РЕШЕНИЕ о включении в списки на ветхое жилье



Р Е Ш Е Н И Е                            №2-1647/2011г.

Именем Российской Федерации

10 октября 2011 года                                                                              г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Винокуровой М.М.

с участием:

истца Гончарова Н.Л., третьего лица Гончарова Л.И.

представителя ответчика Беспалого Ю.А.,

при секретаре Абрамовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончаров Н.Л. к Администрации г. Новошахтинска о защите права на получение благоустроенного жилого помещения в связи со сносом дома, отнесенного к ветхому жилью (третьи лица - Министерство энергетики РФ и Гончаров Н.Л.),

     УСТАНОВИЛ:

Истцы Гончаров Л.И. и Гончаров Н.Л. обратились в суд с иском к ответчику, в котором просят защитить их право на получение благоустроенного жилого помещения взамен ставшего ветхим в результате ведения горных работ шахты им. <данные изъяты>» квартиры №<данные изъяты> дома <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> в г. Новошахтинске, и обязать администрацию г. Новошахтинска включить их в Список граждан, проживающих в ветхом жилье по адресу: г. Новошахтинск Ростовской области, ул. <данные изъяты>, ставшим в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте им. <данные изъяты> непригодным для проживания по критериям безопасности, ссылаясь на то, что Гончаров Л.И. является собственником квартиры №<данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м дома №<данные изъяты> по ул. <данные изъяты> г. Новошахтинска Ростовской области на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <данные изъяты>, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, <данные изъяты> сделана запись регистрации <данные изъяты> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права -<данные изъяты>.

ФИО5 был Гончарову Л.И. братом, а Гончарову Н.Л. - дядей. Гончаров Л.И. после смерти брата ФИО5 стал собственником вышеуказанного жилого помещения.

В список на переселение граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодных для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахтой им. <данные изъяты> включен ФИО5, умерший <данные изъяты>, бывший собственник квартиры. Сейчас Гончаров Л.И. является собственником квартиры и имеет полное право на получение благоустроенного жилья взамен сносимого ветхого жилья. С начала 2004 года Гончаров Н.Л. проживал совместно со своим дядей в вышеуказанной квартире, что подтверждается справкой от <данные изъяты>. Они ухаживали за ФИО5 и похоронили его, Квартира, в которой он зарегистрирован и проживает, является для него единственным помещением для постоянного проживания, другого жилого помещения у него нет. Данная квартира, в которой они проживают, находится в ветхом жилом доме, который стал непригодным для проживания по критериям безопасности ветхим в результате горных работ шахты им. <данные изъяты>, то есть по вине шахты. Жильцы близлежащих домов уже переселены.

Списки на переселение из ветхого жилья постоянно уточняются в силу естественных причин- убыли и прибыли населения, проживающего в ветхом жилье на основании постановления от 13 июля 2005 года №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков согласно п.8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

В судебном заседании истец Гончаров Н.Л. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просит удовлетворить иск.     

В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, считает, что в спорной квартире истец не был зарегистрирован и не проживал на момент принятия решения о ликвидации шахты. При таких обстоятельствах, в добровольном порядке администрация г. Новошахтинска не может включить истца в список граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшего в результате ведения горных работ ш. им. «<данные изъяты>» непригодным для проживания по критериям безопасности, так как факт его проживания в спорной квартире необходимо доказать в суде, при этом пояснил, что в списке на переселение значится один человек - умерший ФИО5

Представитель третьего лица Министерства энергетики в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен. Из отзыва Минэнерго РФ следует, что в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в составе утвержденного проекта ликвидации шахты им. <данные изъяты>» по адресу: г. Новошахтинск Ростовской области, ул. <данные изъяты>, утвержден ФИО5 Истец приобрел спорное домовладение в собственность в порядке наследования в 2009 году. Истец предъявил иск о признании права на получение нового жилья взамен ветхого и включении в списки на получение нового жилья, мотивировав его тем, что соответствующее право перешло к нему в порядке универсального наследственного правопреемства. Правилами предоставления межбюджетных трансфертов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты>, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт. Указанными Правилами получателями средств федерального бюджета по направлениям финансирования «Снос ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности» являются органы местного самоуправления. Уточнение списков является исключительным правом органа местного самоуправления - получателя бюджетных средств, то есть администрации <данные изъяты>. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Минэнерго РФ.

В судебном заседании истец Гончаров Л.И. отказался от иска и по его просьбе определением суда переведен 3-им лицом. Третье лицо Гончаров Л.И. в судебном заседании не возражал против включения истца в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. При этом пояснил, что в случае включения его сына не будет чинить препятствия в передаче жилого помещения в муниципальную собственность.            

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО7 и ФИО8 подтвердили, что истец стал проживать с дядей в спорной квартире с 2002-2003 года и продолжает проживать по настоящее время. Он ухаживал за больным дядей, они вели общее хозяйство. У истца нет другого жилья.

            Выслушав доводы истца, представителя ответчика, третьего лица, пояснения свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В данном случае требования истцов сводятся к получению жилья за счет средств господдержки, выделяемых в рамках программы по реструктуризации угольной отрасли.

Выделение средств господдержки для переселения граждан из ветхого жилья связано с деятельностью угольных предприятий и приведением жилых помещений в непригодное для проживания состояние в результате ведения горных работ, и является лишь одним из направлений в сфере жилищной политики и самостоятельным вариантом обеспечения граждан жильем.

Обязательства государства по предоставлению другого благоустроенного жилья гражданам, чьи жилые помещения приведены в ветхое и непригодное для проживания состояние ведением горных работ ликвидируемыми шахтами, регулируется Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428.

Так, в соответствии с п.п. «б» п.5 Правил, одним из направлений предоставления межбюджетных трансфертов является содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

При этом пунктом 6 Правил определено, что размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (в том числе и на переселение граждан из ветхого жилья), определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, и муниципальных программ создания новых рабочих мест.

Согласно п.п. «б» п.3 Правил, межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков при условии представления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики РФ сведений о количестве переселяемых семей, высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.

В соответствии с п.8 Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Таким образом, предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам, а затем - предоставление гражданам из этих средств субсидий для приобретения другого жилья во всех случаях производится на основании Списков граждан, подлежащих переселению, составленных органами местного самоуправления и согласованных с Министерством энергетики РФ.

Согласно п.11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

До введения в действие в 2005 году вышеназванных Правил предоставления субвенций действовали другие правовые акты, определяющие категории граждан, подлежащих переселению - «Временный порядок содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности» и Эталон проекта ликвидации шахт (разрезов), утвержденный приказом Министерства энергетики РФ от 01.11.2001г. №306, который зарегистрирован в МЮ РФ 05.11.2001г. №07/10666-ЮД. В этих правовых актах предусматривалось, что переселению подлежат граждане, проживающие и зарегистрированные в ветхих домах (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания в зоне влияния горных работ.

Как видно из приведенных норм, Правила предоставления субвенций, действующие в настоящее время, не содержат указаний на обязательное наличие регистрации граждан в ветхих жилых домах на день принятия решения о ликвидации шахты или день составления Списков.

Судом установлено, что список граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшего в результате ведения горных работ ш. им. «<данные изъяты>» непригодным для проживания по критериям безопасности, утвержден протоколом <данные изъяты>.

Согласно справке председателя уличного комитета от 11.04.2011 года, Гончаров Н.Л. совместно проживал с ФИО5 с 2004 года по адресу: ул. <данные изъяты>. Гончаров Н.Л. проживает с вышеуказанного времени и по настоящее время.

Как видно из сообщений, представленных суду МП БТИ и выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, за Гончаровым Н.Л. других жилых помещений на праве собственности не зарегистрировано.

Исходя из положений п.8 Правил, органам местного самоуправления предоставлено право ежегодно уточнять Списки жильцов домов, подлежащих сносу. При этом правовые нормы не устанавливают, в каких случаях и какие категории лиц имеют право на включение в Списки дополнительно к гражданам, уже включенным в Списки для переселения. Суд полагает, что поскольку истец проживал в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации шахты, и проживают в настоящее время, то он подлежит включению в Список на переселение. Кроме того, отец истца является собственником указанного ветхого жилья.

При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

          Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию г.Новошахтинска включить Гончаров Н.Л., проживающего в г. Новошахтинске по ул.<данные изъяты>, в Список на переселение граждан из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности по шахте <данные изъяты>.         

Решение может быть обжаловано в Ростовский облсуд через Новошахтинский райсуд в течение 10 дней.

Судья (подпись)

Решение изготовлено 14 октября 2011г.