием истцов - Абросимовой Т.В. и Абросимова Г.В.,

представителя ответчика адвоката Дрожжина Е.А., представившего удостоверение и ордер,

при секретаре Положий Б.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абросимовой Т.В. и Абросимова Г.В. к Барабаш А.Л. о взыскании компенсации морального вреда и материального ущерба, причиненного преступлением,

      УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском, в котором просили взыскать с ответчика в качестве возмещения морального вреда денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей каждому и в пользу истицы Абросимовой Т.В. материальный ущерб, причиненный преступлением, в размере <данные изъяты> рублей. В обоснование своих требований они указали, что <данные изъяты> умер сын истцов Абросимов Г.Г., <данные изъяты> года рождения.

Приговором Новошахтинского районного суда Ростовской области от <данные изъяты> Барабан А.Л. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ, а именно: в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, и повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, и по ч.1 ст.131 УК РФ и ему назначено наказании е в виде <данные изъяты> лет лишения свободы с отбыванием наказания в <данные изъяты> режима.

          Вступившим в законную силу приговором установлено, что ответчик Барабаш А.Л. виновен в смерти их сына. Ответчик Барабаш А.Л. нанес их сыну телесные повреждения: <данные изъяты>, от которых их сын скончался в больнице, не приходя в сознание.

            В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Считают, что хотя жизнь близкого человека неоценима и бесценна, но виновными действиями ответчика им причинены невосполнимые нравственные и физические страдания. Моральный вред выражается в том, что смерть сына явилась огромной психо-эмоциональной травмой. Никто и никогда не сможет заменить им сына. Они переживают и мучаются от безысходности и невозможности что-либо исправить, душевная боль и психологическая травма не дает жить нормально, они не спят ночами, у них сильные головные боли и бессонница. Они потеряли сына - родного человека, у которого жизнь только начиналась, и жить с данной душевной травмой невыносимо больно. У сына на иждивении находилось двое несовершеннолетних детей, которые остались сиротами. После смерти сына она (Абросимова) оформила опекунство над одним из детей сына. Каждый день они страдают от того, что внуки остались без отца, они вспоминают сына и плачут от боли. Внук берет фотографию отца и спрашивает, где он и почему не приходит. Сын умер практически на их глазах, эта неописуемая трагедия - видеть смерть близкого человека, а затем переносить последующие страдания: похороны, боль невосполнимой утраты, слезы и переживания детей, бессонные ночи, нервные срывы, страшные воспоминания о случившемся, и знать, что уже никогда не увидеть близкого и дорогого человека, который в расцвете сил ушел из жизни. Погибший был прекрасным сыном и отцом детей. В настоящее время без сына им очень тяжело материально заботиться о внуках, заниматься их воспитанием. Все эти дополнительные проблемы также приводят к душевным страданиям.

          Моральный вред, причиненный им в результате смерти сына, они оценивают каждому по <данные изъяты> рублей.

          Кроме морального вреда в результате виновных действий ответчика истице причинен материальный ущерб, состоящий из расходов на погребение в сумме <данные изъяты> рублей, а также из расходов на оплату услуг адвоката в размере <данные изъяты> рублей, из них <данные изъяты> рублей- оплата услуг адвоката Котляровой ИА. в суде первой инстанции по уголовному делу; <данные изъяты> рублей- оплата услуг адвоката Веригиной Н.Н. в суде кассационной инстанции; <данные изъяты> рублей- оплата услуг адвоката Веригиной Н.Н. по написанию искового заявления о возмещении компенсации морального время и имущественного ущерба.

          Доказательствами размера причиненного ей материального ущерба и расходов являются квитанции и товарные чеки, прилагаемые к настоящему исковому заявлению.          

В судебном заседании истцы заявленные исковые требования поддержали по основаниям, изложенном в исковом заявлении.

Представитель ответчика адвокат Дрожжин Е.А. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований истцов.

Ответчик Барабаш А.Л. в судебное заседание не явился, находится в местах лишения свободы, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Из поступившего в суд в порядке исполнения судебного поручения протокола судебного заседания следует, что с исковыми требованиями Абросимовой Т.В. не согласен в полном объеме, так как своими действиями ей никакого ущерба не причинял, потерпевший умер не от того, что он причинил ему телесные повреждения, а от остановки сердца, которое не выдержало именно из-за действий самой Абросимовой Т.В., которая настояла на трепанации. Исковые требования Абросимова Г.В. вовсе он не признает, так как не считает его потерпевшим и вообще он не знает, кто этой такой. Дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

           Выслушав пояснения истцов, представителя ответчика, проверив и изучив материалы дела, обозрев материалы уголовного дела <данные изъяты> в отношении Барабаша А.Л, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, ст.44 ч.1 ГПК РФ, если гражданину причинен моральный вред (нравственные или физические страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст.150 ГГК РФ, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В силу ст.21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Согласно ст.ст. 151 и 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом с учетом требований разумности и справедливости и зависит от характера и объема причиненных потерпевшему нравственных или физических страданий, их степени, оцениваемой исходя из фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является условием его возмещения.

Приговором Новошахтинского районного суда Ростовской области от <данные изъяты> Барабаш А.Л. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ, а именно: в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего.

Согласно данному приговору, <данные изъяты> в ходе ссоры, возникшей на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений, Барабаш А.Л., действуя осознанно и целенаправленно, без цели убийства, умышленно нанес Абросимову Г.Г. не менее одиннадцати ударов руками и ногами в область жизненно-важных органов - голове и туловищу, причинив Абросимову Г.Г. телесные повреждения, а именно: <данные изъяты>, которые повлекли за собой тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни человека. Смерть Абросимова Г.Г. наступила в результате закрытой черепно-мозговой травмы с ушибами головного мозга тяжелой степени.

Из указанного выше приговора Новошахтинского районного суда Ростовской области от <данные изъяты> следует, что вина ответчика Барабаша А.Л. заключается в том, что последний, действуя осознанно и целенаправленно, без цели убийства, умышленно нанес Абросимову Г.Г. не менее одиннадцати ударов руками и ногами в область жизненно-важных органов, причинив ему телесные повреждения, которые повлекли за собой тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни человека. Смерть Абросимова Г.Г. наступила в результате закрытой черепно-мозговой травмы с ушибами головного мозга тяжелой степени.

Как установлено в судебном заседании, в результате преступления, совершенного ответчиком, смертью сына истцов им причинены невосполнимые нравственные и физические страдания. Смертью сына истцам причинены моральные страдания - боль от потери близкого человека, ощущение безвозвратной потери. Они переживают и мучаются от безысходности и невозможности что-либо исправить, душевная боль и психологическая травма не дает жить нормально, они не спят ночами, у них сильные головные боли и бессонница. Изменения эмоционального и психологического состояния истцов приобрели длящийся характер.

Сын умер практически на глазах истцов, поэтому эта неописуемая трагедия - видеть смерть близкого человека, а затем переносить последующие страдания - похороны, боль невосполнимой утраты, слезы, страшные воспоминания о случившемся, и знать, что уже никогда не увидят близкого и дорогого им человека. В настоящее время без сына истцам очень тяжело материально заботиться о внуках, заниматься их воспитанием. Все эти дополнительные проблемы также приводят к душевным страданиям.

Обсуждая вопрос о размере компенсации морального вреда, суд принимает во внимание фактические обстоятельства причинения морального вреда, характер и степень перенесенных истцами страданий, их длящийся характер, требования разумности и справедливости, а также учитывает, что размер компенсации морального вреда не поддается точному денежному подсчету и взыскивается с целью смягчения эмоционально - психологического состояния лица, которому он причинен, учитывает, что в настоящее время ответчик отбывает наказание в местах лишения свободы, в силу своего возраста и состояния здоровья, ограничений к трудоспособности не имеет, поэтому в состоянии работать, как в местах лишения свободы, так и после отбытия наказания.

Учитывая изложенное выше, оценивая все доказательства в их совокупности, суд полагает требования истцов о компенсации морального вреда обоснованными, однако, размеры взыскиваемых сумм суд считает завышенными. Суд, основываясь на требованиях закона, считает разумной и соразмерной причиненному вреду компенсацию морального вреда в пользу истцов Абросимовой Т.В. и Абросимова Г.В. в размере <данные изъяты> рублей каждому, которые подлежат взысканию с ответчика в их пользу. В остальной части заявленных требований о взыскании компенсации морального вреда истцам суд полагает отказать.

Что же касается иска истицы в части взыскания материального ущерба в размере <данные изъяты> рублей, то суд полагает взыскать частично в сумме <данные изъяты> рублей, а именно: <данные изъяты> рублей -расходы на погребение и <данные изъяты> рублей - оплату услуг адвоката по написанию искового заявления по данному гражданскому делу о возмещении материального ущерба и компенсацию морального вреда, поскольку суду представлены доказательства, подтверждающие действительный размер понесенных расходов по настоящему гражданскому делу - квитанция к приходному кассовому ордеру от <данные изъяты> о получении адвокатом Веригиной Н.Н. от истицы за оказание юридической помощи <данные изъяты> рублей и перечисление денег в сумме <данные изъяты> рублей ООО «<данные изъяты>» по счету <данные изъяты> ОАО «<данные изъяты>».

В части иска о взыскании расходов на оплату услуг представителей потерпевшей Абросимовой Т.В. - адвоката Котляровой ИА. по уголовному делу по обвинению Барабаша А.Л. по ст.ст.111 ч.4 и 131 ч.1 УК РФ в суде первой инстанции в размере <данные изъяты> рублей и адвоката Веригиной Н.Н. - по уголовному делу в суде кассационной инстанции в размере <данные изъяты> рублей суд полагает отказать, поскольку вышеуказанные расходы на оплату услуг представителей потерпевшей в уголовном деле относятся к процессуальным издержкам по уголовному делу, поэтому они должны быть рассмотрены в порядке ст.ст. 42 и 131 УПК РФ.

Кроме того, при подаче искового заявления истцы были освобождены от уплаты госпошлины на основании ст.333.36 Налогового кодекса РФ, поэтому расходы по уплате госпошлины должны быть взысканы с ответчика в <данные изъяты>.

Учитывая вышеизложенное, и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Барабаш А.Л. в пользу Абросимовой Т.В. компенсацию морального вреда, причиненного преступлением, в размере <данные изъяты> рублей.     

Взыскать с Барабаш А.Л. в пользу Абросимова Г.В. компенсацию морального вреда, причиненного преступлением, в размере <данные изъяты>.     

Взыскать с Барабаш А.Л. в пользу Абросимовой Т.В. материальный ущерб, причиненный преступлением, в сумме <данные изъяты> рублей.

В остальной части иска - отказать.

Взыскать с Барабаш А.Л. госпошлину в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский райсуд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья