Решение по делу № 2-1595/2011 обязании администрации заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ метного развития и обеспечение занятости



Дело № 2-1595-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2011 года Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,

с участием истца Ефремовой Л.Т.

адвоката Савченко В.А.

при секретаре Ларковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ефремовой Л.Т. к Администрации г. Новошахтинска о заключении договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке жилья, третье лицо - Министерство энергетики РФ,                                                                                                                            

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просит обязать последнего заключить до 15.10.2011 года с ней договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости шахтерских городов и поселков.

В обоснование своих требований истица указала, она проживает в квартире №... многоквартирного дома №... по <адрес>. На техническое состояние жилого дома №... по <адрес> негативно повлияла технологическая деятельность одного из угольных предприятий ОАО «Ростовуголь» - шахты имени газеты «Комсомольская Правда», попавшего под реструктуризацию угольной промышленности. В результате этой технологической деятельности шахты дом №... по <адрес> стал аварийным, непригодным для проживания по критериям безопасности и включен в список домов, жильцы которых подлежат переселению по программе местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

В начале 2011 года все жильцы дома №... по <адрес>, за её исключением, получили социальные выплаты и были переселены из этого дома.

В многоквартирном доме №... по <адрес> она осталась проживать одна, а так как дом никем не охраняется, то подвергается еще большему разрушению от посторонних лиц, в результате чего разрушены коммуникации в доме, от её квартиры отрезано центральное отопление, из других квартир дома отрезаны и вывезены батареи отопления. Проживать в этом доме в зимний период практически будет невозможно.

Полагает, что она не получила до настоящего времени социальную выплату на переселение из ветхого жилья потому, что попыталась воспользоваться своим правом на приобретение жилья на вторичном рынке жилья за счет социальных выплат, предусмотренным пунктом 13 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 (ред. от 27.01.2009) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» -

-«13. Гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.»

По вопросу предоставления ей социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке жилья она обращались к ответчику - администрации г. Новошахтинска, с заявлениями от 11.08.2009 года (копия заявления прилагается к исковому заявлению) и от 28.06.2010 года, но положительного решения так и не получила.

25.08.2009 года ответчик в своем письме (исх. № 02.02.39-02/130) сообщил ей, что ей не может быть предоставлена социальная выплата на приобретение жилья на вторичном рынке, так как все средства, выделяемые на переселение граждан из ветхого жилья распределены на новое строительство, и она может получить социальную выплату для приобретения жилья на вторичном рынке только при поступлении денежных средств в последующих финансовых годах.

Данный подход к переселению граждан без их волеизъявления по вариантам выбора приобретения жилья согласно пункту 13 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков для переселения, незаконен. Как незаконно бездействие ответчика по сохранности коммуникаций и центрального отопления в многоквартирном доме №... по <адрес>, пока в нем проживает хоть одна непереселенная семья.

Вышеназванное письмо ответчика от 25.08.2009 года после её нежелания истратить социальную выплату на покупку жилья в каком либо многоквартирном вновь выстроенном доме свидетельствует о том, что ответчик отказывается решать в обозримом будущем вопрос с предоставлением ей социальной выплаты на приобретение жилья на вторичном рынке.

Поскольку все жильцы из дома №... по <адрес> получили социальные выплаты на переселение и переселены, то и на неё была выделена для переселения социальная выплата. Вопрос в том, на что истрачена эта социальная выплата ответчиком?

Она имеет право выбора на то, как потратить социальную выплату на приобретение жилья, согласно процитированного выше пункту 13 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428.

Но для этого ответчик - администрация г. Новошахтинска обязан выполнить по отношению к ней требования пункта 12 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428 -

12. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.01.2006 N 44, от 14.11.2007 N 778, от 01.10.2008 N 734)».

Добровольно ответчик отказывается с ней заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития, решает вопросы с заключением вышеназванного договора с гражданами по непонятным ей правилам и в неизвестные сроки.

Такая неопределенность ответчика по выполнению его обязанности заключить с ней договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития, не может продолжаться, и у суда имеются основания решить вопрос о сроках заключения с ней договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития.

Кроме того, дом №... по <адрес>, из которого она одна не переселена, реально опасен для проживания, ежедневно трещит, садится и её безопасность во время проживания никем не гарантирована и ничем не обеспечена, потому что ответчик забыл о своей обязанности заботиться о её безопасности и как можно быстрее переселить её из аварийного дома.

В многоквартирном доме №... по <адрес>, который лишен центрального отопления и других коммуникаций она не может пережить зиму 2011-2012 года. Другого жилья, кроме того, в котором она живет, у неё нет. Поэтому ответчик должен совершить в 2011 году определенные обязательные действия по отношению к ней, предусмотренные пунктом 12 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428.

В судебном заседании истица Ефремова Л.Т. уточнила исковые требования и просила суд обязать ответчика заключить с ней договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости шахтерских городов и поселков до первой половины 2012 года, ссылаясь на основания, изложенные в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель истицы - адвокат Савченко В.А., действующий на основании ордера №... от 05.09.2011 года, поддержал уточненные требования доверительницы по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что по неясным причинам в расселенном доме осталась проживать истица, которая вынуждена в столь преклонном возрасте переносить тяготы разрухи, холода, необустроенного быта, поскольку после переселения, данный дом никем не охраняется, отопление и вода отрезаны, постоянно в пустующих квартирах находятся посторонние асоциальные личности.

Представитель ответчика администрации г. Новошахтинска в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения был извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, ходатайств об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в его отсутствие к началу судебного заседания не поступало, в связи с чем суд признает причину неявки представителя ответчика в судебное заседание неуважительной и полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен был надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением. Представили отзыв на исковое заявление в котором указали, что шахта им. газеты «Комсомольская Правда» ОАО «Ростовуголь» включена в перечень особо убыточных и нерентабельных организаций угольной промышленности, подлежащих ликвидации, проект ликвидации шахты утвержден приказом Минэнерго России от 22.07.2002 года № 228. Ефремова Л.Т. включена в список граждан, переселяемых из ветхого жилья, в составе утвержденного проекта ликвидации шахты им. газеты «Комсомольская Правда» ОАО «Ростовуголь» в 2008 году. В соответствии с Федеральным законом от 13.12.2010 года № 357 «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году запланировано финансирование программы «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности», в том числе, по г. Новошахтинску - 75 346 200 руб. Проектом Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» запланировано финансирование программы по г. Новошахтинску в 2012 году - 252 387 400 руб., в 2013 году - 1 000 000 000 руб., в 2014 году - 900 031 000 руб. Формирование списков и установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления - получателя бюджетных средств, то есть администрации г. Новошахтинска Ростовской области. Об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, не просили. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Министерства энергетики РФ в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав истицу, её представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истица проживает в ветхом, подлежащем сносу доме по <адрес>. В 2008 году Ефремова Л.Т. включена в список граждан, переселяемых из ветхого жилья, в составе утвержденного проекта ликвидации шахты им. газеты «Комсомольская Правда» ОАО «Ростовуголь».

Как пояснил представитель истицы, она неоднократно обращалась к ответчику по вопросу её переселения на вторичный рынок жилья, поскольку она имеет на это право, которое предусмотрено пунктом 13 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428.

Данные доводы подтверждаются письменными доказательствами. Так в материалах дела имеется заявление истицы Главе администрации г. Новошахтинска от 11.08.2009 года, в котором она указывает, что проживает в ветхом жилье по <адрес> и просит разрешения на покупку квартиры на вторичном рынке в г. Ростове-на-Дону. В случае нехватки выделяемой по нормам суммы, будет доплачивать из своих средств.

Согласно сообщению администрации г. Новошахтинска от 25.08.2009 года №... следует, что обращение Ефремовой Л.Т. по вопросу переселения из ветхого жилья на вторичный рынок рассмотрено. Сообщают, что в настоящее время переселение граждан из ветхого жилого фонда ведется преимущественно в новые строящиеся дом. Кроме того, в соответствии с программой жилищного строительства в г. Новошахтинске на 2009-2010 годы, утвержденной Мэром города и согласованной с заместителем Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области, в ближайшее время в городе планируется начало малоэтажного строительства. В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428, она может быть переселена на вторичный рынок жилья. Однако, в настоящее время, финансовые средства распределены на новое строительство, поэтому рассмотрение вопроса о предоставлении ей социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке возможно только при поступлении денежных средств на переселение по шахте «Комсомольская Правда» ОАО «Ростовуголь» в последующих финансовых годах (л.д. 9).

Однако, как установлено в судебном заседании, истица до настоящего времени из ветхого аварийного дома не переселена.

Суд не может согласиться с позицией ответчика, изложенной в письменном отказе от 25.08.2009 года №..., по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за №840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение Федерального закона РФ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействии в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

          В соответствии с пунктами 5 и 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 г. №428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428, орган местного самоуправления шахтерского города (Администрация города) или поселка заключает с гражданами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике.

В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 года №428, гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.

Из изложенного выше следует, что законодатель, предусматривая выделение денежных средств для предоставления социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, не определяет приоритетные направления, наравне с приобретением жилья на первичном рынке указывается и вторичный, в связи с чем ограничивая свободу истицы в выборе жилья, предоставляемого для переселения из ветхого, и навязывая по непонятным суду причинам, переселение именно в строящиеся дома, Администрация г. Новошахтинска действует вразрез с действующим законодательством, ограничивая при этом конституционное право истцов на жилище.

В связи с изложенным выше, а также, учитывая возраст и состояние здоровья истицы Ефремовой Л.Т. - .. .. .. года рождения, а также, переселение всех жильцов аварийного дома, в котором она проживает, состояние ветхого жилья, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Из отзыва на исковое заявление Министерства энергетики РФ следует, что в соответствии с Федеральным законом от 13.12.2010 года № 357 «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году запланировано финансирование программы «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности», в том числе, по г. Новошахтинску - 75 346 200 руб. Проектом Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» запланировано финансирование программы по г. Новошахтинску в 2012 году - 252 387 400 руб., в 2013 году - 1 000 000 000 руб., в 2014 году - 900 031 000 руб.

Ответчиком представлен отчет об использовании межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, из которого следует, что денежные средства, выделенные на переселение в 2011 году, уже распределены.

В связи с чем суд приходит к выводу о возложении обязанности на ответчика по заключению с истицей договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков на вторичном рынке, по форме установленной Министерством энергетики РФ, в первом полугодии 2012 года, то есть до 31.06.2012 года, поскольку данный срок полагает более разумным, иное разрешение данного вопроса привело бы к неисполнимости данного решения суда.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию г. Новошахтинска заключить с Ефремовой Л.Т. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости шахтерских городов и поселков до 30 июня 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд в течение 10 дней.

Судья

Решение изготовлено 22 ноября 2011 года