Дело № 2-1522-11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 ноября 2011 года г.Новошахтинск Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе: судьи Щукиной Т.И., с участием: истцов Дубровской Н.С. и Дубровской О.А., представителя ответчика Беспалого Ю.А., при секретаре Свичкарь Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дубровской Н.С., Дубровской О.А. и в интересах несовершеннолетнего Крюкова А.Ю. к Администрации города Новошахтинска о внесении изменений в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, третье лицо: Министерство энергетики Российской Федерации, У С Т А Н О В И Л: Истцы обратились в суд с иском к ответчику, в котором просили обязать Администрацию г.Новошахтинска внести изменения в список на переселение из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ шахтой имени В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь», квартиры №+++ дома №+++ Корпус А по ХХХ, и включить на переселение по данному адресу отдельно семью истца Дубровской Н.С., состоящую из одного человека, и семью Дубровской О.А. и Крюкова А.Ю. вместе с Ю.В.. Обязать ответчика заключить в будущем два договора: с семьей истца Дубровской Н.С. договор о предоставлении семье истца социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, в связи с переселением из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ шахтой имени В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь» - квартиры №+++ дома №+++ Корпус А по ХХХ, по норме 33 кв.м жилья; с семьей истца Дубровской О.А. договор о предоставлении семье истцов социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, в связи с переселением из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ шахтой имени В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь» - квартиры №+++ дома №+++ Корпус А по ХХХ, по норме 42 кв.м жилья. Указывая на то, что они проживают в квартире №+++ дома №+++ Корпус А по ХХХ. Данная квартира, в которой они зарегистрированы, является ветхим аварийным жильем. Дом, в котором они проживают, пришел в негодность в результате технологической деятельности угольного предприятия - шахты имени В.И.Ленина и жильцы этого дома, в том числе и они, включены в списки на переселение из ветхого жилья по программе реструктуризации угольной промышленности. Проживают они в этом доме по договору социального найма, и нанимателем жилого помещения является истец Дубровская Н.С. Кроме них в ХХХ проживает и зарегистрирован Ю.В., муж истца Дубровской О.А. и отец несовершеннолетнего истца Крюкова А.Ю. Ю.В. не включен в список на переселение из ветхого жилья по данной квартире, так как был зарегистрирован в этом ветхом жилье после составления списков на переселение из ветхого жилья. Обратились они в суд, исходя из следующего обстоятельства, влияющего на их жилищные права при переселении из ветхого жилого помещения, непригодного для проживания по критериям безопасности. Истцы были включены в список на переселение из этой квартиры одной семьей, что не соответствует действительности в настоящее время. В ветхом аварийном жилье - квартире №+++ ХХХ проживает две семьи: семья Дубровской Н.С., состоящая из одного человека, и семья Дубровской О.А., состоящая из трех человек - самой Дубровской О.А., ее сына Крюкова А.Ю. и мужа Ю.В. Две семьи истцов ведут раздельное хозяйство, отдельно питаются, ведут отдельно свои семейные бюджеты. Полагают, что как выселяемые из жилого помещения, подлежащего сносу, они имеют право на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья согласно п.п.8,11,12 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 №428, на две семьи: семью истца Дубровской Н.С., состоящую из одного человека, по норме 33 кв.м для одинокой гражданки, согласно п.10 вышеназванных Правил; и семью истца Дубровской О.А., состоящую из трех человек - самой Дубровской О.А., ее сына Крюкова А.Ю. и мужа Ю.В., по норме 42 кв.м, согласно п.10 вышеназванных Правил, так как Ю.В. не включен в список на переселение из их квартиры. Для этого ответчик должен внести изменения в список на переселение из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ шахтой имени В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь», квартиры №+++ ХХХ и включить на переселение по данному адресу отдельно две семьи истцов по варианту указанному выше, а не объединять безосновательно две семьи в одну семью, нарушая права истцов на переселение по нормам, указанным в п.п.10,12 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428. Правовым основанием для выполнения этих действий ответчиком являются п.п.8,10,11,12 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428. Списки на переселение из ветхого жилья постоянно уточняются в силу естественных причин - убыли и прибыли населения, проживающего в ветхом жилье, изменений семейного положения, поэтому они имеют законное право на переселение из ветхого аварийного жилья двумя семьями. По поводу возникшей проблемы они обращались к ответчику посредством посещения, но им было рекомендовано обратиться за защитой своих прав на переселение двумя семьями из ветхого жилья в суд по месту жительства. В судебном заседании истец Дубровская Н.С. заявленные исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям и просила их удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании истец Дубровская О.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Крюкова А.Ю., поддержала заявленные исковые требования по изложенным в заявлении основаниям и просила удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.Новошахтинска Беспалый Ю.А., действующий на основании доверенности №+++ от хххх, в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований и просил в их удовлетворении отказать. Дополнительно пояснил, что истцы включены в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья как члены одной семьи состоящей из трех человек. Им предоставляется субсидия на приобретение жилого помещения площадью 54 кв.м, тогда как при удовлетворении требований субсидия должна быть предоставлена Дубровской Н.С. в размере 33 кв.м и семье Дубровской О.А. - 42 кв.м, то есть сверх заложенных на эти цели в бюджете средств. Представитель третьего лица Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен был надлежащим образом, возражений по делу не представил, об отложении дела не просил. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что истец Дубровская Н.С. является собственником квартиры по ХХХ, на основании регистрационного удостоверения №+++ от хххх, выданного МБТИ г.Новошахтинска Ростовской области на основании постановления Главы администрации (л.д.-26). Истцы Дубровская Н.С., хххх года рождения, Дубровская О.А., хххх года рождения и ее несовершеннолетний сын Крюков А.Ю., хххх года рождения, зарегистрированы по адресу: ХХХ, соответственно - хххх; хххх и хххх, что подтверждается отметкой в паспортах (л.д.-13, 14) и в карточках регистрации (л.д.-11,12). Дом №+++ по ХХХ признан ветхим жилым фондом в результате ведения горных работ шахтой имени В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь» и непригодным для проживания по критериям безопасности (л.д.-19). Истцы включены в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья под ТЭО №+++, как члены одной семьи состоящей из трех человек, то есть 54 кв.м. Согласно справке МЧС России №+++ от хххх следует, что хххх на территории полуразрушенного дома (ветхого, под снос барака) по ХХХ действительно произошло возгорание строительного мусора. Причина пожара - неосторожное обращение с огнем посторонних лиц (л.д.-34). Из представленных справок, заверенных отделом Администрации г.Новошахтинска по работе с населением №+++, следует, что истец Дубровская О.А. фактически проживает вместе с сыном Крюковым А.Ю. и мужем Ю.В. по адресу: ХХХ, истец Дубровская Н.С. фактически проживает по адресу: ХХХ (л.д.-32, 33). Из пояснений истцов следует, что факт раздельного проживания в настоящее время, по их мнению, влечет за собой обязанность Администрации г.Новошахтинска предоставить каждой из семей отдельное жилое помещение, а именно, истцу Дубровской Н.С. квартиру общей площадью 33 кв.м, а истцу Дубровской О.А. и ее несовершеннолетнему сыну общей площадью 42 кв.м, поскольку они в настоящее время проживают отдельно и не ведут общего хозяйства. Суд не может согласиться с данной позицией истцов по следующим основаниям. Как уже было указано, квартира, расположенная в ХХХ, принадлежит истцу Дубровской Н.С. В данной квартире с согласия собственника зарегистрирована ее дочь Дубровская О.А. и внук Крюков А.Ю. хххх года рождения в качестве членов семьи. При разрешении данного спора суд полагает также обратить внимание на то, что понятие «член семьи» в жилищном и семейном законодательстве трактуется по-разному. В частности, в семейном законодательстве имеет значение родственная (кровная) связь, к которой приравнивается правовая связь между усыновителем и усыновленным ребенком. В жилищном законодательстве важнейшим обстоятельством для отнесения лица к членам семьи является факт вселения, совместного проживания, ведения общего хозяйства и т.д. Суд не согласен с позицией истцов о том, что то обстоятельство, что они в настоящее время ведут раздельное хозяйство, отдельно питаются, ведут отдельно свои семейные бюджеты, отдельно проживают, повлечет за собой предоставление Администрацией г.Новошахтинска отдельного жилого помещения каждой из двух семей, а именно, истцу Дубровской Н.С. на семью из одного человека и истцу Дубровской О.А. на семью из двух человек, а всего 75 кв.м вместо положенных 54 кв.м. Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428, устанавливают порядок и условия предоставления за счет средств федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, а также субсидий гражданам для приобретения (строительства) жилья взамен сносимого. В соответствии с пунктами 10 и 11, утвержденных им Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера субсидии, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более; трансферты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему субсидии. В соответствии с указанными Правилами, гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему субсидии, а приобретенное (построенное) за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Из изложенного выше следует, что предоставление субсидии отдельно каждому сособственнику и отдельно членам его семьи указанными Правилами не предусмотрено, как не предусмотрено и предоставление субсидии на всех членов семьи с оформлением жилого помещения в личную собственность одного из них. Суд также принимает во внимание, что предоставление государством субсидий для приобретения жилья в рамках программы по реструктуризации предприятий угольной промышленности, является мерой по восстановлению нарушенных жилищных прав граждан, жилье которых пришло в негодность в связи с ведением предприятиями горных работ. При этом, как указано судом выше, размер субсидии поставлен в зависимость от числа граждан, подлежащих переселению. Требования истцов сводятся к получению субсидии для переселения не в зависимости от количества граждан, подлежащих переселению, а на каждую образовавшуюся семью отдельно, что увеличивает размер предоставляемой субсидии, поскольку на семью из 3-х человек предоставляется субсидия на приобретение жилого помещения площадью 54 кв.м, тогда как при удовлетворении требований, субсидия должна быть предоставлена на семью Дубровской Н.С. в размере 33 кв.м и семью Дубровской О.А. - 42 кв.м, то есть государство, по сути, должно профинансировать из федерального бюджета приобретение еще 21 кв.м дополнительно, сверх заложенных на эти цели в бюджете средств. Суд приходит к выводу, что истцы пытаются возложить бремя по разрешению их личных и жилищных проблем на государство. Выделение средств господдержки для переселения граждан из ветхого жилья связано с деятельностью угольных предприятий и приведением жилых помещений в непригодное для проживание состояние в результате ведения шахтой горных работ, и является лишь одним из направлений в сфере жилищной политики и самостоятельным вариантом обеспечения граждан жильем. При этом целью выделения субсидии является предоставление гражданам другого благоустроенного и пригодного для проживания жилья в смысле его технического состояния, а не расселения образовавшихся отдельных семей, проживающих в настоящее время в одном жилом помещении, в отдельные квартиры. Вселение в указанные квартиры граждан было основано на том, что они являлись членами одной семьи. Образование в последующем из одной семьи нескольких семей в данном случае никаких юридических обязательств для государства не влечет. Истцы не лишены возможности приобрести себе отдельные жилые помещения в пределах выделенной субсидии, в том числе и на вторичном рынке, требования о чем ими заявлены не были, а при необходимости истцы могут приобрести себе желаемое жилье с добавлением собственных средств. С учетом вышеизложенного, суд полагает в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении иска Дубровской Н.С., Дубровской О.А. и в интересах несовершеннолетнего Крюкова А.Ю. к Администрации ХХХ о внесении изменений в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, третье лицо: Министерство энергетики Российской Федерации, отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение 10 дней. Судья Решение изготовлено: 28.11.2011 года (в соответствии со ст.108 ГПК РФ).