Решение по делу № 2-1027/2011 о прекращении действия права на управление транспортными средствами



дело № 2-1027-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 ноября 2011 года         г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Селицкой М.Ю.

с участием помощника прокурора г.Новошахтинска СеребрянниковойЭ.В.

представителя ответчика Самсонова А.В.

при секретаре Говорун Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новошахтинска, в интересах неопределенного круга лиц к Акулинину П.П. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, третье лицо ОГИБДД ОВД по г. Новошахтинску,

У С Т А Н О В И Л:

         Прокурор г.Новошахтинска обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит прекратить действие права на управление транспортными средствами у Акулинина П.П. водительского удостоверения за серия ....., выданного 10.12.2009 года РЭП ГИБДД по Красносулинскому району Ростовской области. В обоснование своих исковых требований указал на то, что прокуратурой города проведена проверка исполнения территориальными органами федеральных органов государственной власти выполнения требований Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196 - ФЗ. В ходе проверки установлено, что на диспансерном учете с февраля 2011 г. с диагнозом «хронический алкоголизм 2 степени» состоит ответчик, который находится на диспансерном учете в настоящее время. 10.12.2009 года в РЭП ГИБДД по Красносулинскому району ответчику было выдано водительское удостоверение серия ..... В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 года за № 377 «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», которым утвержден «Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности» предусмотрено ограничение на управление авто, мототранспортным средствами без права работы для водителей, страдающих алкоголизмом, токсикоманией. Однако, ответчик, находясь на диспансерном учете с диагнозом «хронический алкоголизм», продолжает управлять транспортным средством по настоящее время. В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года за № 196 - ФЗ закреплено право граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ, которые гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 года за № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения», установлено, что условием для получения права на управление транспортным средством является отсутствие ограничений к водительской деятельности. В соответствии со ст. 28 Федерального закона за № 196 - ФЗ от 10.12.1995 года - «О безопасности дорожного движения» в качестве одного из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами предусматривает ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик, страдающий хроническим алкоголизмом, в нарушение требований закона обладает правом на управление транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности.

           В судебном заседании помощник прокурора г. Новошахтинска Серебрянникова Э.В. поддержала исковые требования и просила их удовлетворить, по основаниям указанным в исковом заявлении.

          Ответчик в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, в предоставленном суду заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие с участием представителя по доверенности Самсонова А.В. Также в заявлении ответчик указал, что возражает против удовлетворения заявленных требований, так как повторную постановку его на диспансерный учет с диагнозом «алкоголизм» считает незаконной. Дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика Самсонов А.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в заявлении его доверителя. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дне слушания дела надлежащим образом извещен, что подтверждается материалами дела. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав помощника прокурора г. Новошахтинска Серебрянникову Э.В., ответчика, показания допрошенной ранее в качестве свидетеля врача-нарколога Шахтинского филиала ГУЗ «Наркологический диспансер РО, наркологический кабинет г. Новошахтинска» Г.Н.С., обозрев медицинские карты амбулаторного больного , , проверив и изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

          В судебном заседании установлено, что 10.12.2009 года в РЭП ГИБДД по Красносулинскому району ответчику было выдано водительское удостоверение серия ......

Из материалов дела следует, что ответчик с 01.02. 2011 г. по настоящее время состоит на учете с диагнозом «хронический алкоголизм 2 степени СОА», данная постановка является повторной.

Из показаний допрошенной ранее в качестве свидетеля Г.Н.С. следует, что она работает врачом-наркологом Шахтинского филиала ГУЗ «Наркологический диспансер РО, наркологический кабинет г. Новошахтинска». Свидетель пояснила, что Акулинин П.П. состоял на диспансерном учете с 1997 г. по 2010 г. с диагнозом «хронический алкоголизм 2 степени». С 1997 г. по 2006 г. неоднократно получал лечение в связи с запоями. С 2006 г. наблюдалась стойкая ремиссия, в связи с чем, в ноябре 2010 г. Акулинин П.П.был снят с диспансерного учета. 31.01.2011 г. Акулинин П.П. был доставлен сотрудниками ППС в наркологический кабинет для освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, которое у него было установлено. Поскольку он состоял на диспансерном учете, с которого был снят в связи с ремиссией в течении 3 лет, то употребление спиртного у таких лиц расценивается как рецедив заболевания. Свидетель также отметила, что алкоголизм и наркомания - это заболевания, при которых выздоровление невозможно, возможна только ремиссия, и употребление психоактивных веществ характеризуются как срывы. В связи с чем по решению комиссии ВК Акулинину П.П. было рекомендовано наблюдение врача-нарколога, и он был повторно взят на учет.

Заключением медицинской комиссии для проведения наркологических экспертиз от 03.10.2011 г. подтверждено наличие у Акулинина П.П. заболевания «хронический алкоголизм 2 стадии, рецедив заболевания». При таком состоянии здоровья, при наличии данного заболевания Акулинин П.П. имеет медицинские критерии, являющиеся препятствием для управления транспортными средствами по причине небезопасности такового.

При таких обстоятельствах, имеющееся у ответчика заболевание в соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", является противопоказанием для допуска к водительской деятельности. Однако, Акулинин П.П. находясь на диспансерном учете с диагнозом «хронический алкоголизм», имеет право на управление транспортным средством, тем самым, представляя потенциальную опасность для участников дорожного движения.

Критерии допуска граждан к получению права управления транспортными средствами установлены статьей 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". К числу таковых отнесено требование об отсутствии у лица ограничения к водительской деятельности, в том числе и ограничения по медицинским показаниям. Применение указанного ограничения обеспечивается нормами статьи 23 указанного Закона, устанавливающими обязательный характер прохождения медицинского освидетельствования кандидата в водители. При этом целью данного освидетельствования является определение у водителей или кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

В соответствии с пунктом 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации водитель транспортного средства обязан в установленных случаях проходить проверку знаний и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.

Наличие у ответчика, в настоящее время, диагноза " хронический алкоголизм 2 стадии" означает, что он имеет ограничение к осуществлению водительской деятельности по медицинским показаниям.

Доводы стороны ответчика о том, что в иске следует отказать, поскольку незаконной является повторная постановка Акулинина П. П. на диспансерный учет, суд полагает несостоятельными, поскольку обоснованность постановки на учет ответчика предметом настоящего судебного разбирательства не является, данные требования ответчиком заявлены не были.

Таким образом, Акулинин П.П. не отвечает в настоящее время установленным нормами вышеуказанного Федерального закона условиям допуска к получению права управления транспортными средствами.

Учитывая, что при в настоящее время при использовании ответчиком удостоверения на право управления транспортными средствами нарушены требования Федерального закона "О безопасности дорожного движения", выданное ему водительское удостоверение является недействительным.

Статьей 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено ограничение прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Статья 3 Закона в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно статье 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

Таким образом, из системного толкования вышеприведенных норм закона и международного законодательства следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.

При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами международного права, а потому такая деятельность подлежит прекращению посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами, в связи с чем, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

               

Прекратить действие права на управление транспортными средствами Акулинина П.П., .. .. .. года рождения, водительского удостоверения серия ....., выданного 10.12.2009 года РЭП ГИБДД по Красносулинскому району Ростовской области.

Решение суда направить в ОГИБДД отдела МВД России по г.Новошахтинску для розыска и изъятия водительского удостоверения серия ....., выданного 10.12.2009 года РЭП ГИБДД по Красносулинскому району Ростовской области.

            Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд в течение 10 дней.

Судья

Решение изготовлено 07.11.2011 г. с учетом положений ст. 108 ГПК РФ.