№2-1794-2011 решение суда о предоставлении социальной выплаты отдельно от бывшего супруга



                                                                                Дело №2-1794-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 декабря 2011 года.                    г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Ленивко Е.А.

при секретаре Литвиновой М.О.

с участием адвоката Еремеевой В.Н.

представителя ответчика Администрации города Новошахтинска Беспалого Ю.А., действующего на основании доверенности № 07.02-04-01/72 от 19.03.2009 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернобай С.Л., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Чернобай И.А., Чернобай А.А. к Администрации города Новошахтинска о разделе социальной выплаты, 3-и лица Министерство энергетики РФ, Чернобай А.Г., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Чернобай А.А., Волоцкова Е.Г., действующая от своего имени и от имени Волоцкова В.С., Волоцкова Н.С.,

У С Т А Н О В И Л:

Истица в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей обратилась в суд с иском к ответчику, в котором после изменения и уточнения исковых требований окончательно просит обязать последнего заключить с ними - Чернобай С.Л., Чернобай И.А. и Чернобай А.А. договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, отдельно от семьи Чернобай А.Г., Чернобай А.А., Волоцкова Е.Г., Волоцкова В.С., Волоцкова Н.С., в пределах размера социальной выплаты, рассчитанной Администрацией города Новошахтинска. В обоснование своих требований истица указала, что она, Чернобай С.Л., ее дочери Чернобай И.А. и Чернобай А.А., а так же Чернобай А.Г. с сыном ххххх и его сестра Волоцкова Е.Г. с сыновьями хххххх и Волоцкова Н.С. - включены в Список на переселение граждан из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, по шахте «Несветаевская» ОАО «Ростовуголь». Однако хххххххххх брак между ней и Чернобай А.Г. прекращен. Их семья распалась, у них сложились сложные отношения, совместное проживание стало невозможным. У Чернобай А.Г. сложилась другая семья, и родился ребенок. Волоцкова Е. Г. так же вступила в брак и проживает отдельно. Таким образом, в настоящее время они не являются одной семьей с Чернобай А. Г., совместное хозяйство не ведут, так как проживают отдельно. Кроме того, сразу после расторжения брака им были разделены лицевые счета на ххххх, и с 2004 года она оплачивает за 1/ 2 долю квартиры самостоятельно от бывшего супруга. Она неоднократно просила Чернобай А.Г. и Волоцкову Е.Г. определиться с вариантами жилья предоставляемого Администрацией города Новошахтинска для переселения, но их ничего не устраивает, а она больше не может проживать в ветхом доме, так как все жильцы из их дома переселены, и она с дочерьми осталась одна проживать в полуразрушенном доме. В Списках на переселение они включены как одна семья. Она обращалась в Администрацию города Новошахтинска с просьбой предоставить ей жилье отдельно от бывшего супруга, но ей было отказано, пояснив, что данный вопрос может быть рассмотрен только в судебном порядке, в связи с чем она была вынуждена обратиться в суд. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428 социальная выплата на предоставление жилья предоставляется членам семьи, а в настоящее время она с Чернобай А. Г. и Волоцковой Е. Г. не являются членами одной семьи, соответственно и социальная выплата должна предоставляться ей отдельно от Чернобай А. Г. и Волоцковой Е. Г. Согласно абз.2 п. 9 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428 размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики РФ. Кроме того, заключение договора на предоставление социальной выплаты отдельно от семьи Чернобай А. Г., Чернобай А. А., Волоцковой Е. Г., Волоцкова В. С., Волоцкова Н. С. не повлечет увеличения социальной выплаты. Таким образом, она считает свои требования законными и подлежащими удовлетворению, просит их удовлетворить.

Истица Чернобай С.Л. в судебное заседание не явилась, о дне судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила исковые требования удовлетворить, и рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя адвоката Еремеевой В.Н. Дело рассмотрено в отсутствие истицы в порядке ст.167 ГПК РФ.

Представитель истицы адвокат Еремеева В.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации города Новошахтинска Беспалый Ю.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что он просит вынести решение на усмотрение суда, поскольку порядок разделения социальной выплаты между членами семьи в Постановлении Правительства РФ от 13.07.2005 №428 не определен, соответственно Администрация не может произвести раздел социальной выплаты.

3-и лица Чернобай А.Г., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Чернобай А.А., и Волоцкова Е.Г., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Волоцкова В.С. и Волоцкова Н.С., в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены, согласно поступившим заявлениям просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражений против удовлетворения исковых требований не имеют. Дело рассмотрено в отсутствие 3-их лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель 3-го лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, о чем имеется уведомление, согласно поступившему возражению просит рассмотреть дело в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителя 3-го лица в порядке ст. 167 ГПК РФ. Из письменного возражения следует, что граждане, в соответствии с действующим законодательством, включенные в Списки на переселение из ветхого жилья, вправе в пределах выделенной суммы социальной выплаты приобрести раздельное жилье. Повторное направление средств из федерального бюджета на ранее профинансированные мероприятия квалифицируется Бюджетным кодексом РФ как нецелевое использование, с применением к нарушителям мер ответственности, предусмотренных действующим законодательством. В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан, в составе утвержденных проектов ликвидации шахт. В соответствии с указанными Правилами получателями средств федерального бюджета по направлениям финансирования «Снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности»; «Содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности» являются органы местного самоуправления. Формирование, уточнение списков, а также установление очередности предоставления социальных выплат, являются исключительным правом органа местного самоуправления - получателя средств федерального бюджета, то есть Администрации города Новошахтинска Ростовской области.

Выслушав пояснения представителей сторон, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с Правилами предоставлениямежбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428 межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на следующих условиях:

а) использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил;

б) представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики Российской Федерации:

отчетности об использовании межбюджетных трансфертов по форме и в сроки, которые определяются Министерством энергетики Российской Федерации.

Согласно п.п.5,6 вышеуказанных Правилмежбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий, в том числе:

а) снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье);

б) содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, и муниципальных программ создания новых рабочих мест.

При этом в соответствии с п.п. 8,11 вышеуказанных Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат.Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п.9 Правил размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и является неизменным до момента приобретения жилья. В случае приобретения жилья, стоимость которого превышает размер социальной выплаты, доплата производится гражданином.

В соответствии с п.10,11 Правил норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет:

33 кв. метра - для одиноких граждан;

42 кв. метра - на семью из 2 человек;

18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.

Социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или в муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты;

Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

Согласно п.12, 13 Правил орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.

Гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.

Приобретенное (построенное) за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

В соответствии с ч.1, 4 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.

В судебном заседании установлено, что Чернобай С. Л., Чернобай И. А., Чернобай А. А.. Чернобай А. Г., Чернобай А. А., Волоцкова Е. Г., Волоцков В. С., Волоцков Н. С. состоят в списках граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемой шахты «Несветаевская», непригодным для проживания по критериям безопасности по адресу: ххххх были включены в списки как члены одной семьи. Данная квартира является муниципальной. Вместе с тем, как следует из материалов дела Чернобай С.Л., Чернобай И.А. и Чернобай А.А. перестали быть членами семьи Чернобай А. Г., Чернобай А. А., Волоцковой Е. Г., Волоцкова В. С., Волоцкова Н. С., так как Чернобай С.Л. и Чернобай А.Г. расторгли брак и Чернбай А.Г., равно как и Волоцкова Е.Г. создали новые семьи. После расторжения брака был произведен раздел лицевого счета по данной квартире.

С учетом вышеизложенного, в том числе законодательных норм, а также позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 07.02.2008 №266-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина О.В.Г. на нарушение его конституционных прав пунктами 10,11 и абзацем вторым пункта 13 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, суд приходит к выводу об обоснованности требований истицы, действующей от своего имени и от имени своих несовершеннолетних детей, и полагает возможным данные требования удовлетворить, так как истица с детьми перестали быть членами одной семьи с нанимателем жилого помещения. Заключение отдельного договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, в данном случае, исходя из количества лиц, включенных в списки и прекративших быть членами одной семьи, не приведет ни к увеличению размера предоставляемой общей жилой площади, ни, соответственно, к увеличению размера социальной выплаты, рассчитанной Администрацией города Новошахтинска в отношении всех граждан, включенных в списки по данной квартире.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию города Новошахтинска заключить с Чернобай С.Л., Чернобай И.А., Чернобай А.А. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, в пределах размера социальной выплаты, рассчитанной Администрацией города Новошахтинска, отдельно от семьи Чернобай А.Г., Чернобай А.А., Волоцкова Е.Г., Волоцкова В.С., Волоцкова Н.С..

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение 10 дней.

    Судья (подпись)

Решение изготовлено 09.12.2011.