дело № 2-1632-11 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 08 ноября 2011 года г.Новошахтинск Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Селицкой М.Ю. с участием истца Черваневой О.В. представителя ответчика Григорьянц Л.С. представителя третьего лица Вьюновой С. при секретаре Ларковой О.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черваневой О.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новошахтинске о включении периодов работы в страховой и специальный стаж и назначении досрочной пенсии, третье лицо Муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница», УСТАНОВИЛ: Истец обратилась в суд с иском, в котором, после уточнения заявленных требований, просила обязать ответчика включить в специальный стаж работы период с 02.04.1981 г. по01.01.1999 г., 17 лет 5 месяцев 3 дня в должности акушерки женской консультации медсанчасти шахты «Западная Капитальная» и назначить льготную пенсию по старости с 02.08.2011г. В обоснование заявленных требований истица указала, что продолжительность её страхового стажа составляет более 30 лет, все периоды еёработы являются специальным стажем, так как, начиная с 02.04.1981 года и по настоящее время, она работает в должности акушерки, то есть осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения г.Новошахтинска.В соответствии с п. 1 подпунктом 20 ст.27 Федерального закона № от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, не менее 30 лет в городах не зависимо от возраста.Таким образом, право на досрочное получение трудовой пенсии по старости у неё наступило 02.08.2011 года, в связи с чем, она обратилась к ответчику по вопросу назначения льготной пенсии по старости. Однако, в назначении пенсии ей было отказано якобы ввиду отсутствия у неё страхового и специального стажа, то есть менее 30 лет.Полагает, что отказ в назначении ей льготной пенсии неправомерен, так как ГУ УПФ РФ не включило в продолжительность её специального стажа работы период с 02.04.1981 г. по 01.01.1999 г., то есть 17 лет 5 месяцев 3 дня - работа в должности акушеркиженской консультации медсанчасти шахты «Западная Капитальная».Однако в течении данного периода работы она несколько раз уходила в отпуск без содержания: с 28.05.1987 г. по 30.05.1987г. - 3 дня; с 06.07.1988 г. по 22.07.1988г. - 17 дней; С 03.06.1989 г. по 16.06.1989 г. - 14 дней; С 14.06.1993 г. по 27.06.1993 г. - 14 дней; С 05.12.1994 г. по 10.12.1994 г. - 6 дней; С 18.08.1995 г. по 28.08.1995 г. - 11 дней; а с 01.07.1998 г. по 08.07.1998 г. - 8 дней - период лицензирования «ГБ № 3». Кроме этого имело место обучение с отрывом от производства с 13.03.2001 г. по 24.04.2001 г. - 1 месяц 12 дней. Таким образом она просит включить в специальный стаж работы без учета этих периодов, а именно 17 лет 5 месяцев 3 дня. В ранее поданном заявлении она ошибочно не исключила данные периоды работы.Кроме этого, ответчик добровольно, в ходе корректировки признал специальным стажем период работы с 01.07.2010 г. по настоящее время, в связи с чем также отпала необходимость о включении судом данного периода в специальный стаж.С учетом вышеизложенного, считает, что право на получение льготной пенсии у неё наступило 02.08.2011г. В судебном заседании истица поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить. Дополнительно пояснила, что невключение периода её работы, указанного в иске, в продолжительность специального стажа, связано с неверным указанием её профессии при приеме на работу в трудовой книжке - «патронажная акушерка». Поскольку такой профессии ни Списками, ни номенклатурой не предусмотрено, этот период ответчик учел на общих основаниях. Считает данное обстоятельство неверным, поскольку она всю свою трудовую деятельность работала на одном и том же рабочем месте, в её обязанности входило подготовка кабинета к началу амбулаторного врачебного приема, патронаж на дому беременных и родильниц, помощь врачу при проведении манипуляций и т.д. Полагает, что основное из направлений её работы - патронаж, вошло в неформальное наименование её профессии, которое упомянуто в приказе о приеме на работу. Просит удовлетворить заявленные требования. Представитель ответчика Григорьянц Л.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований,пояснив, что что пенсии по старости в соответствии со ст.27 ч.1 п.20 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» назначаются, если заявитель проработал в государственном или муниципальном учреждении здравоохранения не менее 30 лет. Одновременно необходимо, чтобы наименование учреждения и должность соответствовали Списку должностей, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Порядок подсчета специального стажа регулируется Правилами исчисления периодов работы, утвержденными этим же постановлением Правительства. Истица в спорный период работала работалапатронажной акушеркой женской консультации медсанчасти шахты «Западная Капитальная», должность акушерки предусмотрена Списками, тогда как должность «патронажной акушерки» в Списках отсутствует. Кроме того, представитель ответчика также пояснила, что считает требования о назначении истице пенсии с 02.08.2011 г.необоснованными, поскольку Пенсионный Фонд не отказывал ей в назначении пенсии, решение по данному заявлению еще не принято, следовательно, права истицы ответчиком не нарушены. Просит в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель третьего лицаМуниципальное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница» Вьюнова С.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что согласно данных медицинской энциклопедии патронаж - это форма работы лечебно-профилактических учреждений, основной целью которых является проведение на дому оздоровительных и профилактических мероприятий, внедрение правил личной гигиены и улучшение санитарно-гигиенических условий в быту. Патронаж проводится врачами, участковыми (патронажными) сестрами детских поликлиник, фельдшерами и акушерками женских консультаций и фельдшерско-акушерских пунктов. Таким образом, наименование профессии «патронажная акушерка» содержит указание на её функциональные обязанности, и не должно влиять на реализацию её пенсионных прав. Кроме того, из тарификационных списков среднего медперсонала медсанчасти шахты «Западная-Капитальная» за спорный период истица значится как акушерка, как и в штатном расписании, приказах о предоставлении отпусков, копии которых приобщены к материалам дела. Просит удовлетворить заявленные требования. Выслушав пояснения сторон, представителя третьего лица, обозрев материалы пенсионного дела истицы, суд приходит к следующему. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. В соответствии со ст. ст. 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан (в т.ч. права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения) по состоянию на 1. 01. 2002 г. производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона. В соответствии со ст.27 ч.1 п.20 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7, лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. В настоящее время действует Список таких должностей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. До введения в действие указанного Списка пенсионное обеспечение работников здравоохранения осуществлялось в соответствии со следующими правовыми актами: - Законом «О государственных пенсиях» 1956 года, Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, а также Перечнем организаций, учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденными постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959г.; - Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, который был утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 484 для реализации Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» 1991г.; - Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066. По общему правилу действия законов и правовых актов во времени, пенсионное обеспечение по действующему Списку 2002г. №781 производится в том случае, если требования этого Списка не ухудшают положение граждан, осуществлявших трудовую деятельность до его введения и пользовавшихся определенными льготами и социальными гарантиями. Таким образом, при оценке пенсионных прав гражданина и определения возможности включения тех или иных периодов в специальный стаж следует исходить из того, что если гражданином было приобретено право на включение в специальный стаж своей работы в определенный период времени, то это право должно быть реализовано также в случаях изменения условий оценки этого права в дальнейшем - если закону, прекратившему такое право либо установившему дополнительные условия для его реализации, не придавалась обратная сила. Новому пенсионному законодательству не придавалась обратная сила, и в силу статьи 54 Конституции РФ нормативные акты, ухудшающие положение граждан, обратной силы не имеют. Законодательством, действовавшим до введения в действие Списка 1991 года №464, а также Списком №464, действие которого распространялось до 01.11.1999 г., было предусмотрено право на пенсию по выслуге лет для врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от наименования должности. При этом в законодательстве определение термина "средний медицинский персонал" не раскрывается, в связи с чем следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 декабря 1999 года N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", где к среднему медперсоналу отнесена «акушерка». В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция. Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Суд полагает установленным в судебном заседании, что фактически весь спорный период истица выполняла обязанности «акушерки», а неверное указание её профессии в трудовой книжке и приказе о приеме на работу связано с недостаточной квалификацией сотрудников соответствующих подразделений, и не может свидетельствовать о выполнении истицей иных функциональных обязанностей. Из материалов дела следует, что в периоды с 28.05.1987 г. по 30.05.1987г.; с 06.07.1988 г. по 22.07.1988г.; с 03.06.1989 г. по 16.06.1989 г.; 14.06.1993 г. по 27.06.1993 г.; с 05.12.1994 г. по 10.12.1994 г.; с 18.08.1995 г. по 28.08.1995 г. истица находилась в отпусках без сохранения заработной платы, а с 01.07.1998 г. по 08.07.1998 г. «ГБ № 3» проходила лицензирование. Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. С учетом указанных положений в специальный стаж не включается период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы. И при таких обстоятельствах полагает подлежащим включению в специальный стаж истицы периоды её работы с 02.04.1981 г. по 27.05.1987 г., с 31.05.1987 г. по 05.07.1988 г., с 23.07.1988 г. по 02.06.1989 г., с 17.06.1989 г. по 13.06.1993 г., с 28.06.1993 г. по 04.12.1994 г., с 11.12.1994 г. по 17.08.1995 г., с 29.08.1995 г. по 30.06.1998 г., с 09.07.1998 г. по 31.12.1998 г. Требования истицы о назначении ей досрочной пенсии по старости с 02.08.2011 г. суд полает неподлежащими удовлетворению, поскольку, как следует из материалов настоящего дела, рассмотрение ответчиком вопросов реализации пенсионных прав истицы производилось в целях макетирования, а не определения её права на пенсию. При этом суд учитывает. что истицей 02.08.11 г. подано ответчику заявление о назначении досрочной пенсии по старости, решение по которому до настоящего времени не принято, следовательно, права истицы в части назначения ей досрочной пенсии по старости не нарушены. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Государственное Учреждение Управления Пенсионного Фонда РФ по г.Новошахтинску включить в стаж лечебной деятельности Черваневой О.В. для определения 30-летнего стажа лечебной деятельности, дающего право на назначение досрочной пенсии в соответствии со ст. 27.1.20 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», период ее работы в качестве акушерки женской консультации медсанчасти шахты «Западная Капитальная» с 02.04.1981 г. по 27.05.1987 г., с 31.05.1987 г. по 05.07.1988 г., с 23.07.1988 г. по 02.06.1989 г., с 17.06.1989 г. по 13.06.1993 г., с 28.06.1993 г. по 04.12.1994 г., с 11.12.1994 г. по 17.08.1995 г., с 29.08.1995 г. по 30.06.1998 г., с 09.07.1998 г. по 31.12.1998 г. в календарном исчислении. В остальной части иска - отказать. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд в течение 10 дней. Судья Решение изготовлено 14.11.2011 г. с учетом положений ст. 108 ГПК РФ.