№2-1810-2011 решение суда об обязании выполнения действий



                          Дело №2-1810-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 декабря 2011 года.                    г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Ленивко Е.А.

при секретаре Литвиновой М.О.

с участием адвоката Куюмджи И.Б.,

представителя ответчика Администрации города Новошахтинска Сергеевой М.Н., действующей на основании доверенности от 16.03.2009 №07.02-04/59,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никульникова С.И. к Администрации города Новошахтинска, Правительству Ростовской области, Министерству регионального развития РФ о защите жилищных прав и взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам, в котором просил признать незаконными действия ответчиков Администрации города Новошахтинска и Администрации Ростовской области по разрешению вопроса выделения ему как инвалиду 2 группы государственного жилищного сертификата в 2010 г., по регистрации и учету его как инвалида 2 группы для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, поскольку их действия противоречат Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ № 879 от ххххххххххххххх, обязать ответчиков Администрацию Ростовской области и Министерство регионального развития РФ выдать в 2010 г. ему как инвалиду 2 группы государственный жилищный сертификат на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения, взыскать с ответчиков Администрации города Новошахтинска и Администрации Ростовской области компенсацию морального вреда в размере по хххххххххххххх руб. с каждого за издевательства над его социальными правами, поскольку по вине ответчиков он не имеет своего жилья, в связи с чем ему причинены нравственные и физические страдания. Впоследствии истец уточнил заявленные требования, и просил признать незаконными действия ответчиков по игнорированию ст. 2 ФЗ № 125-ФЗ от 25.10.2002 г., п.2,3 Постановления Правительства РФ № 879 от 10.12.2002 г., п.3 п.п. «в», п.19 п.п. «е», п.24, 26,29 Постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г. по несоблюдению очередности предоставления жилищной субсидии в виде социальной выплаты на приобретение жилья ему как инвалиду 2 группы. В обоснование своих требований истец указал, что он является инвалидом 2 группы, выехал из районов Крайнего Севера в 1995 года, имея при этом стаж работы более 15 лет. В г. Новошахтинске проживает с 1996 года, не имея собственного жилья. В 2009 году им были поданы в Администрацию города Новошахтинска заявления о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение гособязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» и заявление о выделении сертификата в 2010 году. Однако вопрос об обеспечении его жильем в 2010 году не разрешен, несмотря на то, что первично он состоял на учете в 1996 году, повторно был взят на учет Администрацией города Новошахтинска в 2001 году, в связи с утратой его первичных документов. По данным Администрации города Новошахтинска, номер его очередности по категории инвалид - первый, согласно ответу Администрации города Новошахтинска № 269 от 28.08.2006. В феврале 2010 года он обратился в Администрацию города Новошахтинска за результатом рассмотрения его заявлений, где ему было разъяснено, что ему отказано в выдаче сертификата в 2010 году по той причине, что его очередь еще не подошла. Он считает, что ответчиками нарушены нормы федерального законодательства, поскольку он должен состоять на учете по категории инвалид, тогда так Администрацией города Новошахтинска взят на учет по категории пенсионер, что является незаконным. В результате указанных действий нарушается, соответственно, и очередность получения жилищного сертификата. Вышеуказанные действия ответчиков являются издевательством над его социальными правами. Он, являясь инвалидом, не имеет своего жилья и вынужден скитаться в поисках съемных квартир, ухудшается его физическое и психическое состояние.

Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от ххххххххххххххх в удовлетворении иска Никульникова С.И. к Администрации Ростовской области, Администрации города Новошахтинска, Министерству регионального развития РФ о признании незаконными действий и выделении жилищного сертификата, компенсации морального вреда отказано.

Определением Судебное коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ххххххххххххххх вышеуказанное решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 16.06.2010 года оставлено без изменения, а кассационная жалоба Никульникова С.И. без удовлетворения.

Постановлением президиума Ростовского областного суда от ххххххххххххххх решение Новошахтинского районного суда от ххххххххххххххх и определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ххххххххххххххх по делу по иску Никульникова С.И. к Администрации Ростовской области, Администрации города Новошахтинска, Министерству регионального развития РФ о признании незаконными действий и выделении жилищного сертификата, компенсации морального вреда отменено и направлено на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

После этого истец изменил исковые и просил признать за ним право на участие в подпрограмме «Выполнение гособязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденной постановлением Правительства РФ от ххххххххххххххх хххххххххххххх, начиная с 2006 года, по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по субъекту РФ «Ростовская область», как лицо, имеющее первоочередное право на получение государственного жилищного сертификата под номером 1, как инвалида 2 группы с 1997 года; обязать государственного заказчика подпрограммы Минрегион России осуществить выпуск государственного жилищного сертификата и издать приказ о выдаче сертификата на обеспечение жильем северянина Никульникова С.И. за счет денежных средств федерального бюджета на 2011 год, заложенных в государственный бюджет РФ 2011 года - в обеспечение исполнений решения суда, где ответчиками выступают органы государственной власти РФ, и направить данный бланк сертификата в орган исполнительной власти Администрацию Ростовской области, не позднее 2-х месячного срока со дня вступления в законную силу решения суда по данному делу; обязать Администрацию Ростовской области произвести оформление бланка сертификата на имя северянина Никульникова С.И. на обеспечение его жильем за счет средств федерального бюджета, и передать сертификат органу местного самоуправления Администрации города Новошахтинска в двухмесячный срок со дня получения бланка сертификата для вручения Никульникову С.И.; обязать Администрацию города Новошахтинска вручить государственный жилищный сертификат Никульникову С.И. в 3-дневный срок с момента передачи и поступления сертификата в Администрацию города Новошахтинска Ростовской области; взыскать с Минрегионразвития России в его пользу компенсацию морального вреда в сумме хххххххххххххх рублей, поскольку он по вине ответчика вынужден скитаться по квартирам, не имея своего жилья, в связи с чем несет физические и нравственные страдания, будучи инвалидом 2 группы и тяжелобольным человеком.

Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от ххххххххххххххх за Никульникова С.И., являющимся инвалидом 2 группы, признано право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденной постановлением Правительства РФ от ххххххххххххххх, по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по субъекту Российской Федерации Ростовской области - как лица, имеющего с 2006 года первоочередное право на получение государственного жилищного сертификата. Министерство регионального развития РФ обязано в срок не позднее ххххххххххххххх за счет средств федерального бюджета на 2011 год в установленном порядке целевым назначением выделить государственный жилищный сертификат Никульникова С.И., и направить его в Администрацию Ростовской области для последующего вручения Никульникову С.И. Администрация Ростовской области и Администрация города Новошахтинска обязаны в установленном законом порядке и в установленный законом срок вручить государственный жилищный сертификат Никульникова С.И.. В остальной части иска отказано.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ххххххххххххххх решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от ххххххххххххххх отменено и направлено на новое рассмотрение в Новошахтинский районный суд в ином составе судей.

В ходе рассмотрения дела истец вновь изменил свои требования, и просит:

- признать за ним Никульниковым С.И., являющимся инвалидом 2 группы, право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по субъекту Российской Федерации - Ростовской области, как лица, имеющего с 2006 года первоочередное право на получение государственного жилищного сертификата;

- обязать Министерство регионального развития РФ в срок не позднее ххххххххххххххх за счет средств федерального бюджета на 2012 год в установленном порядке целевым назначением выделить государственный жилищный сертификат Никульникову С.И. и направить его в Правительство Ростовской области для последующего вручения ему через Администрацию города Новошахтинска.

В случае невозможности удовлетворения вышеуказанных исковых требований истец просит:

- признать за ним, Никульниковым С.И., являющимся инвалидом 2 группы, право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по субъекту Российской Федерации - Ростовской области, как лица, имеющего право на получение государственного жилищного сертификата во вторую очередь, как инвалида 2 группы, в соответствии со ст. 2 Федерального закона №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;

- обязать Администрацию города Новошахтинска в соответствии с законом внести его Никульникова С.И. в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2013 года по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - инвалиды 1 и 2 групп»;

- обязать Правительство Ростовской области в соответствии с законом внести его в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2013 год по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - инвалиды 1 и 2 групп»;

- обязать Министерство регионального развития РФ в установленном законом порядке в соответствии со сводным списком граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2013 год по категории - «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - инвалиды 1-2 групп» выделить государственный жилищный сертификат ему, Никульникову С.И. и направить его в Правительство Ростовской области для последующего вручения ему через Администрацию города Новошахтинска;

- признать незаконными действия ответчиков Администрации города Новошахтинска и Правительства Ростовской области по разрешению вопроса выделения ему, как инвалиду 2 группы, государственного жилищного сертификата в 2010 году и не постановки его на регистрацию и учет, как инвалида 2 группы для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, как противоречащие закону и взыскать с данных ответчиков в его пользу компенсацию морального вреда в размере хххххххххххххх руб. с каждого, поскольку их незаконными действиями в течение нескольких лет было нарушено его право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ, являющееся основополагающим правом человека и гражданина.

Истец в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, что подтвердил представитель истца, согласно поступившей телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя адвоката Куюмджи И.Б. Дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истца адвокат Куюмджи И.Б., действующий на основании ордера и доверенности, в судебном заседании исковые измененные требования поддержал по ранее изложенным в исковом заявлении основаниям, уточнив в части исковых требований к Администрации города Новошахтинска по внесению истца в список, просил обязать Администрацию города Новошахтинска принять от Никульникова С.И. заявление о включении его в Список граждан - участников подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (инвалиды 1 и 2 групп)» на 2013 год и включить Никульникова С.И. в список граждан - участников подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (инвалиды 1 и 2 групп)». Кроме того, дополнительно пояснил, что истец считает, что все ответчики виновны в том, что он не был постановлен на учет по категории инвалиды, чем грубо нарушены его жилищные права и право на получение жилищного сертификата. В случае невозможности удовлетворения его исковых требований в первой части, так как истцом не всегда и несвоевременно подавались заявления, последний раз заявление было подано только в 2009 году, он просит удовлетворить его требования в остальной части с учетом постановления суда надзорной инстанции, а также того, что истец был поставлен на учет в 2001 году и должен был быть поставлен на учет по категории инвалиды, что не было сделано Администрацией города Новошахтинска с последующим утверждением Администрацией Ростовской области и разъяснением Минрегионразвития РФ в части очередности включения в списки в связи с тем, что инвалидность истцом была получена не в районах Крайнего Севера и не являлась следствием трудового увечья., а была получена после выезда из районов Крайнего Севера и в связи с общим заболеванием. Постановка истца Администрацией города Новошахтинска в список в качестве инвалида повлечет соответственно обязанность Правительства Ростовской области и Министерства регионального развития по включению истца в общеобластные сводные списки по категории очередности как инвалида с последующей выдачей сертификата. Он считает, что действиями ответчиков были нарушены права истца, так как если смотреть из представленных сводных списков, он бы получил сертификат в 2010 году, если бы был включен по категории инвалид, а не пенсионер, так как было выделено 4 сертификата, и он бы был вторым из четырех. Из-за незнания закона со стороны Администрации города Новошахтинска и не исполнения закона в части постановления истца на учет как инвалида 2 группы было нарушено конституционное право истца на жилище, в связи он, являясь инвалидом 2 группы, не имеет собственного жилья, вынужден снимать квартиры, что ухудшает состояние его здоровья, заставляет его постоянно находиться в нервном стрессе и этим ему причинен моральный вред со стороны всех ответчиков. В подтверждение доказательств размера морального вреда истцом с предыдущим представителем представлены выписки из истории болезни, из которых просматривается ухудшение состояния здоровья истца, что связано со стрессом, вызванным незаконным отказом ответчиков в постановке его на учет по категории инвалид и лишение права на получение жилья с 2009 года. Истец болен гипертонией и сопутствующими заболеваниями, дополнительных доказательств, обосновывающих размер морального вреда, они не предоставляют. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации города Новошахтинска Сергеева М.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, и пояснила, что она считает Администрация города Новошахтинска, приняв от истца заявление и поставив его на учет как пенсионера действовала в полном соответствии с действующим законодательством и не отказывала истцу в постановке его на учета как инвалида. Включив истца как пенсионера, она его жилищные права, в том числе и право на получение жилищного сертификата не нарушала. Она также считает, что истцом не доказана причинно-следственная связь между ухудшением состояния его здоровья, при этом просит учесть характер его болезни, которая, что является общеизвестным, неизлечима и может быть связана, в том числе с погодными условиями, сезонными обострениями, иными стрессовыми ситуациями, в том числе и возникшими с сожительницей., так как имелись еще иски, связанные с переселением из ветхого жилья. В Администрацию города Новошахтинска поступало после вынесения постановления судом надзорной инстанции представлением прокуратуры в 2011 году, но оно не было исполнено только в связи с тем, что истец с заявлением не обратился, а включение в списки носит только заявительный характер с представлением соответствующих документов. С учетом разъяснений, данных судом надзорной инстанции, они не возражают против включения истца для получения сертификата как инвалида, однако для этого также необходимо его соответствующее обращение.

Представитель ответчика Правительства Ростовской области в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, согласно поступившему возражению просил рассмотреть дело в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ. Из письменного возражения следует, что ответчик исковые требования не признает, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме по тем основаниям, что считает, что Администрация города Новошахтинска и Правительство Ростовской области в отношении Никульникова С.И. действовало в рамках закона. Порядок обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, определен постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». Формой государственной поддержки граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой, устанавливается жилищным сертификатом. В соответствии с п.п. «з» п.5 Правил выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы (далее Правил) право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды 1 и 2 группы, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет. Указанная категория граждан обеспечивается в первую очередь. Во вторую очередь, обеспечиваются граждане, относящиеся к категории граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, находящихся на пенсии. Для включения Никульникова С.И. в список на 2009 год он должен был подать об этом заявление до 01.07.2009 года. Заявление на участие в подпрограмме до 2009 года истец не подавал, соответственно в список не включался. В соответствии с п.24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Сводный список граждан-участников подпрограммы на планируемый год формируется в соответствии с поданными списками органов муниципальных образований. Сводный список граждан-участников подпрограммы по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом положений ст. 17-20 постановления Правительства РФ от 10.12.2001 №879. В сводный список на 2010 год по г. Новошахтинску Никульников С.И. включен в категорию граждане, находящиеся на пенсии, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей под номером 5. Данный список был направлен Администрацией города Новошахтинска в Администрацию Ростовской области. Никульников С.И. включен в сводный список граждан-участников подпрограммы на 2010 год под номером 32 с датой постановки на учет 01.11.2011. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010 «101-р и на основании приказа Министерства регионального развития РФ от 19.02.2010 №66 для реализации жилищных прав данной категории граждан Администрации Ростовской области были переданы бланки государственных жилищных сертификатов на сумму 56341,0 тыс. руб. В соответствии с п.29 и 36 Правил и согласно распоряжению Администрации Ростовской области от 16.04.2010 №101 Министерством территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области были распределены муниципальным образованиям 5 государственных жилищных сертификатов для оформления и передачи гражданам с датами постановки на учет с 12.12.1994 по 06.06.1996. Таким образом, выделение жилищных сертификатов осуществлялось в пределах выделенного Минрегионом РФ количества сертификатов для Ростовской области, и в очередности и категории, предусмотренной в установленном порядке. В связи с оспариванием Никульниковым С.И. очередности предоставления государственных жилищных сертификатов инвалидам, получившим инвалидность вследствие трудового увечья, полученного в районах Крайнего Севера и инвалидов общего заболевания, получивших инвалидность в регионе вселения Министерством территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области был сделан соответствующий запрос в ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» (исх. №9.3/1211 от 01.07.2010). Исходя из полученных разъяснений министерством формировались свободные списки граждан-участников на 2011 и 2012 годы. Никульников С.И. заявления о выделении сертификата в 2011 году в Администрацию г. Новошахтинска с 01.01.2010 по 01.07.2010 не подавал, в связи с чем не был включен в сводный список граждан-участников подпрограммы на 2011 год. В соответствии с п.26 Правил включение граждан-участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается. Таким образом, выдача государственного жилищного сертификата в 2011 году гражданину, не включенному в сводный список граждан-участников подпрограммы на 2011 год, противоречит действующему законодательству. Требование истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 300000 руб. считает не обоснованными, поскольку со стороны ответчиков отсутствуют неправомерные действия в отношении Никульникова С.И. Правительство Ростовской области действует в рамках законодательства и не нарушает права и законные интересы истца.

Представитель ответчика Министерства регионального развития РФ в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, согласно поступившим возражениям, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ. Из письменных возражений следует, что ответчик исковые требования не признает, просит в удовлетворении иска отказать, по тем основаниям, что является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ. В соответствии со ст.8 Федерального закона распределение субъектам РФ средств федерального бюджета на жилищные субсидии осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством РФ, и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, осуществляется в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Формой государственной поддержки граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой, устанавливается жилищным сертификатом. В установленном постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153 порядке и в пределах выделенных средств федерального бюджета 7 сертификатов на 2011 год направлены Минрегионом России в соответствующий орган исполнительной власти Ростовской области для выдачи гражданам, состоящим в сводных списках. Деньги, предусмотренные в федеральном законе от 13.12.2010 №357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Ростовской области для выплаты гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года Минрегион направил в субъект в полном объеме. При этом Минрегион России не имеет полномочий по увеличению сумм выплат, предусмотренных в Федеральном законе от 13.12.2010 №357-ФЗ. Направление дополнительного бланка государственного жилищного сертификата, не имеющего финансового обеспечения в 2011 году, не позволит Никульникову С.И. реализовать свое право на жилище. Кроме того, именной характер бланк государственного жилищного сертификата приобретает только после его оформления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на владельца сертификата. В преамбуле к Федеральному закону от 25.10.2022 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» указано, что федеральный закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года. В соответствии со статьей 2 Федерального закона в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов РФ и по согласованию с Правительством РФ, во вторую очередь - гражданам, признанным инвалидами 1 и 2 групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в третью очередь - пенсионерам, в четвертую очередь - неработающим гражданам, в пятую очередь - работающим гражданам. Согласно материалам дела, Никульников С.И. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в 2001 году. Выдача сертификата гражданину, состоящему в сводных списках по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (п.п. «з» п.5 Правил) осуществляется в зависимости от даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и отнесения гражданина к той или иной категории очередников, перечень которых приведен в статье 2 Федерального закона (п.п.24,26 Правил). Выдача сертификатов гражданам, не включенным в сводные списки, исключается. Обеспечение граждан-участников подпрограммы социальной выплатой возможно в порядке существующей очередности в пределах средств федерального бюджета, выделяемых Ростовской области на эти цели. Внеочередное предоставление сертификатов условиями подпрограммы не предусмотрено. Нарушение очередности предоставления социальных выплат (жилищных субсидий) приведет к нарушению прав граждан, признанных нуждающимися в получении социальных выплат (жилищных субсидий) с более ранней датой подачи заявления и очередностью, установленной Федеральным законом и Правилами, что противоречит п.3 ст. 17 Конституции РФ. В соответствии с Правилами включение граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, в сводные списки на получение сертификата в планируемом году и оформление полученных от государственного заказчика бланков сертификатов на имя граждан-участников подпрограммы относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ. Просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав пояснения представителей сторон, обозрев учетное дело Никульникова С.И., проверив и изучив материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются.

Аналогичные положения установлены п.п. «з» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153.

Вышеуказанные положения законодательства лишь определяют право конкретных категорий граждан РФ на участие в соответствующей подпрограмме.

Очередность же предоставления жилищных субсидий установлена ст.2 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", согласно которой:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации;

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;

в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В силу ст. 7 указанного Федерального закона, средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Согласно ст. 10 указанного Федерального закона, порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с названным Федеральным законом регулирует Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879.

В соответствии с п. 2,3 данного Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.

В силу п.9, 10 вышеуказанного Положения для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение жилищной субсидии, представляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) следующие документы:

а) заявление по форме согласно приложению N 1;

б) заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи;

в) справка о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении;

г) заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

д) заверенная копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров;

справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства;

справка органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания.

Заявление регистрируется в книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, согласно приложению N 2 (далее именуется - книга регистрации и учета), к заявлению прилагаются документы в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения.

Книга регистрации и учета является документом строгой отчетности. В ней не допускаются подчистки. Поправки, а также изменения, вносимые на основании документов, заверяются подписью должностного лица, на которое возложена ответственность за осуществление регистрации и ведение учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, и печатью.

В соответствии с п.17-19 данного Положения одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, формируются списки по форме согласно приложению N 3 по следующим категориям граждан:

а) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

б) пенсионеры;

в) граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

г) работающие граждане.

Списки граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, формируются по форме, предусмотренной в приложении N 3 к настоящему Положению, на основании списков граждан, указанных в пункте 17 настоящего Положения, а также состава выезжающих граждан, не включенных в указанные списки.

Органы местного самоуправления, наделенные согласно пункту 3 настоящего Положения соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в пунктах 17 и 18 настоящего Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. «е» п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают следующие документы:

выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992 г.;

выписка из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров;

справка органов государственной службы медико-социальной экспертизы об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства;

справка органов службы занятости населения по месту постоянного проживания гражданина о признании его в установленном порядке безработным с указанием даты признания гражданина таковым - для безработных;

копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

Согласно положениям п.24 - 26 вышеуказанных Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) обеспечивают свободный доступ к спискам граждан - участников подпрограммы путем размещения указанных списков для всеобщего обозрения в доступных местах и своевременного предоставления необходимой информации по письменному обращению указанных граждан.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается.

Таким образом, участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание, а также подавшие заявление с приложением соответствующих документов в установленный вышеуказанными Правилами срок.

В судебном заседании установлено, что истец Никульников С.И. выехал из районов Крайнего Севера в апреле 1995 года, является инвалидом 2 группы вследствие общего заболевания, инвалидность впервые установлена в 1997 году, с 2002 г. инвалидность установлена бессрочно, имеет стаж в районах Крайнего Севера 15 календарных лет.

12.10.2001 истцом подано заявление в Администрацию города Новошахтинска о постановке его на учет для получения жилой площади, в данном же заявлении им указано, что он является инвалидом 2 группы от общего заболевания.

Согласно выписке из решения исполкома местного Совета народных депутатов (совместного постановления администрации и профкома) от 01 ноября 2001 №449 он был принят на учет с 01.11.2001 как проработавший в районе Крайнего Севера 15 лет в связи с отсутствием жилья при наличии льгот и преимуществ в виде инвалидности 2 группы по общему списку №606, по льготному №173.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" истец имеет право на получение государственного жилищного сертификата во вторую очередь как инвалид 2 группы.

При этом поскольку, как следует из вышеизложенных положений законодательства, реализация права на получение государственного жилищного сертификата зависит непосредственно от действий истца по подаче заявления с приложением необходимых документов в установленный Правилами срок на соответствующий, в данном случае 2013 финансовый год, поскольку с 2010 года, равно как и до 2009 года истец с таким заявлением не обращался, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования в части возложения на ответчика Администрацию города Новошахтинска обязанности при надлежащем обращении принять от Никульникова С.И. заявление о включении его в Список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (инвалиды 1 и 2 групп)» на 2013 год и соответственно включить Никульникова С.И. в список граждан - участников подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (инвалиды 1 и 2 групп)» в установленном порядке.

В остальной части исковых требований суд не находит оснований для их удовлетворения, поскольку они в полной мере противоречат вышеуказанным положениям Федерального закона и нормативных актов, принятых в его исполнение.

При этом, суд также не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца в отношении Правительства Ростовской области и Министерства регионального развития РФ, так как доказательств того, что какими-либо действиями, либо бездействиями со стороны данных ответчиков были нарушены права истца на получение государственного жилищного сертификата не имеется.

В обязанности Минрегионразвития РФ входит лишь направление бланков сертификатов в пределах выделенных средств федерального бюджета, а не их распределение между очередниками. Правительство Ростовской области (ранее Администрация Ростовской области) формирует сводные списки на основании списков предоставленных муниципальными органами. При этом как со стороны Правительства Ростовской области, так и со стороны Администрации города Новошахтинска имело место неправильное толкование норм материального права, а именно положений ст.1 и ст. 2 вышеуказанного Федерального закона и подзаконных нормативных актов, что нашло свое разрешение только в постановлении суда надзорной инстанции. Соответствующее разъяснение ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» по запросу Администрации Ростовской области были последней получены в июле 2010 года, которое в случае обращения Никульникова С.И. с заявлением в 2010 году привело бы к устранению несоответствия в очередности предоставления жилищного сертификата. однако такого обращения с его стороны не последовало ни в 2010 году, ни в 2011 году несмотря на разъяснения необходимости такого обращения как со стороны Администрации города Новошахтинска, так и имеющихся разъяснений в решении Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12.02.2009 по иску Никульникова С.И. к Администрации Ростовской области, Администрации города Новошахтинска о признании неправомерными действий по не предоставлению жилищной субсидии, обязании включения в список получателей государственного жилищного сертификата на 2009 год и взыскании расходов по делу. Как следует из данного решения суда, очередность включения его в список исходя из отнесения его к определенной категории им не оспаривалась до апреля 2010 года. Кроме того, из представленного Правительством Ростовской области возражения и сводного списка граждан-участников подпрограммы на 2010 год следует, что включение Никульникова С.И. в списки как пенсионера, а не инвалида, не привело к нарушению его прав на жилье, поскольку в 2010 году муниципальным образованиям были распределены 5 государственных жилищных сертификатов для оформления и передачи их гражданам с датами постановки на учет с 12.12.1994 по 06.06.1996.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При указанных выше обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания с ответчиков компенсации морального вреда, кроме того, истцом суду не представлено доказательств, подтверждающих наличие причинной связи между ухудшением состояния его здоровья и неправильным определением очередности включения его в список на 2010 год.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию города Новошахтинска принять от Никульникова С.И. заявление о включении его в Список граждан - участников подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (инвалиды 1 и 2 групп)» на 2013 год и включить Никульникова С.И. в список граждан - участников подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (инвалиды 1 и 2 групп)».

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение 10 дней.

    Судья (подпись)

Решение изготовлено 26.12.2011.