№ 2-1463-11 о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья



                                                                  

                                                                                                                        Дело № 2-1463-11       

                                                                                                                       

                                                                    Р Е Ш Е Н И Е

                                                       Именем Российской Федерации

16 ноября 2011 года                                                                                            г.Новошахтинск

          Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

судьи Щукиной Т.И.,

с участием: истца Корсунова В.А.,

представителя ответчика Администрации г.Новошахтинска Беспалого Ю.А.,

при секретаре Свичкарь Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корсунова А.А., Корсуновой Н.И., Корсунова О.А., Корсунова С.А., Корсуновой Л.В. и в интересах несовершеннолетних Корсуновой П.С. и Корсунова Р.С., Корсунова В.А., Корсуновой Е.А. и в интересах несовершеннолетней Корсуновой В.В. к Администрации города Новошахтинска и Министерству энергетики Российской Федерации о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья,

                                                                У С Т А Н О В И Л :

          Истцы обратились в суд с иском, в котором просили обязать Администрацию г.Новошахтинска включить дом №+++ корпус №+++ по ХХХ, в список домов, ставших в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте имени В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности. Обязать ответчика Администрацию г.Новошахтинска включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте имени В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности по адресу: ХХХ.

          Указывая на то, что Корсунов А.А. является нанимателем муниципальной                  квартиры №+++, расположенной по адресу: ХХХ, на основании ордера №+++ от                    хххх. В данной квартире он проживает с хххх. В настоящее время вместе с ним в указанной квартире проживает его жена Корсунова Н.И., сын Корсунов О.А., сын Корсунов С.А., жена сына Корсунова Л.В., их несовершеннолетние дети (его внуки) -Корсунова П.С. и Корсунов Р.С., его сын Корсунов В.А., его жена Корсунова Е.А. и их малолетняя дочь (его внучка) Корсунова В.В. В указанной квартире они все проживают как одна семья, ведут общее хозяйство. Как им стало известно, дом в котором они проживают находится на подработанном участке горного отвода бывшей шахты имени В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь». Жители домов, расположенных на соседних улицах, включены в список на переселение граждан из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности по шахте имени В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь». Он обращался в Администрацию г.Новошахтинска с просьбой включить его и членов его семьи в список на переселение, однако ему в устном порядке было отказано во включении в список, при этом для решения их вопроса было рекомендовано обратиться в суд. На день принятия решения о ликвидации шахты они были зарегистрированы и проживали одной семьей по указанному адресу. Впоследствии их семья увеличилась, так как его сыновья создали свои семьи, у них родились дети, но они все продолжали проживать в спорном жилом помещении. Решение о ликвидации шахты имени В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь» было принято протоколом межведомственной комиссии №+++ от хххх, на основании которого был издан приказ ОАО «Ростовуголь» №+++ от хххх о ликвидации шахты. В 2011 году они обратились в ОАО «Научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела межотраслевой научный центр ВНИМИ» для оценки степени влияния горных работ ликвидируемых шахт ОАО «Ростовуголь» на техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: ХХХ. На что было получено заключение - расчетные показатели суммарных деформаций от всех отработанных угольных пластов по жилому дому, расположенному по адресу: ХХХ, превысили предельные значения, следовательно, горные работы шахты имени В.И.Ленина негативно повлияли на техническое состояние строения. Согласно данным МП БТИ г.Новошахтинска Ростовской области фактический износ жилого дома составляет свыше 70 %. Считают, что действия ответчика в отказе включить их дом в список на переселение неправомерны, поскольку дом стоит на подработанном участке горного отвода шахты имени В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь» и другого жилья на праве собственности у них нет. В соответствии с п.8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428, социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ. Значение и цель ежегодного уточнения списков должны рассматриваться в совокупности с вышеназванными положениями Правил и последствий, которые влечет для лиц, проживающих в ветхом жилье. Таким образом, считают требования законными и подлежащими удовлетворению.

          Истцы Корсунов А.А., Корсунова Н.И., Корсунов О.А., Корсунов С.А.,                   Корсунова Л.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Корсуновой П.С. и Корсунова Р.С., Корсунова Е.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Корсуновой В.В., в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела надлежащим образом извещены, просили дело рассмотреть в их отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объеме и просят их удовлетворить. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.

В судебном заседании истец Корсунов В.А. поддержал заявленные требования по основаниям указанным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что другого жилья они не имеют. Ранее дом принадлежал второму горноспасательному взводу ВГСЧ. Постановлением Главы Администрации города Новошахтинска №+++ от хххх принадлежит Муниципальному образованию «Город Новошахтинск», почему их дом и семья не включены в Список ему неизвестно. В последние годы на доме стали образовываться трещины, которые они постоянно подмазывали и старались поддерживать техническое состояние дома. В связи с этим, они были вынуждены самостоятельно обратиться в ВНИМИ для дачи заключения о непригодности дома для проживания в результате ведения горных работ. Своим заключением ВНИМИ подтвердил, что степень износа их дома составляет 77%, а горные работы шахты имени В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь» негативно повлияли на техническое состояние строения.

          Представитель ответчика Администрации г.Новошахтинска в судебном заседании иск не признал, считая, что Администрация г.Новошахтинска не нарушала прав истцов. Дополнительно пояснил, что ему неизвестно, почему ликвидационная комиссия шахты имени В.И.Ленина пропустила спорный дом и не включила его в Списки. В настоящее время проекты ликвидации шахт закрыты, программа переселения граждан из ветхого жилья рассчитана по 2010 год, решений о продлении этой программы не принималось, и неизвестно, будет ли она продлена и будут ли выделяться денежные средства для переселения. Просит в иске отказать.

          Представитель ответчика Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен. В своем письменном отзыве указал, что уточнение Списков является исключительным правом органа местного самоуправления - получателя бюджетных средств, то есть администрации города Новошахтинска Ростовской области. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.

          Выслушав доводы участников процесса, изучив материалы данного гражданского дела, обозрев инвентарное дело дома №+++ корпус №+++ по ХХХ, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В данном случае требования истцов сводятся к получению жилья за счет средств господдержки, выделяемых в рамках программы по реструктуризации угольной отрасли.

          В соответствии с п.5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства от 13.07.2005 №428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Из изложенного следует, что главным критерием выделения межбюджетных трансфертов в рамках программы по реструктуризации предприятий угольной промышленности является признание жилого помещения непригодным для проживания по критериям безопасности в связи с ведением горных работ на ликвидируемых угольных шахтах.

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (утверждено постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47) непригодными для проживания признаются дома, которые находятся в ветхом либо аварийном состоянии, а также дома, в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания.

Условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории непригодных для проживания или аварийных сформулированы в разделе III указанного выше Положения.              К ним относятся:

- физический износ в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящий к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

- изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющие обеспечить соблюдение необходимых санитарно-гигиенических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей;

- деформация фундаментов, стен, несущих конструкций и значительная степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.

Кроме того, могут быть признаны непригодными для проживания жилые помещения, находящиеся в жилых домах на территориях, где превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация и т.п.), а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и санитарно-защитных зонах, если инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.

В соответствии с п.2.1 Критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 20.02.2004 №10, к непригодным для проживания относятся:

а) жилые дома в аварийном состоянии;

б) ветхие жилые дома;

в) жилые дома, расположенные в пределах санитарно-защитных, пожаро-взрывоопасных зон промышленных предприятий, транспорта, инженерных сетей и других зонах с особыми условиями, запрещенных к застройке;

г) жилые дома, расположенные в опасных зонах отвалов породы угольных, сланцевых шахт и обогатительных фабрик; в зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин; на территориях, ежегодно затапливаемых паводковыми водами;

д) жилые дома, расположенные в местах экологического неблагополучия (при обнаружении нарушений природного равновесия местности или территории либо ухудшении геологических, морфологических, физических и других показателей почвы);

е) жилые дома, в которых невозможно предоставить жителям коммунальные услуги, соответствующие по качеству требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, и организовать техническую эксплуатацию жилого дома.

В соответствии с п.4 указанных Критериев, ветхим жилым домом признается жилой дом с физическим износом, при котором его прочностные и деформационные характеристики равны или ниже предельно допустимых характеристик, установленных нормативными документами для действующих нагрузок и условий эксплуатации. Согласно п.5 к ветхим жилым домам относятся:

а) полносборные, кирпичные и каменные дома с физическим износом свыше                       70 процентов;

         б) деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 процентов.

Степень физического износа определяется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Для отнесения жилого дома к категории непригодного для проживания по основаниям, предусмотренным настоящими критериями, достаточно одного из указанных в пункте 2.1.

          Из отчета о научно-технической работе по оценке степени влияния горных работ на состояние жилых строений и объектов соц. инфраструктуры, расположенных на подработанной территории ликвидируемой шахты имени В.И.Ленина, составленного Северо-Кавказским представительством ОАО «Научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела межотраслевой научный центр ВНИМИ» и утвержденного директором СКП ВНИМИ хххх следует, что район расположения дома №+++ корпус №+++ по ХХХ подработан горными работами шахты имени В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь».

          Из технической документации на домовладение №+++ корпус №+++ по ХХХ следует, что год постройки                    дома - 1950, процент износа дома составляет 77%. Данный дом принадлежал второму горноспасательному взводу ВГСЧ ОАО «Ростовуголь». Шахта имени В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь» была ликвидирована в 2002 году. Постановлением Главы Администрации города Новошахтинска №+++ от хххх дом №+++ корпус №+++ по ХХХ был передан Муниципальному образованию «Город Новошахтинск».

          Согласно описанию характеристик строения, выявлены следующие нарушения конструкций здания: в штукатурном слое фундамента косые трещины раскрытием до                 4-5 мм, над оконными проемами в каменной кладке косые трещины раскрытием до 3-5 мм. С северо-западной стороны между пристройкой и зданием вертикальная трещина раскрытием до 15 мм заделана цементным раствором, но возникает вновь, перекос дверных и оконных блоков. Внутри на сопряжении внешних стен, перегородок и потолка продольные трещины раскрытием до 5-10 мм.

          Поэтому суд, с учетом изложенных выше положений нормативных актов, устанавливающих основания и порядок признания жилого дома ветхим и непригодным для проживания, и данных о состоянии спорного домовладения, приходит к выводу о том, что дом №+++ корпус №+++ по ХХХ, в котором проживают истцы, является ветхим и непригодным для проживания в результате ведения горных работ шахтой имени В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь».

          В связи с этим, спорное домовладение должно быть включено в список жилых домов, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте имени В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности, и истцы, проживающие в этом доме, должны быть обеспечены другим благоустроенным жильем за счет выделяемых для этих целей средств по программе реструктуризации угольной отрасли.

Выделение средств господдержки для переселения граждан из ветхого жилья связано с деятельностью угольных предприятий и приведением жилых помещений в непригодное для проживания состояние в результате ведения горных работ, и является лишь одним из направлений в сфере жилищной политики и самостоятельным вариантом обеспечения граждан жильем.

Обязательства государства по предоставлению другого благоустроенного жилья гражданам, чьи жилые помещения приведены в ветхое и непригодное для проживания состояние ведением горных работ ликвидируемыми шахтами, регулируется Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428.

          Пунктом 6 Правил определено, что размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (в том числе и на переселение граждан из ветхого жилья), определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, и муниципальных программ создания новых рабочих мест.

Согласно подп.«б» п.3 Правил, межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков при условии представления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики РФ сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.

          В соответствии с п.8 Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

          Таким образом, предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам, а затем - предоставление гражданам из этих средств субсидий для приобретения другого жилья во всех случаях производится на основании списков граждан, подлежащих переселению, составленных органами местного самоуправления и согласованных с Министерством энергетики РФ. Несогласованный с Минэнерго России Список не может являться основанием для выделения субсидии на переселение.

Указанный дом является единственным местом жительства истцов, поэтому все они имеют право быть включенными в списки на переселение.

          Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Обязать Администрацию г.Новошахтинска включить дом №+++ корпус №+++ по ХХХ в список ветхих домов, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахты имени В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности.

    Обязать Администрацию г.Новошахтинска включить Корсунова А.А., Корсунову Н.И., Корсунова О.А., Корсунова С.А., Корсунову Л.В., Корсунову П.С., Корсунова Р.С., Корсунова В.А., Корсунову Е.А. и Корсунову В.В. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахты имени В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности по адресу: ХХХ.

          Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение 10 дней.

          Судья

Решение изготовлено: 21.11.2011 года.